"Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы в рамках ФГОС

Нурисламова Анна Гайнитдиновна

«Если ученик в школе не научился

 сам ничего творить,

то и в жизни он всегда будет

только подражать, копировать»

Л. Н. Толстой

Тема моего самообразования, которой я занимаюсь уже около 5 лет - «Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы в рамках ФГОС». Это одна из основных задач Федерального Образовательного Стандарта. Простое заучивание материала перестало быть актуальным, в современном обществе важна другая личность – творческая, активная, самостоятельная, которая способна реализовать себя, быть полезной для общества.

Что же такое творчество?

Творчество (или креативность) – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.

«Мышление начинается с удивления» - считал В. А. Сухомлинский. Я полностью с ним согласна. Для того чтобы заинтересовать учеников, заставить их думать - надо удивить. Поэтому процесс познания нового материала должен быть творческим, интересным.

Много психологов и педагогов изучали этот вопрос – С. Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Б.Г. Теплов. Все они говорят об одном, что творческие способности есть у каждого – врождённые  (природные), которые нужно развивать, формировать в процессе жизни (обучая и воспитывая ребёнка), которые проявляются в какой-либо деятельности.

Характеристики творческих способностей:

  1. Желание изучать все новое, необычное;
  2. Фантазия;
  3. Способность применять опыт на практике.
  4. Появление чего-то нового;
  5. Поглощение большого потока информации.

Цели моей деятельности по развитию данных способностей обучающихся – создание ситуации проявления творческой активности для самореализации личности обучающегося, способствовать развитию устной и письменной речи, наблюдательности, умений обобщать.

Воспитательные цели: - способствовать развитию положительного отношения к учебной деятельности, - обеспечить высокую творческую активность при выполнении заданий, создавать условия для воспитания  нравственной личности.

Задача моя - не только в том, чтобы дать учащимся как можно более глубокие знания по предмету, но и развить творческие способности каждого ребёнка. То есть раскрыть в детях качества, лежащие в основе творческого мышления, сформировать умение управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций.

Так с чего же начать развитие творческих способностей на уроках? Как это сделать?

Для начала, я себе дала установку – любое решение креативной задачи, все «творения» учащихся – это в первую очередь кропотливый труд. Я не имею право его раскритиковать, указать на промахи, надо обязательно похвалить. Нельзя подавлять их фантазию, нужно формировать уверенность в себе, в своих силах. Необходимо дать понять детям, что к своему труду надо относиться с уважением.  

 

Методы работы.

  1. «Свобода мысли».

Учащимся нравится писать сочинения на свободную тему, поэтому в 5 – 7 классах дети заводят тетради, которые называются «Мои заметки», где записывают все, что красивого, удивительного они видели. Эта тетрадь оформляется по желанию обучающихся. Уже здесь проявляется оригинальность, их творческие способности. Ученики становятся наблюдательнее. Сначала эти тетради не отличаются оригинальностью заметок, но эффект наблюдается уже к концу года. Дети начинают писать намного больше, рассматривают мелочи окружающей жизни с необычных сторон, самые обыкновенные вещи приобретают совсем другой оттенок. Заметки становятся объемнее, интереснее. Ребята учатся в обычных вещах видеть что-то прекрасное. В течение года учитель зачитывает наиболее интересные заметки. Но неотъемлемой часть являются положительные оценки учителя. Ни в коем случае нельзя критически расценивать работу, чтоб ребенок не потерял интерес или не начал стыдиться своей работы.

2. «Художественный метод». Учащиеся с удовольствием создают рисунки на сюжеты произведений, воспроизводят интерьеры домов литературных героев, иллюстрации к своим сочинениям. Также даю задания на уроках русского языка – нарисовать рисунок к пословице, фразеологизму т.п., здесь прослеживается метапредметность.

3. «Малая типография». Дети создают свои творческие работы. Например, составляют книги рецептов (при изучении темы «Определенно-личные предложения»), создают словарики новых или жаргонных слов. На литературе, при изучении какого-либо произведения, составляют словарь цитат и афоризмов. Это учит их внимательнее читать текст, вдумываясь в него.

Также ученики создают газеты. Разрабатывают рубрики, пишут статьи, составляют кроссворды, рисуют обложки.

4. «Мир сказок».

«Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем» - Л. Ф. Обухова.

 Я давно заметила, что создание сказок благотворно влияет на развитие творческих возможностей детей, сближает их с миром природы, оживляет учебный процесс. При написании сказок расширяется словарный запас детей. Ребята учатся излагать свои мысли письменно.

  1. «Давай подумаем!»

«Игра – это особая форма жизни, выработанная или созданная обществом для развития. И в этом плане она педагогическое творение» -   Б.А. Зельцерман, Н.В. Рогалева.

Также детям очень нравится не только решать кроссворды, сочинять синквейны, составлять ребусы, но и самим создавать их (реализация знаний по ФГОС). Также любят  игру «Третий лишний». Дети разгадывают загадки друг друга, затем оценивают товарищей, выявляют победителей.  

4. «Проектная деятельность». Это проектная групповая работа. Она сближает детей, способствует улучшению микроклимата в классе, создает творческую атмосферу. К таким работам можно отнести совместное составление кластера, например, по теме «Причастие». Заканчивая какой-либо раздел, учащиеся создают творческий проект –это может быть в виде сотового телефона, компьютера, книги, плаката и т.п.

5. «Слайд-шоу».

Также эффективным методом считаю создание обучающимися различных презентаций. Эти творческие проекты должны содержать в себе не скачанный материал из интернета, а свою собственную работу. Например, если тема «Зимняя сказка», значит фотографии из личного архива. Детям нравится показывать свои семейные фотографии. Они вовлекаются в работу, получают положительные эмоции.

6. «Музыка нас связала».

         Даю слушать музыкальные произведения, а дети рисуют те образы, которые представляют. Так же домашнее задание – это подобрать музыку к стихотворению, произведению, которое изучали на уроке. Здесь ярко выражена метапредметность.

7. «Этимологическое творчество». Например, ребятам нужно написать сочинения на темы: «Почему подсолнух называется именно так?», «Как появилось слово мама?». Здесь дети могут не только исследовать историю, но и проявить свою фантазию, придумав сюжет.

8. «Обогащение речи». Выполняют различные задания.

 - даю простой текст, который содержит только факты, нужно распространить его;  - пишу слово. Задача учеников  - написать как можно больше характеристик к этому слову;  - разбор пословиц.

9. «Метод шести шляп». Разработчик этого метода - Эдвард де Боно. Устное здание. Развивает речь учащихся, способность мылить разносторонне, развивает также артистические способности ребят. Суть - надевают разного цвета шляпы, характеризуют предмет с разных сторон. Например, дождь. Описывают его с разных сторон – с положительной, отрицательной, практичной, реальной и т.п., а потом меняются шляпами и пытаются посмотреть на этот же дождь с другой стороны.

Все эти методы соответствуют ФГОС. Применяя регулярно их на уроках русского языка и литературы, я добилась положительных результатов:

  1. Учащиеся к 11 классу без проблем пишут итоговое сочинение, 2ю часть ЕГЭ, с легкостью подбирают нужные слова, аргументы.
  2. У выпускников 9-х классов наблюдается повышение количества баллов за сочинение 15.3. (диаграмма)
  3. У большинства учащихся речь стала лучше, итоговое собеседование в 9 классе для них не представляет особой трудности.
  4. Ежегодные призовые места в конкурсе чтецов, сочинений.

Вывод. Наличие творческих интересов у школьников способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения.

         Мы должны на всех уроках развивать творческие способности детей, их мировоззрение и убеждения, то есть способствовать воспитанию высоконравственной личности. Эта основная цель обучения может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям. Нужно так строить обучение, чтобы ребёнок был активным участником - субъектом деятельности. Детям с ОВЗ также лече дается материал с помощью этих приемов.

         Эти методы способствуют лучшему усвоению материала, урок становится красочнее, интереснее, живее, а ребенок увереннее в себе, творчески развитым.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы

в рамках ФГОС»

«Если ученик в школе не научился

 сам ничего творить,

то и в жизни он всегда будет

только подражать, копировать»

Л. Н. Толстой

Тема моего самообразования, которой я занимаюсь уже около 5 лет - «Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы в рамках ФГОС». Это одна из основных задач Федерального Образовательного Стандарта. Простое заучивание материала перестало быть актуальным, в современном обществе важна другая личность – творческая, активная, самостоятельная, которая способна реализовать себя, быть полезной для общества.

Что же такое творчество?

Творчество (или креативность) – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.

«Мышление начинается с удивления» - считал В. А. Сухомлинский. Я полностью с ним согласна. Для того чтобы заинтересовать учеников, заставить их думать - надо удивить. Поэтому процесс познания нового материала должен быть творческим, интересным.

Много психологов и педагогов изучали этот вопрос – С. Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Б.Г. Теплов. Все они говорят об одном, что творческие способности есть у каждого – врождённые  (природные), которые нужно развивать, формировать в процессе жизни (обучая и воспитывая ребёнка), которые проявляются в какой-либо деятельности.

Характеристики творческих способностей:

  1. Желание изучать все новое, необычное;
  2. Фантазия;
  3. Способность применять опыт на практике.
  4. Появление чего-то нового;
  5. Поглощение большого потока информации.

Цели моей деятельности по развитию данных способностей обучающихся  создание ситуации проявления творческой активности для самореализации личности обучающегося, способствовать развитию устной и письменной речи, наблюдательности, умений обобщать.

Воспитательные цели: - способствовать развитию положительного отношения к учебной деятельности, - обеспечить высокую творческую активность при выполнении заданий, создавать условия для воспитания  нравственной личности.

Задача моя - не только в том, чтобы дать учащимся как можно более глубокие знания по предмету, но и развить творческие способности каждого ребёнка. То есть раскрыть в детях качества, лежащие в основе творческого мышления, сформировать умение управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций.

Так с чего же начать развитие творческих способностей на уроках? Как это сделать?

Для начала, я себе дала установку – любое решение креативной задачи, все «творения» учащихся – это в первую очередь кропотливый труд. Я не имею право его раскритиковать, указать на промахи, надо обязательно похвалить. Нельзя подавлять их фантазию, нужно формировать уверенность в себе, в своих силах. Необходимо дать понять детям, что к своему труду надо относиться с уважением.  

Методы работы.

  1. «Свобода мысли».

Учащимся нравится писать сочинения на свободную тему, поэтому в 5 – 7 классах дети заводят тетради, которые называются «Мои заметки», где записывают все, что красивого, удивительного они видели. Эта тетрадь оформляется по желанию обучающихся. Уже здесь проявляется оригинальность, их творческие способности. Ученики становятся наблюдательнее. Сначала эти тетради не отличаются оригинальностью заметок, но эффект наблюдается уже к концу года. Дети начинают писать намного больше, рассматривают мелочи окружающей жизни с необычных сторон, самые обыкновенные вещи приобретают совсем другой оттенок. Заметки становятся объемнее, интереснее. Ребята учатся в обычных вещах видеть что-то прекрасное. В течение года учитель зачитывает наиболее интересные заметки. Но неотъемлемой часть являются положительные оценки учителя. Ни в коем случае нельзя критически расценивать работу, чтоб ребенок не потерял интерес или не начал стыдиться своей работы.

2. «Художественный метод». Учащиеся с удовольствием создают рисунки на сюжеты произведений, воспроизводят интерьеры домов литературных героев, иллюстрации к своим сочинениям. Также даю задания на уроках русского языка – нарисовать рисунок к пословице, фразеологизму т.п., здесь прослеживается метапредметность.

3. «Малая типография». Дети создают свои творческие работы. Например, составляют книги рецептов (при изучении темы «Определенно-личные предложения»), создают словарики новых или жаргонных слов. На литературе, при изучении какого-либо произведения, составляют словарь цитат и афоризмов. Это учит их внимательнее читать текст, вдумываясь в него.

Также ученики создают газеты. Разрабатывают рубрики, пишут статьи, составляют кроссворды, рисуют обложки.

4. «Мир сказок».

«Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем» - Л. Ф. Обухова.

 Я давно заметила, что создание сказок благотворно влияет на развитие творческих возможностей детей, сближает их с миром природы, оживляет учебный процесс. При написании сказок расширяется словарный запас детей. Ребята учатся излагать свои мысли письменно.

  1. «Давай подумаем!»

«Игра – это особая форма жизни, выработанная или созданная обществом для развития. И в этом плане она педагогическое творение» -   Б.А. Зельцерман, Н.В. Рогалева.

Также детям очень нравится не только решать кроссворды, сочинять синквейны, составлять ребусы, но и самим создавать их (реализация знаний по ФГОС). Также любят  игру «Третий лишний». Дети разгадывают загадки друг друга, затем оценивают товарищей, выявляют победителей.  

4. «Проектная деятельность». Это проектная групповая работа. Она сближает детей, способствует улучшению микроклимата в классе, создает творческую атмосферу. К таким работам можно отнести совместное составление кластера, например, по теме «Причастие». Заканчивая какой-либо раздел, учащиеся создают творческий проект –это может быть в виде сотового телефона, компьютера, книги, плаката и т.п.

5. «Слайд-шоу».

Также эффективным методом считаю создание обучающимися различных презентаций. Эти творческие проекты должны содержать в себе не скачанный материал из интернета, а свою собственную работу. Например, если тема «Зимняя сказка», значит фотографии из личного архива. Детям нравится показывать свои семейные фотографии. Они вовлекаются в работу, получают положительные эмоции.

6. «Музыка нас связала».

        Даю слушать музыкальные произведения, а дети рисуют те образы, которые представляют. Так же домашнее задание – это подобрать музыку к стихотворению, произведению, которое изучали на уроке. Здесь ярко выражена метапредметность.

7. «Этимологическое творчество». Например, ребятам нужно написать сочинения на темы: «Почему подсолнух называется именно так?», «Как появилось слово мама?». Здесь дети могут не только исследовать историю, но и проявить свою фантазию, придумав сюжет.

8. «Обогащение речи». Выполняют различные задания.

 - даю простой текст, который содержит только факты, нужно распространить его;  - пишу слово. Задача учеников  - написать как можно больше характеристик к этому слову;  - разбор пословиц.

Один из моих любимых методов  - это 9. «Метод шести шляп». Разработчик этого метода - Эдвард де Боно. Устное здание. Развивает речь учащихся, способность мылить разносторонне, развивает также артистические способности ребят. Суть - надевают разного цвета шляпы, характеризуют предмет с разных сторон. Например, дождь. Описывают его с разных сторон – с положительной, отрицательной, практичной, реальной и т.п., а потом меняются шляпами и пытаются посмотреть на этот же дождь с другой стороны.

Все эти методы соответствуют ФГОС. Применяя регулярно их на уроках русского языка и литературы, я добилась положительных результатов:

  1. Учащиеся к 11 классу без проблем пишут итоговое сочинение, 2ю часть ЕГЭ, с легкостью подбирают нужные слова, аргументы.
  2. У выпускников 9-х классов наблюдается повышение количества баллов за сочинение 15.3. (диаграмма)
  3. У большинства учащихся речь стала лучше, итоговое собеседование в 9 классе для них не представляет особой трудности.
  4. Ежегодные призовые места в конкурсе чтецов, сочинений.

Вывод. Наличие творческих интересов у школьников способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения.

        Мы должны на всех уроках развивать творческие способности детей, их мировоззрение и убеждения, то есть способствовать воспитанию высоконравственной личности. Эта основная цель обучения может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям. Нужно так строить обучение, чтобы ребёнок был активным участником - субъектом деятельности. Детям с ОВЗ также лече дается материал с помощью этих приемов.

        Эти методы способствуют лучшему усвоению материала, урок становится красочнее, интереснее, живее, а ребенок увереннее в себе, творчески развитым.

Спасибо за внимание!

Источники:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс].  Режим доступа:    http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588, свободный
  2. С. Л. Рубинштейн, «Принцип творческой самодеятельности»
  3. Б.Г. Ананьев, «Психология педагогической оценки».
  4. Путешествие в Страну творчества, Учебно-методическое пособие, Горев П.М., Утёмов В.В., 2013
  5. https://studwood.ru/1065530/pedagogika/osobennosti_razvitiya_tvorchestva_tvorcheskih_sposobnostey_detey_doshkolnogo_vozrasta_sovremennoy_pedagogike 
  6. Сухомлинский В.А. О воспитании. –М., 1973.


 

Комментарии

Петрухина Лариса Владимировна

Спасибо. Замечательный материал.