Наиболее успешные формы работы с родителями учащихся

Котова Мария Ивановна

Педагогика должна стать наукой для

всех — и для учителей, и для родителей.

В.А. Сухомлинский

В настоящее время очень актуальна идея педагогики сотрудничества учителей, родителей и обучающихся.

Семья – это социальная и духовно-нравственная основа общества, именно поэтому без семьи невозможно существование, как самого общества, так и государства. Издавна два этих института: государство и семья находились в тесной связи друг с другом. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

Федеральный государственный образовательный Стандарт ориентирован на становление личностных качеств ученика, особую роль в развитии которых играют родители как субъекты образовательного процесса. В связи с этим необходимо создать следующие условия:

1.Организация комплексного подхода к семейному воспитанию (изучение семей учащихся, положение детей в семье и условий их жизни с помощью изучения семейных династий, исследование своей родословной, изучение микроклимата семьи, стиля взаимоотношений детей и родителей, приглашение родителей к управлению школой);

 2.Изучение национального семейного опыта средствами народной педагогики (работа с семейным архивом, составление генеалогического древа, изучение традиций семьи разных народностей и наций,  семейного уклада);

3.Оказание помощи семье и тактичное корректирование процесса семейного воспитания (осуществлять психолого-педагогическое образование родителей и оказывать просветительскую деятельность по повышению фамилистической компетентности, сотрудничество с социально-психологической службой школы, устанавливать контакты с наиболее значимыми взрослыми людьми для ребенка; системное проведение родительских встреч, консультаций, бесед);

4.Организация и проведение совместного досуга школьников и родителей (поощрение личной инициативы родителей, участвующих в жизни классного коллектива и образовательной организации, активное привлечение родителей для совместной деятельности с классом и школой; организация взаимного творчества учащихся и родителей).

Важное значение в организации эффективного взаимодействия педагогов и родителей в рамках реализации ФГОС имеют формы работы с родителями. Востребованными в работе с родителями являются в большей степени не коллективные формы работы, а групповые и индивидуальные.

 

Любовь и уважение родителей учитель завоевывает прежде всего добросовестной работой, чутким отношением к обучающимся. Без этого нельзя рассчитывать на сотрудничество.

В моей работе родители являются хорошими помощниками. Работу с ними я веду в следующих направлениях:

Посещение семей;

Родительские собрания;

Индивидуальные консультации;

День открытых уроков;

Вовлечение в школьное самоуправление;

Sms-дневники;

Общеклассные и общешкольные конференции.

Более подробно мне хотелось бы остановиться на таком направлении работы с родителями, как родительские собрания.

Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.

Классные родительские собрания. Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости их можно проводить и чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желания стать хорошими родителями. На родительских собраниях идет анализ учебных достижений учащихся, их возможностей, степени продвижения класса в учебной деятельности. Родительское собрание — это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. Разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивациям. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности.

Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.

Хорошей традицией родительских собраний в школе является оформление индивидуальных приглашений папам и мамам для участия в родительском собрании. Приглашения могут быть оформлены по-разному: типографский вариант, руками самих учащихся, с помощью родительского комитета. Главным в таких приглашениях на родительское собрание является то, что родители получают их заранее, а не за час до встречи. В приглашении всегда полностью указываются имя и отчество обоих родителей, день и час проведения собрания, его тема, контактный номер телефона, по которому можно позвонить, если родители по какой - то причине не могут принять участие в собрании, а также программа собрания. Такой подход к организации системы в работе с родителями помогает формировать уважение к профессиональной деятельности педагога, подчеркивает значительность встреч родителей с учителем, стимулирует их интерес к школе и культуру родительского взаимодействия друг с другом и со школой.

Огромное значение для родителей, дедушек и бабушек имеют благодарственные письма, которые в нашей школе вручают родителям на последнем родительском собрании в конце учебного года. Это является большим стимулом для ребенка, а также признанием заслуг самих родителей в воспитании детей.

Темы родительских собраний в 9 классе:

« Взаимодействие семьи и школы в воспитании и обучении детей в свете ФГОС. 

Права, обязанности и ответственность участников образовательного процесса»

«Нравственное и правовое воспитание детей в семье" «Ответственность родителей за воспитание полноценного гражданина российского общества. 

Проблемы воспитания правовой культуры у детей, на разных возрастных этапах» 

«Семья и школа – партнеры в воспитании ребенка. Ребенок в среде сверстников, особенности задач семьи и школы в воспитании и социализации ребенка. Содержание и методы работы социально – психологической службы в школе» 

"Профессиональная ориентация учащихся. Методы профессиональной ориентации школьников в семье" 

«Здоровье ребенка – здоровье общества. Основы формирования у ребенка здорового образа жизни. Профилактика вредных привычек и социально обусловленных заболеваний у детей, влияние на детей негативного информационного поля, методы защиты от него» 

«Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9, 11 классов. Ознакомление родительской общественности с нормативными документами».

«Организация летней оздоровительной кампании» «Профилактика детского травматизма, обеспечение контроля за безопасностью жизнедеятельности ребенка в летний период

Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся могут быть примерно следующими:

Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения.

Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз.

Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать — это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей.

Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам.

Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали.

То, о чем родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов.

Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, еще с кем-то, родителей необходимо поставить об этом в известность.

Готовясь к встрече с семьей ученика, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но и хорошее, дающее шанс на будущее.

Каждая встреча с семьей ученика должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика.

10. Если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к специалистам.

11. Если родители принимают активное участие в жизни класса и школы, их усилия должны быть отмечены классным руководителем и администрацией школы.

Таким образом, работа с родителями - актуальная и сложная задача. Решение ее предполагает обеспечение важного направления, выработку педагогического умения мобилизовать все факторы, формирующие личность и коллектив, на достижение необходимых воспитательных результатов, умение интегрировать все виды воздействий в целенаправленный учебно-воспитательный процесс.