Эффективные приёмы и средства обучения диалогической и монологической речи на уроках английского языка.

Карпова Татьяна Сергеевна

 

      В рамках подготовки к устной части экзамена и для развития коммуникативной компетенции обучающихся на старшей ступени обучения, формирования навыков публичного выступления, навыков диалогической и монологической речи я использую наиболее эффективные интерактивные технологии такие как  дебаты, дискуссии, конференции, скетчи и ролевые игры.

     Дискуссию можно провести почти по каждой теме, изучаемой в школе. Наиболее интересными и для меня, и для моих учеников считаю дискуссии на темы по социальной проблематике. Так учащиеся с удовольствием обсуждают проблемы молодежи, субкультуру, роль СМИ в жизни общества, виды путешествий, свои увлечения, будущую профессию, взаимоотношения с друзьями или в семье, проблемы экологии, школьную жизнь и др.

   Тема дискуссии обычно доводится мною до сведения учащихся заранее. Дискуссии предшествует большая самостоятельная работа учащихся по сбору, обработке и анализу информации, полученной из различных источников. Иногда в рамках изучения какой-либо темы, у нас возникают спонтанные дискуссии. Тема в этом случае очень узкая, но бывает очень интересно.

   Для придания интонационной и эмоциональной окраски и разнообразия реплик необходимо включать в работу вводные фразы и слова. Владение достаточным набором этих фраз поможет заполнять пробелы в речи, придать плавность и непрерывность.

  Что касается обучения диалогической речи, то здесь особое место занимает скетч.  Скетч (с англ. эскиз, набросок, зарисовка) – короткая сцена, разыгрываемая по заданной ситуации с указанием действующих лиц, их социального статуса, ролевого поведения.  В отличие от ролевой  игры, скетч  отличается меньшей сложностью и  свободой речевого поведения персонажей. В виде скетчей можно разыграть небольшие сценки, относящиеся к социально-бытовым сферам по темам: «Питание», «Покупки», «Город и достопримечательности», «Путешествия» и т.д. Эта форма работы позволяет учитывать возрастные особенности учащихся, их интересы, способствует реализации деятельностного подхода в обучении иностранному языку, когда в центре внимания находится ученик со своими потребностями.

   Работа над ролью у разных учащихся протекает по-разному. Можно использовать индивидуальную, парную и групповую формы подготовки. Все они имеют самостоятельную дидактическую ценность, позволяют связать воедино классную и внеклассную, учебную и воспитательную работу.

  Используя данные приёмы и средства обучения диалогической и монологической речи на уроках английского языка в работе с одарёнными детьми на своих уроках и во внеурочной деятельности, постепенно я отмечаю личностные изменения учащихся (они стали более коммуникабельными, легче идут на разговор, более самостоятельны в принятии решений).