Эссе "Я-учитель"

Ермилова Ксения Александровна

Эссе «Я – учитель»

            У каждого человека есть свой путь - путь, который он выбирает и следует по нему на протяжении всей жизни. Жизнь - это книга с бесконечным количеством сюжетов и финалов. Каждая страница - кусочек души, каждая глава - новый этап в судьбе. Несколько лет назад для меня началась новая глава, в которой я сделала важный выбор, и для меня этот выбор был не случайным.

            Я часто задаю себе вопрос: «Когда я решила стать учителем?» Ответ на него я нахожу в своём детстве. Моему дедушке Октябрьская революция 1917 года дала шанс получить образование, и он стал учителем истории. Бабушка долгое время работала библиотекарем, и в нашей семье всегда было много книг,  большинство из которых составляли книги по истории. С детства я помню рассказы отца о восстании Спартака, о Троянской войне,  которые  слушала с огромным интересом.

            Каждый из нас, думая о своей будущей профессии, представляет тех людей, которым хотелось бы подражать.  У меня в жизни тоже был такой человек. Это моя учительница истории - Умнякова Ирина Васильевна. Она сумела еще сильнее разжечь во мне интерес к истории  и  вовлечь меня в познавательный мир этой науки. На её уроках я в буквальном смысле погружалась в прошлое, воочию видела перед собой седые пирамиды, покрытый прахом времён Колизей, где умирали гладиаторы. Я вместе с моим народом, затаив дыхание, слушала слова Молотова в сорок первом, когда из каждого репродуктора гремело «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой…». И я вставала вместе с великим многострадальным советским народом и шла, шла вместе с моими предками плечом к плечу, шла в бессмертие. Разве могла я выбрать другую профессию?!

             После окончания школы я поступила на исторический факультет Тамбовского Государственного Университета им. Г.Р. Державина. Я с восторгом слушала лекции своих преподавателей. Я никогда не забуду археологическую практику в с. Давыдово Моршанского района. Во время раскопок мной была  найдена керамика различных культур, наконечники стрел,  украшения мордовских женщин.  И вот четвертый курс, мой первый самостоятельный урок… Ощущение потока энергии, направленного на тебя, понимание того, что вместе с тобой твои ученики могут радоваться, размышлять, творить... И только от тебя зависит, как этот спектакль под названием «урок» отзовется в  детских душах, какие струны затронет.

             После окончания института я отправилась работать в МБОУ «Стрелецкая СОШ». В каждом учителе этой школы я увидела профессионала своего дела, в совершенстве знающего свой предмет. Здесь я поняла, что становлюсь настоящим учителем.

             Что же это значит для меня – быть учителем? Я вхожу в класс и вижу глаза моих учеников. В одних - настороженность, в других - интерес, в третьих - надежда, в чьих-то - равнодушие. Какие они разные! Как часто внешние стремления и затаенные желания не совпадают! Мне надо почувствовать, на что настроен каждый ученик, пришедший ко мне на урок, чего ждет он. Передо мной неповторимый внутренний мир. Как войти в этот мир, не разрушить его, дать почувствовать, что этот мир - самое главное, ценное на земле, - моя педагогическая задача. Ядром моей философии является убеждение, что ребёнок - главная ценность общества, выше которой ничего быть не может. В каждом ребёнке скрыт потенциал, который должен обязательно реализоваться.

             Есть замечательные слова  у писателя Ю.П. Азарова: «Не борись с тьмой. Чтобы победить тьму, надо зажечь свет». Так что учитель должен, прежде всего, зажечь огоньки знания в сердцах детей. Но чтобы «зажечь» - нужно «гореть» самому. Педагог не должен забывать простую истину - чтобы быть хорошим учителем, надо любить то, что преподаёшь, и тех, кому преподаёшь. И я люблю моих учеников, несмотря на то, что некоторые из них всё меньше и меньше читают, бывают порой не очень терпимыми по отношению к окружающим и не всегда стремятся к знаниям.

             На своих уроках я стараюсь поддерживать интерес учащихся к изучению истории и обществознания, прививаю своим ученикам интерес к мировой, русской и родной культуре, обсуждая исторические события и явления. Я учу анализировать, сравнивать, находить причины, осознавать последствия, видеть истинный смысл. Именно такой подход, на мой взгляд, способствует становлению творческой личности, стремящейся к знаниям.

             Современный учитель - это человек, который живет в ногу со временем. Умение и готовность постоянно учиться - то качество, которое лучше всего отражает нашу профессию. Поскольку мы живём в веке информационных и коммуникативных технологий, учитель должен активно внедрять их в учебный процесс. Основное требование современных стандартов - научить ребёнка учиться. Для этого я создаю на своих уроках проблемные ситуации с целью вовлечения учеников в поиск решения учебной задачи, в моделировании ситуации общения мне помогает использование  нетрадиционных источников, порождающих моральные дилеммы. Я использую нестандартные формы обучения: проектную и игровую деятельность, творческие мастерские. Я обладаю навыками, необходимыми для работы в новых условиях: коммуникативной, исследовательской и информационной компетенцией; умением получать знания из разных источников;  критическим мышлением; здоровьесберегающими технологиями; готовностью к сотрудничеству; творческими способностями.

             Я доказываю себе и другим, что учитель - это не профессия, это образ жизни. И вот утро. Скорый шаг. Двадцать тетрадей в сумке. Звонок. Начинается урок…  Учительская жизнь, действительно, похожа на чарующий творческий процесс, полный улыбок детей, озорных глаз, искр самопознания. Учитель остается учителем, пока учится сам! А мне еще многое предстоит узнать, но я с большой гордостью могу сказать, я – учитель.