Учитель

Шабрацкая Татьяна Геннадьевна
Статью читать в документе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya-uchitel.docx17.49 КБ

Предварительный просмотр:

Я – учитель

Учитель – это особая профессия, и приходят в нее люди по-разному. Кто-то мечтает стать учителем с детства, кто-то поступает в пединститут, потому что «конкурс меньше», кто-то – «за компанию»… Приходят многие, задерживаются не все. Наверное, чтобы выдержать «»испытание школой», человек должен обладать определёнными качествами. Нет, не так. Он не должен воспринимать школу как испытание, а скорее – как саму жизнь со всеми её взлётами и падениями, со всем спектром чувств и эмоций. Он уже не может представить себя без учеников, их родителей, контрольных, педсоветов, экзаменов…

Почему я стала учителем? Ответить однозначно здесь невозможно, но точно, что зародилось это решение далеко в детстве. Помню, как мы с младшей сестрой играли «в школу», как я старательно раскладывала учебники, тетради и учила её читать. И ведь научила! А мама наблюдала за нами и говорила, как рада была бы, если бы я и правда стала учительницей. Для неё, родившейся в маленькой деревеньке в начале Великой Отечественной, пережившей голод и нищету, её первая учительница стала центром Вселенной, образцом во всём. Мама рассказывала, что их Ефалия Васильевна в школу ходила в одном и том же платье, но оно всегда было чистым, отглаженным, с белоснежным накрахмаленным воротничком. А когда она по деревне шла, все с ней здоровались с поклоном, мужчины даже шапки снимали. Наверное, тогда и появилось у меня впервые желание быть такой же скромной сельской учительницей.

Конечно, с годами моё представление об учительском труде и личности учителя менялось, менялись и интересы. Было время, когда о педагогической деятельности я вообще не думала, хотела заниматься творчеством, писать картины, но жизнь всё равно распорядилась по-своему и привела меня в школу. И как приняла меня школа в свои объятья тридцать пять лет назад, так и не отпускает до сих пор, держит цепко. Сколько за эти годы пришлось пережить всяческих перемен и экспериментов! Менялась страна, менялась школа, программы, методики, концепции. Но миссия учителя всегда одна: помочь маленькому человеку, который доверяет тебе, вырасти Человеком с большой буквы. Порой это очень сложно, особенно, если само общество предвзято относится к учителю, когда нивелируется его значимость, когда неуважение к нему культивируется в семье.

Но что же делать тогда? Как вернуть это доверие? Ответ – продолжать верить в себя и обращаться к педагогическому опыту, накопленному прежними поколениями. Лично на меня сильнейшее впечатление произвела книга Василия Александровича Сухомлинского «Сердце отдаю детям». Именно эти слова стали для меня педагогическим кредо на долгие годы. Мне близок и понятен подход автора к ребёнку, основанный на уважении к его внутреннему миру, его интересам. Также мне импонирует система педагогических взглядов Шалвы Александровича Амонашвили, который выступает за гуманизацию процесса обучения. Я думаю, что в современном нестабильном быстро меняющемся мире, когда даже взрослому человеку трудно сохранить равновесие, найти себя, только уважительное, партнёрское отношение к ребёнку может остановить его от агрессии и направить в нужное русло. Человек, лишённый агрессии, способен мыслить рационально, объективно оценивать себя и других. И, напротив, так больно видеть искажённые злобой и ненавистью детские лица, в душу которых эту злобу поселили взрослые люди! Семя зла прорастает очень быстро, а вырвать росток трудно, почти невозможно.

Кто-то скажет, что всё это – проблемы воспитания, а не обучения, но я уверена, что образовательный процесс включает в себя все аспекты формирования личности. Для настоящего учителя воспитание и обучение неразрывно связаны, причём, не только на уроке, но и на перемене, в повседневном общении. Если учитель всегда остаётся самим собой, если он верен своим внутренним принципам в любой ситуации и в нем нет двуличия, дети верят ему, идут за ним. Тогда и знания, которые несёт этот педагог, дети будут воспринимать по-другому, более глубоко.

Вот и получается, что, только пропуская всё через себя, через своё сердце, можно что-то изменить. По большому счёту, многое из пройденного в школе с годами забудется, останутся на всю жизнь лишь строгие глаза и доброе сердце учителя. Как у Ефалии Васильевны.