здоровьесберегающие технологии на уроках ОБЖ

Кеда Оксана Файясовна

Здоровьесберегающие технологии на уроках ОБЖ

Скачать:


Предварительный просмотр:

        В современной педагогике под понятием здоровьсберегающих технологий понимают «здоровьсберегающий аспект» урока.

      Здоровьеформирующие образовательные технологии  - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.  

                                                                                                       Н.К.Смирнов

        Здоровьесберегающая технология – это условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания)рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями) соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим

          Совокупность методов и приемов, направленных на здоровьесбережение в учебном процессе, была структурирована и оформлена в виде технологии, которую и стали называть здоровьесбергающей. Технологический подход к «здоровьесберегающиму аспекту урока» оправдан, поскольку именно в таком виде достигаются наилучшие результаты работы в данном направлении.  

        Изучим более подробно теоретические основы здоровьесбегегающей технологии. Исходя из её названия, большинство педагогов считают, что её главная цель – сохранение здоровья, однако работа со здоровьем – это компетенция медицинских работников. Педагоги компетентны работать только с социально – педагогическими факторами, влияющими на состояние здоровья (условия учебы и отдыха, безопасное поведение и привычки, мотивацию к ведению здорового образа жизни и т.д.). Неудовлетворительное состояние здоровья учащихся, отрицательно сказывающееся на результатах обучения, может явиться дополнительным стимулом для того, чтобы педагог стал системно использовать здоровьесберегающие технологии, но для реального улучшения здоровья учащихся необходима комплексная системная работа и педагогических и медицинских работников.   Целевые установки здоровьесберегающей технологии: 

-   стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми;

-   учить их ощущать радость от каждого прожитого дня;

-  показывать им, что жизнь - это прекрасно, вызывать у них позитивную самооценку.

Отличительные концептуальные особенности здоровьесберегающей образовательной технологии:

-  отсутствие назидательности и авторитарности со стороны учителя;

-  воспитание, а не изучение культуры здоровья;

-  наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников;

-  интерес школьников к учебе, желание идти в школу;

-  наличие физкультминуток;

-  соблюдение СанПинов.

Основой  здоровьесберегающей технологии является соблюдение следующих принципов: 

- учет возрастно-половых особенностей;

- учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения;

- структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся  (вводная часть, основная и заключительная)

- использование здоровьесберегающих действий для сохранения работоспособности организма учащихся.

Использование здоровьесберегающих действий на уроке:

- оптимальная плотность урока;

- количество видов учебной деятельности, их смена, длительность и чередование;

- отвлечения от учебной работы; 

- оздоровительные моменты на уроке (физкультминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз)

- наличие эмоциональных разрядок (поговорка, высказывание,веселое четверостишие, юмористическая или поучительная картинка)

- правильная поза ученика во время занятий за столом;

       

   При проведении уроков здоровьсберегающий аспект оценивается по шести основным критериям:

1. Индивидуально-ориентированный подход в обучении (учет   индивидуальных особенностей учащихся, умение работать в группе, медлительность, подвижность и т. п.)

    2.  Эмоциональный фон урока (стимулирование деятельности, стили общения, невербальные средства общения, речь учителя).

    3. Построение урока с учетом особенностей каналов восприятия (аудиальный, визуальный) и типа мышления (логический, образно- эмоциональный, интуитивный).

    4. Смена видов деятельности.

    5. Профилактические мероприятия (использование здоровьесберегающих действий на уроке).

    6. Соблюдение СаПинов (световой, температурный режим, цветовая гамма помещения, посадка учащихся согласно нормам роста состояния здоровья).

        Сохранение здоровья детей – одна из важнейших задач школы.  Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей. Здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения, предусматривает физическое, психическое, нравственное и социальное благополучие.

Считается, что здоровье ученика в норме, если:

а) в физическом плане-ученик умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой;

б) в интеллектуальном плане-проявляет хорошие умственные способности:  наблюдательность, воображение, самообучаемость;

в) в нравственном плане-честен, самокритичен;

г) в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор; сам умеет шутить;

д) в эмоциональном плане-уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

     Необходимо правильно  организовать учебную деятельность в школе и дома, а именно, следовать принципам:

- строгая дозировка учебной нагрузки;

- построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности;

- соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);

- благоприятный эмоциональный настрой;

- создание оптимальных психолого–педагогических условий для реализации потенциальных возможностей ребенка, создание ситуации успеха в обучении.

   Формирование культуры здоровья, ценности здоровья и здорового образа жизни должно занимать большое место в работе школы. В свою очередь, просветительско-воспитательная работа с учащимися должна учитывать психолого-педагогические особенности формирования личного отношения ребенка к своему здоровью. Важно не только вооружить ребенка знаниями о сохранении здоровья, но и сформировать у него потребности применения полученных знаний и умений на практике.

    Создание благоприятного психологического климата в учебном процессе, применение личностно-значимых способов учебной работы, индивидуальных заданий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы и выбора видов учебной деятельности – это методы, которые раскрепощают ребенка, повышают уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствуют эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Следовательно, эти методы снижают тревожность и психическое напряжение учащихся, а значит, улучшается и повышается сопротивляемость организма ребенка к воздействию внешних и внутренних негативных факторов, способствующих сохранению как психического, так и соматического здоровья школьников.

      В образовательном процессе одной из наиболее значимых здоровьесберегающих технологий педагоги, психологи и гигиенисты считают индивидуальный подход к обучению школьников. Формы и способы осуществления дифференциации могут касаться индивидуального дозирования и распределения учебной нагрузки, определения соответствующего индивидуальным возможностям учащегося уровня сложности заданий в пределах стандартных и повышенных требований.

      К сожалению, современные школьники, как и взрослые, не считают свое здоровье важной жизненной ценностью. Важно, чтобы и взрослые и дети владели знаниями способов, средств и факторов, укрепляющих здоровье, имели потребность применять эти знания в жизни, заботились о своем здоровье и здоровье окружающих.

     Важная черта современного урока – учет при его построении и проведении динамики умственной работоспособности школьников в течение рабочего дня и недели. Каждому учителю необходимо уделять большое внимание здоровьесберегающим факторам, ставить своей целью при подготовке и проведению уроков формирование гражданина с потребностью к здоровому образу жизни, руководствоваться методической литературой, содержащей здоровьесберегающие технологии.                        

     Учителю важно использовать в работе образовательные программы, которые соответствуют санитарно – эпидемиологическим правилам и нормативам.

       Выполнять рекомендации по проведению контрольных работ и уроков, содержащих следующие положения:

- контрольные работы проводить в соответствии с графиком школы (одна контрольная работа в день) на втором или третьем уроках, исключая понедельник, субботу и первые дни после каникул и продолжительных праздников;

- использовать различные методы и виды работ на уроке; смену видов деятельности;

- следить за осанкой учеников на уроке;

-  у учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя, поэтому с первых минут урока, с приветствия необходимо  создавать обстановку доброжелательности;

- предлагать ученикам индивидуально-дифференцированные домашние задания, устанавливая в них обязательную часть и необязательную;

-  необходимо на уроке проводить динамические паузы – упражнения для расслабления мышц шеи, глаз, массаж пальцев рук; игровые моменты, позволяющие не отвлекаясь от темы урока, проводить физкультминутки.                             Физкультминутки могут проводиться только в логике урока, на котором они используются. Они должны включаться в урок в те моменты, когда завершен разбор одного логического блока урока и учитель планирует переходить к следующему.

    Задача педагога: сделать урок таким, чтобы кроме приобретения знаний студент приобрёл здоровье или хотя бы не потерял его. Рассмотрим все этапы урока.

1.Организационный момент урока.

    Эмоциональный настрой очень важен, так как он  вызывает интерес, повышает готовность учащегося к восприятию нового материала, создает обстановку взаимного доверия, спокойствия, уверенности, защищенности и значимости для каждого ученика необходимо создать соответствующую обстановку. Здесь можно использовать элементы тренинга (правильная осанка).

2. Устный опрос.

     Устный опрос эффективен кажущейся легкостью, эмоциональностью, действуют на учащихся мобилизующе, своей простотой увлекают и слабых учащихся, создают в группе обстановку соревновательности, повышают интерес к изучаемому материалу.

Проводимый в начале урока устный опрос помогают учащимся быстро включиться в работу, в середине или конце урока служат своеобразной разрядкой после напряжения и усталости, вызванной письменной или практической работой. В ходе выполнения этих упражнений учащиеся чаще, чем на других этапах урока, получают возможность отвечать устно, причем они сразу проверяют правильность своего ответа.

3. Основная часть урока.

1) Изучение нового материала. С целью формирования основ ЗОЖ подбираю вопросы и примеры, условия которых содержат советы и рекомендации по основам здорового образа жизни, непосредственно связаны с жизненными обстоятельствами

2)Решение ситуационных задачПочти регулярно в начале или конце урока можно включать задания, содержащие высказывания о необходимости ЗОЖ.

4) Самостоятельная работаДля того, чтобы психологически не нагружать учащихся можно практиковать проведение разноуровневых самостоятельных работ.

4. Физкультминутка.

Для снятия и предупреждения нарастающего утомления на уроке используется физкультминутка примерно на 2 минуты. Время, когда следует провести физкультминутку, определяет учитель, сигналом к смене деятельности служит заметное двигательное беспокойство, нарушение внимания (где-то к середине урока).

5. Итог урока.

При подведении итога урока можно рекомендовать учащимся самостоятельно подвести итоги урока, сделать выводы, высказаться, где можно использовать полученные знания. 

6. Домашнее задание.

Рекомендуется включать задачи практического характера, которые позволяют привлечь в воспитательный процесс родителей и близких. В учебниках ОБЖ в конце параграфа есть ситуационные задачи, можно предложить учащимся самим придумать эти задачи, как домашнее задание к следующему уроку.