Педагогическое эссе

Титаренко Марина Юрьевна

Я считаю, что воспитать счастливого человека может только счастливый. Если у педагога, пришедшего на работу, тускнеют глаза, заметна его физическая и душевная усталость, - надо уходить из профессии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskoe_esse.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

         

Титаренко М.Ю.,

учитель русского язык и литературы

Я -  учитель.

         Я родом из учительской семьи, поэтому с детских лет знала, кем стану. Это очень важно: с детства знать своё призвание. Абсолютно уверена, что   бесталанных людей нет, а есть просто  занятые не своим делом. А таланты бывают разные: это и умение  общаться, и  управлять , музыкальные и артистические способности, и красноречие и многие другие. Талантливым педагогом, скорее всего, надо родиться  и на протяжение всего учительского пути  развивать и лелеять этот дар, данный природой.

             Каждая профессия имеет свои внутренние законы пребывания в ней человека. Так, врач дает клятву Гиппократа, а защитник Отечества – принимает Присягу. Еще в далёком 1900 году в журнале «Народное образование был опубликован «Краткий учительский катехизис»». Простые и понятные любому человеку педагогические наставления. В катехизисе – многовековая мудрость обучения и воспитания детей.  Некоторые заповеди злободневны и в начале 21 века:

«Берегите мир в школе – здесь он столь же важен, как в семье и обществе».

 «Никогда не давай урока в раздраженном состоянии. Всякое раздражение учителя, овладевая вниманием ученика, вредит делу обучения».

«Держись всегда перед учениками как образованный человек, никогда не позволяй себе вульгарных выражений».

«Не имей любимцев и не позволяй себе кого-либо «не любить».

«Всегда помни, что ты должен не выказывать свое красноречие, а суметь развязать язык у своих учеников».

 «Ежедневно повторяй себе, что ты существуешь ради учеников, а не они ради тебя».

            Однажды познакомившись с этими правилами, поняла: я   нашла себе прекрасного помощника в педагогической деятельности. Сокращенный вариант российского катехизиса, напечатанный на страницах «Учительской газеты» №7 от 15 февраля 1994года, бережно хранится в нашем семейном архиве газетных публикаций.

           Я считаю, что воспитать счастливого человека может только счастливый. Если у педагога, пришедшего на работу, тускнеют глаза, заметна его физическая и душевная усталость, - надо уходить из профессии. Заповеди профессии учителя вытекают из естественных потребностей человека.

         Во-первых, обязательна потребность в творческой деятельности: необходимо быть интересным для других, жизненный опыт должен быть успешным.

         Во-вторых,  важна потребность в уважении, признании, в необходимом социальном статусе. «Помни: каждый человек уникален и неповторим». Человек, не научившийся уважать и любить себя, никогда не будет уважать и любить окружающих. Из отношения к себе вырастает чувство собственного достоинства. Формула нравственного поведения  учителя: хочешь, чтобы уважали тебя, необходимо научиться уважать других. Совершенно уверена, что любовь и уважение учеников и родителей  нельзя заслужить, вооружившись лишь современными методиками и  новыми технологиями. Нужен еще и нелёгкий труд души. Главное – научиться видеть и ценить в ребенке ту неповторимую индивидуальность, которая отличает нас всех друг от друга, и понять, что ребенок – человек, имеющий собственное представление о мире, свой опыт и свои чувства. Я это точно знаю.  И поэтому  воспитываю в детях доброту, милосердие, честность, порядочность, любовь к Родине, ведь эти качества во все века составляли непреходящую ценность человеческой культуры. Делаю это постоянно: в совместной деятельности, в общении с детьми, при подготовке школьных и классных мероприятиях, и конечно, на уроке.

      Способность к самореализации  считаю  важнейшим признаком личности педагога, так как это творческая деятельность человека. Жизнь –  самая большая  ценность на земле , и необходимо научиться  самому видеть  ее красоту  во всём и научить этому своих воспитанников: наслаждаться красотой природы, находить удовольствие в  работе, на отдыхе, общении с семьей и друзьями. Важно, чтобы простейшие чувства были наполнены социально значимым содержанием. Эмоции, чувства – важнейшие внутренние стимулы личности к активности, творчеству, успеху. 

 В современных условиях почти в каждой сфере жизни мы сталкиваемся с вызовами, которые требуют от современной школы более высокой интеллектуальной подготовки выпускника, чем прежде. Я осознаю, что нужно научить учиться на протяжение всей жизни. Учиться постоянно новому должен и сам учитель. Для себя из множества современных технологий выбрала технологию проблемного обучения. Существуют следующие уровни проблемности в обучении:

1. Учитель  ставит проблему и сам решает ее при активном внимании и обсуждении учениками (традиционная система).

2. Учитель ставит проблему и  направляет самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

3. Ученик ставит проблему, преподаватель помогает ее решить. (Сильные ученики справляются сами). При таком обучении воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему (исследовательский метод), дети знакомятся с научными методиками добывания знаний, осваивают элементы научных методов, овладевают умением самостоятельно добывать новые знания, учатся планировать поиск и открывать новую для себя зависимость или закономерность. В процессе такого обучения мои ученики учатся мыслить логично, научно, диалектически, творчески; добытые ими знания превращаются в убеждения; они испытывают чувство глубокого удовлетворения, уверенности в своих возможностях и силах; самостоятельно добытые знания более прочные.

     За последние 20 лет на рынке труда во всём мире стремительно растёт число профессий, предполагающих наличие когнитивных навыков, поэтому, планируя учебные занятия, стараюсь учитывать эту тенденцию. Задания на развитие логики, воображения, внимания, глубокого восприятия стараюсь применять как на уроках русского языка, так и литературы. Учу работать в парах, группах, чтобы развить навыки коммуникации . Учу самостоятельно получать информацию из разных источников и  трансформировать её в новые знания и опыт. Очень важно воспитать эмпатийную и толерантную личность, способную чувствовать  и «считывать» своего собеседника. И всё же какими бы современными методиками и технологиями ни владел учитель, главное  дело педагога – это общение с детьми, умение испытывать радость от встречи с ними. Унылых учителей, без чувства юмора,  дети тихо ненавидят. Учитель всегда должен быть в форме, подтянут, в хорошем настроении, пользоваться правилом Карнеги: «Если хочешь быть счастливым, будь им!»

          Школьное зеркало копирует внешность и внутреннее состояние каждого участника образовательного процесса: кривляние двоечника, гордость отличника, усталость технички… и только учитель при каждой встрече со школьным зеркалом обязан быть оптимистом! Педагогика – наука сугубо оптимистическая! Хороший учитель должен хвалить самого себя три раза в день: утром, днем и вечером. Применять такую магическую формулу самовнушения: «Я – совершенный педагог, меня дети слушают, родители уважают, администрация любит».

           Недостаток многих педагогов в том, что они развивают бурную деятельность, но забывают думать. Думать – главная обязанность педагога. Всегда необходимо играть с детьми, веселиться, воспринимать свое учительство как продолжение детства. Чтобы внушить детям хорошие стремления, мы  должны их чувствовать в себе. Чтобы воспитать ЧЕЛОВЕКА, надо самому  им быть!

   «И вечный бой! Покой нам только снится» - эти слова А.Блока, сказанные о пути России, я думаю , смело можно отнести и к труду педагога.  Каждый день вместе с ребятами отправляюсь  не только в мир Грамматики, Орфографии, Пунктуации, Орфоэпии, Морфологии или Литературы, но и в мир человеческих взаимоотношений,  мир Любви, Добра, Счастья,  Веры,  в прекрасный,  и столь далекий,  и одновременно близкий для меня мир Детства. Это  моя  работа, мой путь, мой выбор - зажечь в душах ребят  любовь к родному языку и литературе. Это моя жизнь, моё учительское счастье.