Планирование по профилактике

Занозина Элла Алексеевна

Работа современной школы по профилактике   беспризорности, безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних.

 

    «Социальный педагог – соратник ребенка, и его педагогическое искусство состоит в том, чтобы не делать все за ребенка, а вовлечь его в деятельность.        Социальный педагог помогает воспитаннику понять окружающий мир…»
                                                                                           Ю.В. Василькова.

 

В последние годы потребность в развитии социально-педагогической службы помощи детям и подросткам в школе стала крайне необходима, хотя имеет глубокие исторические корни. В связи с этим, появляется необходимость введения в каждую школу  должности социального педагога.    Все чаще  в своей деятельности социальному  педагогу приходится сталкиваться с самыми разнообразными проблемами социальной жизни учащихся и быть готовыми к их разрешению. Вся работа должна идти на формирование положительных личностных качеств обучающихся.

В рамках реализации Федерального закона № 120 –ФЗ от 24.06.1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в работе  школы значительное место занимает воспитательная и профилактическая деятельность  по безнадзорности и правонарушениям детьми и подростками социальных норм. Этот закон является шагом в разработке мер по осуществлению прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а именно: устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с жизненной ситуацией детей, находящихся в социально- опасном положении.

      В компетенцию социального педагога    прежде  всего входит индивидуальная профилактическая работа по выявлению детей и семей, находящихся в социально опасном положении, их социально- педагогическая реабилитация, предупреждения совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.

 Профилактические  мероприятия, проводимые в рамках месячников  и как отдельные классные часы, являются важнейшей составляющей современной  школьной   системы образования. Все они направленны на формирования здорового образа жизни  и правильной  позиции, социальной активности и мотивации подрастающего поколения в современном мире.

 В рамках работы по профилактике безнадзорности, беспризорности,  правонарушений специалистам школы необходимо выбирать следующие направления в своей работе: диагностическое, консультативное,  социально - педагогическое просвещение и межведомственное взаимодействие.

Любая догадка по отношению к ученику (например, о необходимости обращения к другим специалистам за помощью) должна быть тщательно проверена в диагностической работе. Тогда социальный педагог проводит  в своей деятельности такой  метод работы как мониторинг. Необходима особая осторожность и продуманность в тех случаях, когда требуется рассказать другим людям о проблемах ребенка. Для этого надо использовать лишь житейскую лексику. При этом желательно давать родителям и другим учителям ясные и точные рекомендации, как помочь ребенку, испытывающему трудности.

 Школа  сегодня должна работать  согласно основной  нормативной базы и в соответствии с законодательством РФ:

  • Конституции РФ;
  • Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
  • Федерального  закона от 24.06.1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
  • Федерального закона  от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
  • Конвенции ООН о правах ребенка 1995 года.
  • плана воспитательной работы  школы
  • плана совместной деятельности  школы с МКДН и ЗП  по профилактике преступлений и правонарушений на учебный год;
  • плана совместной деятельности  школы с ОП УМВД России по профилактике преступлений и правонарушений на учебный год;
  • плана Совета профилактики;
  • плана  работы социального педагога  на учебный год.

Воспитательная работа школы  должна быть направлена на развитие общекультурного потенциала личности обучающегося, формирование нравственного  ответственного специалиста, гражданина и патриота страны.

Все учителя, работающие с детьми,  должны для себя понимать, в чем заключается их первоочередная помощь. Беседовать по проблеме ребенка, лучше всего индивидуально с обучающимися и их родителями, стараясь у каждого выявить положительные стороны характера, и на этой основе укрепить в нем веру в собственные силы и возможности.  Для этого необходимо установить со школьниками психологический контакт, изучить их интересы, склонности, потребности, что поможет нам в работе с различными социальными категориями семей.                                                   

Основными задачами процесса воспитания являются:

  • создание стимулирующих условий для развития нравственно-эстетической, творческой личности обучающегося на основе современных педагогических технологий;
  • создание условий для личностного роста обучающихся, создание условий для всемерного развития личности, для побуждения к самоанализу, самооценке, самовоспитанию;
  • создание условий для формирования потребностей  обучающихся в ЗОЖ;
  • формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности судьбам Отечества;
  • продолжение работы по вовлечению обучающихся  школы в сеть дополнительного образования;
  • организация профилактической работы

Вопросам воспитательной работы пристальное внимание уделяет администрация  школы  и весь  педагогический  коллектив. На заседаниях педагогического совета, методического совета и совещаниях при директоре постоянно должны рассматриваться вопросы сопровождения воспитательного процесса. Современной школе необходима своевременная связь с родителями,  через родительские собрания, где родители будут информированы классными руководителями о посещаемости и успеваемости своих детей. Администрация и социально - педагогическая служба осуществляют консультирование родителей по учебно-воспитательным вопросам.

Школа проводит работу по развитию у подростков позитивных отношений с окружающими, приобретению умения адаптироваться к отрицательным эффектам рекламы, выражать свои чувства, разрешать конфликты, которые угрожают здоровью и жизни.

Педагогический коллектив совместно с социально-психологической службой школы  работает над навыками ответственного поведения в пользу своего здоровья.

Планомерная постоянная работа по предупреждению беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних позволяют исключить факты вовлечения обучающихся школы в группы и движения с выраженной противоправной и противозаконной деятельностью.

С целью ранней профилактики преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних обеспечивается выполнение планов по реализации региональной образовательной программы «Формирование культуры семейной жизни и ответственного родительства»

Исходя из вышесказанного, в школе должно реализовываться планирование профилактической работы по беспризорности, безнадзорности и правонарушениям.

Таким образом, социальный педагог в школе имеет очень широкий спектр деятельности, который постоянно расширяется и требует для своей реализации больший набор инструментариев

Профилактическая работы по беспризорности, безнадзорности, правонарушений должна продолжаться постоянно. Особое внимание при этом уделять  проблеме самовольного ухода из дома, бродяжничеству, а так же разъяснению последствий происходящего и кто будет нести ответственность за эти деяния и проступки.

Как говорил А.С.Макаренко:

  «Родительские требования к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом - вот первый и самый главный метод воспитания, и если с ребенком неблагополучно, нужно прежде всего самого себя положить под микроскоп. И нужно не ребенка перевоспитывать, а менять ваше отношение к нему, так как его отношение к себе зависит только от вас».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Таблица1

Планирование работы по профилактике беспризорности, безнадзорности, правонарушений

 

№ п/п

Содержание

Сроки

Ответственные, привлекаемые к работе

1

2

3

4

1

Сверка списка обучающихся, неблагополучных семей, состоящих на ВШУ, ОПДН  Сеймского ОП УМВД России по г. Курску, КДН и ЗП Сеймского округа. Формирование банка данных на этих обучащихся

Сентябрь

Начальник инспекции ОПДН  Сеймского ОП УМВД России по г. Курску, секретарь МКДН и ЗП,

зам. директора по ВР, социальный педагог

2

Оформление уголка «Для Вас, родители!»

Сентябрь

Соц. педагог

3

Планирование и информационное обеспечение деятельности

социально-психолого-педагогической службы

Август–сентябрь

Зам. директора по ВР, соц. педагог

4

Сбор информации о детях и семьях, состоящих на разных формах учета, формирование банка данных. Оформление карточек учащихся, поставленных на любой вид учета

В течение года

Классные руководители, инспектор ОПДН  Сеймского ОП УМВД России по г. Курску, специалисты социально-психолого-педагогической службы школы

5

Выявление и учет обучающихся, требующих повышенного педагогического внимания и их внеурочную занятость («группа риска»)

В течение года

Классные руководители, зам. директора по ВР, социальный педагог

6

Изучение потребностей в дополнительном образовании на территории единого образовательного пространства

Сентябрь–октябрь, апрель–май

Социально-психолого-педагогическая служба, классные руководители,

педагоги дополнительного образования

7

Сбор информации о занятости обучающихся в кружках и секциях учреждений дополнительного образования (в том числе и состоящих на разных формах учета)

Сентябрь–октябрь, январь–февраль.

Классные руководители, зам. директора по ВР, социальный педагог

8

Сбор информации о занятости в каникулярное время обучающихся, состоящих на разных формах учета и обучающихся «группы риска», детей из неблагополучных и социально - опасных  семей

Перед каникулами (в течение года)

Социальный педагог, классные руководители, зам. директора по ВР

9

Рейды по неблагополучным семьям, ТЖС, семьям учащихся группы риска. Участие в акции по выявлению детей, нуждающихся в защите государства. Обследование условий жизни опекаемых детей (в соответствии с планом, по необходимости)

В течение года

Зам. директора по ВР,  классные руководители, инспектор ОПДН  Сеймского ОП УМВД России по г. Курску, уполномоченный по правам ребенка, социальный педагог

10

Работа по микрорайону школы:

– выявление и учет детей, подлежащих обучению в школе

(выполнение ФЗ РФ «Об образовании»);

– обследование семей детей,  имеющих риск социального сиротства в целях защиты их прав.

-Выявление несовершеннолетних подопечных, проживающих в микрорайоне школы

 

Сентябрь, апрель

 Педагогический коллектив школы, инспектор ОПДН  Сеймского ОП УМВД России по г. Курску, уполномоченный по правам

ребенка, социальный педагог

11

Проведение месячников,  определенных дней профилактики

В течение года

Службы и ведомства системы профилактики, специалисты социально-психолого-педагогической службы школы

12

Организация работы по правовому просвещению в школе (согласно плану), проведения дня правовой помощи через массовое мероприятие:  Час вопросов и ответов « Мои права » ,круглый стол «Твои права и обязанности»

 

В течение года

Заместитель директора по УВР, уполномоченный по правам ребенка, специалисты правовых структур и ведомств с участием адвокатов, нотариусов, юристов, сотрудников УФСИН, студентов юридических факультетов, сотрудников прокуратуры

13

Работа уполномоченного по правам ребенка в школе (согласно плану) с оформлением школьного стенда и странички на сайте школы

В течение года

уполномоченный по правам

ребенка

14

Деятельность по программе всеобуча:

– контроль над посещением школьных занятий;

 – контроль над посещением внеурочной деятельности,  кружковой деятельности и спортивных секций, состоящих на учетах и детей «группы риска»

 

В течение года

Социальный педагог

 

 

 

 

15

Организация работы по вовлечению учащихся в РДШ

В течение года

Педагог РДШ, зам директора по ВР, ст. вожатая, классные руководители.

16

Организация диагностической и коррекционной работы

В течение года

Социально-психологическая служба

17

Организация летнего отдыха обучающихся школы

Март–август

Зам. директора по ВР, начальник школьного лагеря, социальный педагог

18

Организация летнего трудоустройства обучающихся (через ярмарку вакансий, проводимой отделом опеки и попечительства округа)

Март–август

Социальный педагог, зам. директора по  ВР

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа современной школы по профилактике   беспризорности, безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних.

    «Социальный педагог – соратник ребенка, и его педагогическое искусство состоит в том, чтобы не делать все за ребенка, а вовлечь его в деятельность.        Социальный педагог помогает воспитаннику понять окружающий мир…»
                                                                                           Ю.В. Василькова.

В последние годы потребность в развитии социально-педагогической службы помощи детям и подросткам в школе стала крайне необходима, хотя имеет глубокие исторические корни. В связи с этим, появляется необходимость введения в каждую школу  должности социального педагога.    Все чаще  в своей деятельности социальному  педагогу приходится сталкиваться с самыми разнообразными проблемами социальной жизни учащихся и быть готовыми к их разрешению. Вся работа должна идти на формирование положительных личностных качеств обучающихся.

В рамках реализации Федерального закона № 120 –ФЗ от 24.06.1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в работе  школы значительное место занимает воспитательная и профилактическая деятельность  по безнадзорности и правонарушениям детьми и подростками социальных норм. Этот закон является шагом в разработке мер по осуществлению прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а именно: устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с жизненной ситуацией детей, находящихся в социально- опасном положении.

      В компетенцию социального педагога    прежде  всего входит индивидуальная профилактическая работа по выявлению детей и семей, находящихся в социально опасном положении, их социально- педагогическая реабилитация, предупреждения совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.

 Профилактические  мероприятия, проводимые в рамках месячников  и как отдельные классные часы, являются важнейшей составляющей современной  школьной   системы образования. Все они направленны на формирования здорового образа жизни  и правильной  позиции, социальной активности и мотивации подрастающего поколения в современном мире.

 В рамках работы по профилактике безнадзорности, беспризорности,  правонарушений специалистам школы необходимо выбирать следующие направления в своей работе: диагностическое, консультативное,  социально - педагогическое просвещение и межведомственное взаимодействие.

Любая догадка по отношению к ученику (например, о необходимости обращения к другим специалистам за помощью) должна быть тщательно проверена в диагностической работе. Тогда социальный педагог проводит  в своей деятельности такой  метод работы как мониторинг. Необходима особая осторожность и продуманность в тех случаях, когда требуется рассказать другим людям о проблемах ребенка. Для этого надо использовать лишь житейскую лексику. При этом желательно давать родителям и другим учителям ясные и точные рекомендации, как помочь ребенку, испытывающему трудности.

 Школа  сегодня должна работать  согласно основной  нормативной базы и в соответствии с законодательством РФ:

  • Конституции РФ;
  • Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
  • Федерального  закона от 24.06.1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
  • Федерального закона  от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
  • Конвенции ООН о правах ребенка 1995 года.
  • плана воспитательной работы  школы
  • плана совместной деятельности  школы с МКДН и ЗП  по профилактике преступлений и правонарушений на учебный год;
  • плана совместной деятельности  школы с ОП УМВД России по профилактике преступлений и правонарушений на учебный год;
  • плана Совета профилактики;
  • плана  работы социального педагога  на учебный год.

Воспитательная работа школы  должна быть направлена на развитие общекультурного потенциала личности обучающегося, формирование нравственного  ответственного специалиста, гражданина и патриота страны.

Все учителя, работающие с детьми,  должны для себя понимать, в чем заключается их первоочередная помощь. Беседовать по проблеме ребенка, лучше всего индивидуально с обучающимися и их родителями, стараясь у каждого выявить положительные стороны характера, и на этой основе укрепить в нем веру в собственные силы и возможности.  Для этого необходимо установить со школьниками психологический контакт, изучить их интересы, склонности, потребности, что поможет нам в работе с различными социальными категориями семей.                                                    

Основными задачами процесса воспитания являются:

  • создание стимулирующих условий для развития нравственно-эстетической, творческой личности обучающегося на основе современных педагогических технологий;
  • создание условий для личностного роста обучающихся, создание условий для всемерного развития личности, для побуждения к самоанализу, самооценке, самовоспитанию;
  • создание условий для формирования потребностей  обучающихся в ЗОЖ;
  • формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности судьбам Отечества;
  • продолжение работы по вовлечению обучающихся  школы в сеть дополнительного образования;
  • организация профилактической работы

Вопросам воспитательной работы пристальное внимание уделяет администрация  школы  и весь  педагогический  коллектив. На заседаниях педагогического совета, методического совета и совещаниях при директоре постоянно должны рассматриваться вопросы сопровождения воспитательного процесса. Современной школе необходима своевременная связь с родителями,  через родительские собрания, где родители будут информированы классными руководителями о посещаемости и успеваемости своих детей. Администрация и социально - педагогическая служба осуществляют консультирование родителей по учебно-воспитательным вопросам.

Школа проводит работу по развитию у подростков позитивных отношений с окружающими, приобретению умения адаптироваться к отрицательным эффектам рекламы, выражать свои чувства, разрешать конфликты, которые угрожают здоровью и жизни.

Педагогический коллектив совместно с социально-психологической службой школы  работает над навыками ответственного поведения в пользу своего здоровья.

Планомерная постоянная работа по предупреждению беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних позволяют исключить факты вовлечения обучающихся школы в группы и движения с выраженной противоправной и противозаконной деятельностью.

С целью ранней профилактики преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних обеспечивается выполнение планов по реализации региональной образовательной программы «Формирование культуры семейной жизни и ответственного родительства»

Исходя из вышесказанного, в школе должно реализовываться планирование профилактической работы по беспризорности, безнадзорности и правонарушениям.

Таким образом, социальный педагог в школе имеет очень широкий спектр деятельности, который постоянно расширяется и требует для своей реализации больший набор инструментариев

Профилактическая работы по беспризорности, безнадзорности, правонарушений должна продолжаться постоянно. Особое внимание при этом уделять  проблеме самовольного ухода из дома, бродяжничеству, а так же разъяснению последствий происходящего и кто будет нести ответственность за эти деяния и проступки.

Как говорил А.С.Макаренко:

  «Родительские требования к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом - вот первый и самый главный метод воспитания, и если с ребенком неблагополучно, нужно прежде всего самого себя положить под микроскоп. И нужно не ребенка перевоспитывать, а менять ваше отношение к нему, так как его отношение к себе зависит только от вас».

Приложение 1

Таблица1

Планирование работы по профилактике беспризорности, безнадзорности, правонарушений

№ п/п

Содержание

Сроки

Ответственные, привлекаемые к работе

1

2

3

4

1

Сверка списка обучающихся, неблагополучных семей, состоящих на ВШУ, ОПДН  Сеймского ОП УМВД России по г. Курску, КДН и ЗП Сеймского округа. Формирование банка данных на этих обучащихся

Сентябрь

Начальник инспекции ОПДН  Сеймского ОП УМВД России по г. Курску, секретарь МКДН и ЗП,

зам. директора по ВР, социальный педагог

2

Оформление уголка «Для Вас, родители!»

Сентябрь

Соц. педагог

3

Планирование и информационное обеспечение деятельности

социально-психолого-педагогической службы

Август–сентябрь

Зам. директора по ВР, соц. педагог

4

Сбор информации о детях и семьях, состоящих на разных формах учета, формирование банка данных. Оформление карточек учащихся, поставленных на любой вид учета

В течение года

Классные руководители, инспектор ОПДН  Сеймского ОП УМВД России по г. Курску, специалисты социально-психолого-педагогической службы школы

5

Выявление и учет обучающихся, требующих повышенного педагогического внимания и их внеурочную занятость («группа риска»)

В течение года

Классные руководители, зам. директора по ВР, социальный педагог

6

Изучение потребностей в дополнительном образовании на территории единого образовательного пространства

Сентябрь–октябрь, апрель–май

Социально-психолого-педагогическая служба, классные руководители,

педагоги дополнительного образования

7

Сбор информации о занятости обучающихся в кружках и секциях учреждений дополнительного образования (в том числе и состоящих на разных формах учета)

Сентябрь–октябрь, январь–февраль.

Классные руководители, зам. директора по ВР, социальный педагог

8

Сбор информации о занятости в каникулярное время обучающихся, состоящих на разных формах учета и обучающихся «группы риска», детей из неблагополучных и социально - опасных  семей

Перед каникулами (в течение года)

Социальный педагог, классные руководители, зам. директора по ВР

9

Рейды по неблагополучным семьям, ТЖС, семьям учащихся группы риска. Участие в акции по выявлению детей, нуждающихся в защите государства. Обследование условий жизни опекаемых детей (в соответствии с планом, по необходимости)

В течение года

Зам. директора по ВР,  классные руководители, инспектор ОПДН  Сеймского ОП УМВД России по г. Курску, уполномоченный по правам ребенка, социальный педагог

10

Работа по микрорайону школы:

– выявление и учет детей, подлежащих обучению в школе

(выполнение ФЗ РФ «Об образовании»);

– обследование семей детей,  имеющих риск социального сиротства в целях защиты их прав.

-Выявление несовершеннолетних подопечных, проживающих в микрорайоне школы 

Сентябрь, апрель

 Педагогический коллектив школы, инспектор ОПДН  Сеймского ОП УМВД России по г. Курску, уполномоченный по правам

ребенка, социальный педагог

11

Проведение месячников,  определенных дней профилактики

В течение года

Службы и ведомства системы профилактики, специалисты социально-психолого-педагогической службы школы

12

Организация работы по правовому просвещению в школе (согласно плану), проведения дня правовой помощи через массовое мероприятие:  Час вопросов и ответов « Мои права » ,круглый стол «Твои права и обязанности»

В течение года

Заместитель директора по УВР, уполномоченный по правам ребенка, специалисты правовых структур и ведомств с участием адвокатов, нотариусов, юристов, сотрудников УФСИН, студентов юридических факультетов, сотрудников прокуратуры

13

Работа уполномоченного по правам ребенка в школе (согласно плану) с оформлением школьного стенда и странички на сайте школы

В течение года

уполномоченный по правам

ребенка

14

Деятельность по программе всеобуча:

– контроль над посещением школьных занятий;

 – контроль над посещением внеурочной деятельности,  кружковой деятельности и спортивных секций, состоящих на учетах и детей «группы риска»

В течение года

Социальный педагог

15

Организация работы по вовлечению учащихся в РДШ

В течение года

Педагог РДШ, зам директора по ВР, ст. вожатая, классные руководители.

16

Организация диагностической и коррекционной работы

В течение года

Социально-психологическая служба

17

Организация летнего отдыха обучающихся школы

Март–август

Зам. директора по ВР, начальник школьного лагеря, социальный педагог

18

Организация летнего трудоустройства обучающихся (через ярмарку вакансий, проводимой отделом опеки и попечительства округа)

Март–август

Социальный педагог, зам. директора по  ВР