Почему у детей возникают трудности в обучении, и что влияет на их желание учиться?

Михайлова Мария Игоревна

Почему у детей возникают трудности в обучении, и что влияет на их желание учиться?

Причин неуспеваемости детей в учебе на самом деле довольно много и мы разберем их последовательно одну за другой.

Начнем, пожалуй, с самой распространенной и не менее важной – эмоции и чувства учащихся. Какое отношение имеют чувства и эмоции учащихся к учебе и учебному процессу в целом, спросите вы.

Но не спешите с ответом, посмотрите на эту ситуацию и подумайте, а как бы вы поступили, что сказали или сделали бы?

Ученик заходит в класс, бросает портфель на пол, плюхается на стул, затем и вовсе ложится на парту лицом вниз, закрыв голову руками. При попытке с вашей стороны выяснить, что же с ним (с ней) случилось, ученик отвечает, что ему (ей) поставили двойку по истории (физике, математике …) и что он (она) обижен (а) на весь мир и не хочет теперь ничего делать, и собирается лежать на парте весь урок.

Не торопитесь читать дальше. Правда. Задумайтесь, проживите эту ситуацию, а еще лучше запишите все свои мысли на бумаге.

Слова

Действия

Мысли

- «Да брось, что за глупости, двойка по истории (физике, математике…) еще не конец света, не переживай».

- «Я, конечно, все понимаю, но у тебя сейчас английский (биология, русский …). Будь добр(а) приготовься к уроку и еще я у тебя спрошу… Повторяй».

- «Ну, ты, наверно не выучил (а) тему (урок) или не сделал (а) домашнее задание. Что ты думал (а), учитель тебя похвалит?».

- «Ну, так потому что ты опять не готов (а), ничего не делаешь, не учишь. Тебе нужно взяться за ум и начать учиться, подтянуть предмет, может даже начать ходить на дополнительные занятия».

- «Ничего страшного, потом исправишь».

- Ничего не стал (а) бы делать, так как понятно, что на урок и учебу ученик не настроен. Оставил (а) бы его (ее) в покое в надежде, что ученик отойдет от своих эмоций, успокоится и включится в урок.

- Применил (а) бы все свои навыки убеждения и стал (а) бы приводить аргументы в подтверждении своей точки зрения о том, что ученик беспокоится и переживает по пустякам.

- Посоветовал (а) бы оптимистичнее смотреть на мир и сложившуюся ситуацию.

- Вообще не стал (а) бы ничего говорить и делать. Зачем вмешиваться и что я вообще могу сделать в этой ситуации? Да и времени нет, урок скоро начнется.

- Строго приказал (а) бы ученику приготовиться к уроку и сесть прямо. А не то…

- «Какие пустяки! Делает из мухи слона!»

- Было бы из-за чего переживать!»

- Сам (а) виноват (а), не выучил (а) урок или не сделал (а) домашнее задание».

- «Жаль, конечно, но что поделать».

 - «Пора бы уже научиться сдерживать свои эмоции».

- «Ох уж этот гонор!».

- «И что мне с ним (ней) делать?».

 

 

Ну что, узнали себя? Если при выполнении этого задания у вас возникли похожие мысли или вы в действительности так себя повели бы (или даже поступаете похожим образом со своими учениками в реальности), то есть о чем задуматься.

Анализируя наше поведение (зачастую неосознанное) в отношении учеников, мы можем прийти к выводу о том, что в процессе обучения эмоции и чувства наших учеников зачастую не учитываются, не рассматриваются, на них не принято обращать внимание, их считают чем-то своего рода неважным и не имеющим отношения к процессу обучения. Но кто кроме нас (и родителей) еще научит детей правильно реагировать на жизненные трудности, проблемы, поможет им справиться с их эмоциями и переживаниями (да они важны, просто с нашей «взрослой»  позиции нам это не очевидно), поможет найти выход из трудной ситуации?

Давайте взглянем еще раз на возможные варианты поведения учителя в отношении ученика в той самой ситуации. При внимательном изучении можно увидеть: отрицание чувств ученика, критику самого учащегося и его действий, попытку учителя дать совет, объяснение со стороны учителя, почему так получилось. Таким образом, у ученика формируется чувство, что его не понимают, не принимают, как личность, чувство собственной никчемности, глупости, обида, неуверенность в себе и своих силах, невозможность найти выход из сложившейся ситуации. В итоге, как следствие отношение с учителями идут не в ту сторону и мотивация к обучению снижается.

Разумеется, происходит большое количество разных ситуаций в процессе обучения. И в нашей конкретной ситуации не имеет значения, заслуженно или нет, ученик получил двойку по предмету, мы не будем это рассматривать. Важно лишь то, что у ребенка существуют свои причины (которые мы не знаем и даже можем не догадываться о них) испытывать негативные чувства по этому поводу. Ситуация может быть любая на самом деле. Просто для удобства я взяла пример из жизни, чтобы было нагляднее. А алгоритм поведения учителя в различных ситуациях одинаковый (подслушано и подсмотрено в реальности): отрицание чувств ученика, критику самого учащегося и его действий, попытку учителя дать совет, объяснение со стороны учителя, почему так получилось.

Можно ли «хакнуть» этот алгоритм и написать свой, другой, более желательный (тем более что мы действовали на автоматизмах)? Можно, но сложно. Трудно себя постоянно контролировать, это потребует очень много нашей энергии, которую мы и так отдаем в процессе обучения. Но цена – хорошие отношения с учениками и их свободный «готовый к обучению» разум. А это, согласитесь, дорого стоит.

Для начала необходимо сказать себе «стоп», когда появится желание что-то подобное сказать или сделать и представить последствия. А затем уже подумать над тем, как лучше поступить в той или иной ситуации.

Когда чувства ученика отрицаются, он быстро теряет интерес к учебе. Попробуйте облекать чувства в слова. Например, «да, неприятно получать двойки, наверно ты чувствуешь себя растерянно (или обиду)…». Может ученик и готовился, но так и не понял тему, не разобрался. Может ученик расскажет подробнее, что случилось и почему так вышло. Когда негативные чувства подтверждены и приняты, ученик охотно продолжает учебу.

Даже когда у учителя самые добрые намерения, но ученика постоянно критикуют и дают советы, ему трудно задуматься над своей проблемой и принять на себя ответственность. Вместо критики и советов желательно подтвердить чувства ребенка словами или междометиями («Да,», «М-м-м», «Понимаю»). Сочувственная и понимающая реакция на огорчение ученика, кивки и подтверждения помогают ребенку сосредоточиться на своей проблеме и даже самому найти решение.

Иногда учащиеся отказываются прислушаться к здравому смыслу, это может очень раздражать. Вместо причин и объяснений дайте волю фантазии, даже если это нельзя сделать в реальности. Когда мы переводим желания ученика в фантазию, ему легче справится с реальностью. Например, «тебе хотелось бы получить 5 по истории (физике, биологии…)?». Может ученик сам найдет решение, поймет, что ему нужно что-то изучить, предпринять, изменить что-то в своем отношении, поведении.

Детям трудно изменить свое поведение, если взрослые полностью игнорируют их чувства. Вместо того чтобы игнорировать и отрицать их чувства признайте право ребенка на чувства, даже если его поведение неприемлемо. Детям легче изменить поведение, когда их чувства приняты.

Это все конечно хорошо и в теории звучит прекрасно, скажете вы. Но почему это должны решать учителя? Для этого существует школьный психолог, разве нет? Да, и будете правы. Но ученик пришел на урок к нам, у него может возникнуть какая-то проблема с нами на уроке, и каждый раз звать психолога на урок - не выход. Для организации благоприятной для обучения атмосферы нам необходимо построить хорошие взаимоотношения с учениками. Дети не учатся у тех, кого боятся, не уважают и не любят.

Откуда нам взять время на то, чтобы помогать детям справляться с их чувствами? А учить когда?

«Учителю достаточно быть достойным человеком, любить детей, знать свой предмет и уметь преподавать его». Но если нам важно хорошо учить, нам нужны ученики, которые эмоционально готовы слушать и учиться. Детям важно чувствовать, что их понимают и принимают. Вы же знаете, что когда дети расстроены, они не могут сосредоточиться, усваивать новый материал. Если мы хотим освободить их разум, чтобы ученики могли мыслить и учиться, то нам просто необходимо уважать их эмоции.

Если мы хотим, чтобы наши ученики уважали себя и других, то для начала необходимо уважать их. А сделать это можно при условии проявления уважения к их чувствам с нашей стороны. Если мы действительно искренне захотим это сделать. Ведь дети чувствуют нашу искренность и вовлеченность.