Проблемы использования мобильных телефонов учителями и обучающимися.

Костылева Любовь Николаевна

Еще полтора десятилетия назад мы даже не предполагали, что технология мобильной связи, став общедоступной для всех возрастных категорий, превратится в проблему, которая затронет образовательные учреждения. Помимо вредного воздействия мобильной связи на здоровье детей, сотовые телефоны непосредственно снижают качество школьных занятий, в значительной степени поглощая внимание учащихся. Конечно, у сотовой связи есть свои плюсы:

  1. Расширяет общение между людьми.
  2. Дает возможность родителям всегда знать, где находится ребенок.
  3. Гарантирует безопасность школьника: тревожные кнопки в МЧС, в милицию, к консультанту-психологу.
  4. Способствует получению новой информации через Интернет.
  5. Телефон оснащен калькулятором, будильником, часами, фонариком, фотокамерой, которые можно в нужное время использовать.

Возможность постоянного и удобного использования мобильного телефона — доступность игр, легкость получения любой информации, возможность в любой момент пообщаться с друзьями и др., — довольно быстро формирует у многих детей зависимость и делает устройство их постоянным спутником. Проходит сравнительно короткое время после покупки гаджета, и ребенок начинает есть, спать, ходить в душ и туалет со своим телефоном. Ученые выделили три типа владельцев сотовых телефонов: «Киборги» - считают телефон своим продолжением, чуть ли не частью тела, не могут без него обходиться. «Протезированные» - жить без телефона, в принципе могут, но испытывают при этом дискомфорт. «Непривязанные» - для них телефон это просто телефон, не больше, чтобы звонить, когда действительно нужно

Чем опасен мобильный телефон?

  1. Излучение от сотовых телефонов оказывает вредное воздействие на здоровье растущего организма и приводит к ухудшению памяти, повышению артериального давления, бессоннице.  Наиболее сильно страдают: центральная нервная система, иммунитет, головной мозг.
  2. По мнению шведского профессора Лейфа Селфорда, целое поколение сегодняшних подростков благодаря интенсивному использованию мобильных телефонов, обрекает себя на преждевременное старение.
  3. Подростки слушают музыку часами: на улице, в школе и дома. Наушники вставляются глубоко в ухо, оказываясь в непосредственном контакте со слуховыми органами. Учёные подсчитали: если каждый день по 3 часа слушать музыку через такие наушники, через 5 лет слух ухудшится на 30%. Длительные разговоры по телефону могут привести к акустической невроме и слуховому дерматиту (кожному заболеванию ушей), раздражительности, стрессу.
  4. Телефон имеет незначительные размеры, поэтому чтобы рассмотреть полученную информацию, или при игре, зрение особо напрягается, в результате возникает близорукость, сухость и зуд в глазах, головная боль.

5.Нередко у пользователей возникает психологическая зависимость от мобильного телефона. Имея постоянную возможность полагаться на мнение и советы близких, дети реже принимают самостоятельные решения, боятся ответственности. А в ситуации, когда телефон потерян или забыт дома, даже взрослого человека, не покидает чувство дискомфорта. Хуже обстоит дело с подростками. Главной потребностью в подростковом возрасте является общение со сверстниками. Поэтому многие дети придают телефону (как средству связи) огромное значение. Забыть телефон дома - означает пропустить что-то жизненно-важное. Весь день мысли сосредоточены только на одном: как там телефон, звонил ли кто-нибудь? Нарастает чувство тревоги, развивается невроз.

Часто возникают ситуации, когда ребенок все время находится в ожидании звонка или sms, постоянно достает свой мобильник, чтобы проверить пропущенные вызовы и пришедшие сообщения. В итоге, информация не различается по важности, и ребенок обращается к своему мобильнику снова и снова. В этом случае имеет место информационная зависимость.

Сегодня появились термины - “мобильная зависимость”, “SMS-мания”... «номофобия» Мобильная зависимость - человек носит телефон с собой повсюду. SMS-зависимость - “больной” отправляет сотни сообщений в день.. Номофобия- состояния беспокойства и даже паники у человека, который по тем или иным причинам потерял возможность с помощью мобильного телефона поддерживать контакт с людьми. 

На каждой перемене, мы наблюдаем, как дети с помощью мобильного телефона играют в игры. Так называемые «стрелялки» приводят к искажению восприятия мира:

1. ребенок ассоциирует себя с бессмертным компьютерным героем и привыкает к тому, что если его «убили», можно начать игру заново – чувство самосохранения притупляется, и вот уже на улице ему кажется, что он способен с легкостью и без риска для жизни совершить какой-нибудь головокружительный трюк;

2. ребенок начинает считать, что решение любых конфликтов с использованием силы и оружия – это норма, и даже не пытается уладить ссоры в реальной жизни мирным путем, просто не умеет этого делать;

3. за самые жестокие поступки и убийства герои компьютерных игр не несут ответственности – эта модель поведения переносится ребенком и на реальный мир: можно ударить, до крови избить соперника – и тебе ничего за это не будет! И если герой игры прыгает с высоты, не разбиваясь, или погибает и воскресает, имея в запасе несколько жизней, ребенок может попробовать повторить это в реальности, поставив себя на место неуязвимого героя.

Мобильные телефоны в руках учеников – новая проблема современной школы.

Каждый учитель скажет, что телефоны мешают учебе, отвлекают ребенка, провоцируют ухудшение учебы у подростков, поскольку некоторые из них рассчитывают найти нужную информацию во время урока в Сети, вместо того чтобы учить уроки дома.

Учителя столкнулись с проблемой, которую можно назвать зависимостью учащихся от их мобильных устройств. Подростки во время уроков играют в игры, просматривают веб-ресурсы, пишут SMS или общаются в онлайн- службах. Помимо очевидной физиологической нагрузки на зрение такое времяпрепровождение еще и мешает созданию нормальной рабочей обстановки во время занятий. Как же следует сегодня вести себя учителям, чьи ученики приносят с собой на уроки мобильные телефоны и постоянно отвлекаются то на звонки, то на SMS-сообщения, то на переписку в социальных сетях?

Сложности решения этой проблемы, ставшей столь актуальной в последнее время, прежде всего, объясняются отсутствием единого закона, который бы регламентировал использование мобильных телефонов в школах. Глава Минобрнауки Ольга Васильева на Общероссийском родительском собрании выразила мнение, что школьники, приходя на уроки, должны сдавать мобильные телефоны. "Рассматривать ли iPhone как помощь на уроке - это вопрос очень сложный. Мое убеждение, что он мешает». Она также добавила, что каждая школа может сама выработать рекомендации относительно мобильных телефонов, но придерживается мнения, что на них стоит ввести запрет.

В  лицее разработан и  утвержден  директором приказ о правилах пользования сотовыми телефонами.

Разумеется, и сам преподавательский состав должен строго придерживаться установленных правил и показывать положительный пример своим ученикам. Конечно же, подобные проблемы социального характера решать нужно только сообща путем поиска компромиссов и составления свода правил, на которые согласятся и дети, и их родители, и учителя. Классный руководитель имеет возможность донести до родителей информацию, касающуюся использования сотовых телефонов их детьми; рассказать об исследованиях влияния на здоровье детей мобильных телефонов, вместе с родителями и администрацией лицея выработать рекомендации по безопасному применению данного вида связи. Также на классных часах учитель может обсудить с учащимися все за и против использования мобильных телефонов, провести беседы по формированию культуры поведения владельцев телефонов в современном обществе.