Развитие творческих способностей учащихся.

Виноградова Тамара Владиславовна

Развитие творческих способностей учащихся в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей учащихся на уроках на примере создания образа дракона.

                                                                                         

                                                 

   Каждый человек познает жизнь по-своему, выбирает свой жизненный путь, судьбу. Учителя, родители, воспитатели помогают и подготавливают ребенка к изменениям, которые происходят в новых технологиях, в мире, в родной стране. Школа может стать  пространством творческого развития. Учащийся должен получать навыки, которые помогут ему ориентироваться в жизни, стать счастливым человеком и быть на плаву. Поэтому так важно воспитывать не потребителей, а творческих созидателей.

 Мы живем сейчас в сложное время. Обесценились многие духовно-нравственные аспекты в жизни. Запад старается уничтожить нашу страну, сделать обществом потребителей ,стадом баранов  без идей, без мыслей, без творческого воображения. Изменений, происходящие в основном с молодежью, заставили меня обратиться к данной теме. Ведь меняется отношение человека к миру и к самому себе, порождая серьезные конфликты, от решения которых зависит  само существование человека. Гармония природы и культуры, построенная допотопной цивилизацией, нарушается. Общество переживает в настоящий момент духовно-нравственный кризис.

Следствия этого-совокупность ценностных установок масс во многом разрушительна с точки зрения развития личности. Колосальные потенциальные возможности для нравственного развития осуществляются на уроках литературы, истории, музыки,  искусства, технологии.  Искусство расширяет, углубляет, организует нравственный опыт , создает у каждого иллюзию самораскрытия истины, а главное самого себя .Я надеюсь, развитие  творческих способностей  ,познание самого себя, своих проблем помогут детям изучать себя, полюбить себя и затем дарить эту любовь другим.

Морально-этические проблемы, выявленные при помощи теста,  включают в себя совокупность норм и правил поведения и являются важным способом раскрытия возможностей человека, становления и утверждения человеческой личности. Морально-этические проблемы принадлежит миру культуры, входит во "вторую", созданную человеком природу, является общественным отношением между индивидами; -  характеризует человека с точки зрения его способности жить в обществе, строить гармонические отношения с другими людьми, представляет характеристику развития личности, выражающих добродетели и совершенство человека как общественного существа. Это  особое отношение человека к жизни, общественным ценностям и мотивам;  совокупность норм ориентиров и эталонов поведения человека.  

  «Творческая личность», «творческий подход», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление творчества»... Эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма, высокой квалификации, одним из основных критериев при выявлении лучшего среди лучших. Ведь именно способность к творчеству и созиданию мы в первую очередь считаем атрибутом одаренности, таланта, гениальности.Мы живем в мире результатов человеческого творчества: открытий, изобретений, художественных произведений и литературных текстов, технических средств и информационных систем и много другого. Способность к творчеству, преобразованию природы, созданию новой, не существовавшей до сих пор реальности, может быть, главная особенность, отличающая человека от животных. Творчески мыслящие люди способны переделывать, пересоздавать среду с тем, чтобы она соответствовала их интеллектуальным нуждам и потребностям

.Развитие в наших детях качеств творческой личности становится, тем самым, одной из важнейших задач современной школы. .Многие исследователи детской психологии и психологии творчества убеждают в возможности обучить творчеству, дать детям осмысленный импульс к творческой деятельности. Обучение творчеству имеет важный социальный аспект. Если школьник с самого начала своей ученической деятельности подготавливается к тому, что он должен учиться создавать, придумывать, находить оригинальные решения задач, то формирование личности этого школьника будет происходить отлично от того, как формируется личность ребенка, обучаемого в рамках идеологии повторения сказанного учителем.

Творчество личности - это самореализация возможностей и способностей человека в оптимальных формах и с максимальной эффективностью на основе создания нового в себе и своей деятельности. Поэтому изучение самореализации в творческой познавательной деятельности приобретает сегодня особую актуальность.

  Именно в творчестве находится источник самореализации и саморазвития личности, умеющей анализировать возникающие проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить их оптимальное решение, прогнозировать возможные последствия реализации таких решений.

  Задача воспитания людей с творческим складом ума давно превратилась в назревшую социальную необходимость. Ситуацию, сложившуюся в обществе, можно назвать критической: снизился творческий потенциал, оставляет желать лучшего отношение социальной структуры к новаторству, нестандартным решениям, всем проявлениям творческой активности личности.

  . В процессе отражения окружающего мира человек вместе с восприятием того, что действует на него в данный момент, или зрительным представлением того, что воздействовало на него раньше, создает новые образы.  Эта способность человека создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими, играет важную роль в таких психических процессах, как: моделирование, планирование, творчество, игра, память, мышление, т.е.когда открываются колосальные потенциальные возможности и для нравственного развития человека. Воображение — одна из форм психического отражения мира. Искусство расширяет, углубляет, организует нравственный опыт, создает у каждого  иллюзию самораскрытия истины, а главное самого себя в этом мире. Через творчество у ребёнка развивается мышление. Этому способствуют настойчивость и выраженные интересы.

 Каждый человек познает жизнь по-своему, выбирает свой путь. Кому-то нужно мало времени для усвоения урока и перехода на другой виток эволюции, а кто-то потратит на это годы.

Творчество   есть и создание новых образов, и преобразование прошлого опыта, и то, что такое преобразование совершается при органическом единстве увственного и рационального.    Творчество в науке состоит в формировании знания, отображающего действительность. Оно дает объяснение новому кругу явлений, способствуя предвидению тенденций развития. Творчество состоит как в накоплении и анализе информации, так и в беспрестанном продуцировании новых идей, хотя “новые идеи придумывать очень трудно. Человек с неразвитой силой воображения, отмечает Э.В. Ильенков, ищет по методу “проб и ошибок”, но закон этого метода - чистый случай.  Это один из способов познания, подчиненный эвристическому мышлению, когда человек решает задачу неосознанно, не осуществляя перебора всех вариантов, а сразу же отбрасывает многие, ненужные для решения. Исходной фазой, предопределяющей всякое открытие, является постановка задачи. Отправной точкой для развития творчества должна быть направленная активность, то есть включение  детей в конкретные практические проблемы. Этим  и занимаются учащиеся на уроке  на примере создания образа  своего дракона при выявлении своих  проблем, отвечая на вопросы теста

.В жизни всё наполнено смыслом. Каждое событие, действие, мысль. Самопознание  проходит через искусство и созерцание . Человек всегда  стремится созидать. В каждом из нас заложен огромный творческий потенциал и безграничные возможности для его реализации. Создавая что-то новое, меняя окружающий мир, человек непрерывно растёт и меняется сам. Поэтому поиск новых идей и оригинальных решений — это одно из проявлений непрерывного поиска себя, самопознания и личностного роста. Творческое мышление — ключ к успеху практически во всех областях жизни. Умение мыслить нестандартно отрывает широкие возможности для самореализации.

Творческие способности — это не только  умение рисовать, сочинять стихи или музыку. От степени развития творческих способностей во многом зависит наше восприятие мира и то, как мы себя в нем ощущаем. Чем менее развиты в человеке эти способности, тем более он склонен  постоянному недовольству собой и окружающими. Он сам подсознательно создает в себе барьеры к достижению поставленных задач, боится мыслить более масштабно и реализовывать смелые идеи.

По мнению многих психологов , одним из главных препятствий для раскрытия творческого потенциала человека является стресс. Если нервная система человека находится в постоянном напряжении, то творческие импульсы просто не могут "пробиться" через поток наши забот и переживаний. Поэтому, прежде чем взяться за усиленную работу по развитию творческих способностей нужно… расслабиться. Затем: подготовка — формулирование задачи; попытки её решения. Инкубация — временное отвлечение от задачи. Озарение — появление интуитивного решения. Проверка — испытание и/или реализация решения.

Перечислим наиболее часто встречающиеся подходы и методики.

Мозговой штурм. Автором данного метода является Алекс Осборн. Основной принцип метода в том, чтобы развести во времени генерацию идеи и ее критику. Каждый участник выдвигает любые, самые безумные идеи, другие пытаются их развивать, а анализ полученных решений проводится позже. Мозговой штурм может также проводиться в письменном виде (брейнрайтинг), когда идеи записываются на листке бумаги, который участники передают друг другу, внося новые возникшие соображения.

Ментальные карты (Тони Бьюзен). По мнению автора, креативность тесно связана с памятью, а значит, укрепление памяти позволяет развивать творческие способности. В центр листа помещается ключевое понятие, а все ассоциации, достойные запоминания, записывать на ветвях, исходящих от центра. Можно также сопровождать записи различными рисунками, вырезками из журналов, символами. В процессе создания ментальной карты может прийти неожиданное решение поставленного вопроса.

Шесть шляп Эдварда де Боно. Методика позволяет упорядочить творческий процесс с помощью мысленного надевания одной из шести цветных шляп. Так, в белой человек беспристрастно анализирует цифры и факты, затем надевает чёрную и во всем ищет негатив. После этого наступает очередь желтой шляпы — поиска позитивных сторон проблемы. Надев зелёную, человек генерирует новые идеи, а в красной может позволить себе эмоциональные реакции. Наконец, в синей подводятся итоги.

Морфологический анализ. Автор — Фриц Цвикки. Предлагается разложить объект или идею на компоненты, выбрать из них несколько существенных характеристик, затем изменить их и попытаться соединить снова. В итоге получается нечто принципиально новое. Например, нужно придумать визитную карточку для парфюмерной компании. Если изменить классическую прямоугольную форму и воздействие на органы чувств, может получиться треугольная визитка с запахом парфюма.

Синектика. Основной источник креативности, по мнению Уильям Гордона, — в поиске аналогий. Необходимо выбрать объект и нарисовать таблицу для его аналогий. В первый столбец записывают все прямые аналогии, во второй — непрямые (например, отрицание признаков первого столбца). Затем нужно сопоставить цель, объект и непрямые аналогии.

Предложенные методики помогают систематизировать творческий процесс, выводя его из ряда неконтролируемых, интуитивных, почти мистических явлений в разряд понятных алгоритмов действий.

     Не уклоняясь от решения образовательных и познавательных задач, задач нравственного и эстетического воспитания,  школа - при правильном выборе приемов работы над развитием творческих способностях  школьника и четко поставленной цели - способна подготовить «почву» для полноценного восприятия искусства, глубокого понимания ее специфики.