Техника целеполагания SMART

Софья Александровна Бычкова

Техника целеполагания SMART

В условиях ФГОС, как известно, целеполагание играет немалую роль при планировании урока. На сегодняшний день техника или метод SMART (smart – с английского – умный), позволяющая сформулировать ясную и конкретную (умную) цель, является наиболее известной, и в то же время изящно простой. Суть метода заключается в формулировании цели на основании определенных критериев, использование которых определяет корректность и дееспособность получившейся формулировки.

Критерии SMART: S – Specific. Цель должна быть предельно четкой, точной, конкретной, не допускающей ее двойной трактовки.

М – Measurable. Цель должна быть измеримой, что предполагает наличие количественных и качественных критериев, достигнув которых, можно быть уверенным в достижении цели.

А – Achievable. Цель должна быть достижимой с учетом внешних возможностей и рисков, а также тех ресурсов, которыми располагаете Вы или Ваша команда.

R – Relevant. Цель должна быть уместной в изменяемой ситуации, изменения должны соответствовать Вашим потребностям и (или) потребностям Ваших обучающихся.

Т – Time-limited. Цель должна быть достигнута в ограниченное время. Точно определите время или период достижения выбранной цели.

Проверить цель на соответствие всем критериям SMART и убедиться, что она сформулирована грамотно, достаточно просто.

Возьмем простую и понятную для педагогов цель: «Петя Иванов получит за вторую четверть по моему предмету оценку «отлично».

S – Specific (конкретность в формулировке цели). Цель должна быть предельно четкой, точной, конкретной, не допускающей ее двойной трактовки. Проверяем формулировку – все ли точно и конкретно указано? Кто и что именно получит? Мой ученик - Петя Иванов – получит пятерку. По какому предмету получит? Который я веду. В Вашем классе один Петя Иванов? Пока да. Тогда по этому критерию все предельно точно. Идем далее.

М – Measurable (измеримость цели). Цель должна быть измеримой, что предполагает наличие количественных и качественных критериев, достигнув которых, можно быть уверенным в достижении цели. Проверяем – предмет, по которому проводится оценка один, а именно Ваш, получит пять баллов, а не 4 и не 5 с плюсом. Все измеряемо и проверяемо. Соответствие критерию есть.

А – Achievable (достижимость, реальность цели). Цель должна быть достижимой с учетом внешних возможностей и рисков, а также тех ресурсов, которыми располагаете Вы или Ваша команда. Давайте проверим цель по данному критерию. Петя Иванов учится по Вашему предмету хорошо, но на пятерку чуток не дотягивает, поскольку иногда ленится, недоучивает, надеется на авось. Но Вы разработали совместно с Петей индивидуальную траекторию, определили мотивы, которые важны для Пети и уверены, что совместными усилиями вполне сможете такую цель достичь. Значит, Вы и по данному критерию все верно описали.

R – Relevant(то, что Вы хотите сделать, должно быть нужным). Цель должна быть уместной в изменяемой ситуации, изменения должны соответствовать Вашим потребностям и (или) потребностям Ваших обучающихся. Проверяем – крепкие знания по предмету Пете нужны для дальнейшей учебы, плюс, папа обещал ему за пятерку новую удочку, значит, данная цель полностью отвечает потребностям Пети. Для Вас тоже важно, чтобы Петя преодолел свою лень и использовал имеющийся у него потенциал более эффективно. Поэтому, данная цель вполне уместна и соответствует потребностям целевых групп (т.е., тех, для кого данная цель реализуется – Петя, его родители и Вы)

Т – Time-limited (показатель времени). Цель должна быть достигнута в ограниченное время. Точно определите время или период достижения выбранной цели. Время определено предельно точно – вторая четверть, не первая, за которую он уже получил «4» и не третья, для которой цель пока не поставлена. Значит, и по этому критерию цель «умная».

Ясность мысли определяет точность формулировок. Точность формулировок обеспечивает понятность действий. Понятность действий – условие их корректного выполнения.

Как известно, грамотно поставленные цели - это уже половина успеха!