Семейное обучение

Воробьева Ирина Юрьевна

Семейное обучение: мы решились!

Мой дочери Кате сейчас 14 лет, она учится в 7 класс. С последней четверти 6 класса она на семейном обучении — это такая форма обучения, когда за весь процесс полностью отвечают родители, ребенок дважды в году (в начальной школе 4 раза за год) сдает экзамены по всем предметам учебного плана. В нашем районе две школы, которые принимают экзамены у «семейников», к одной из них моя дочь и была прикреплена в отделе образования. Отмечу, что учителя этих школ только принимают экзамены, никаких уроков они не дают.

Решение — разрешить моей дочке перейти на семейное обучение — далось мне не сразу и не скажу, что легко. И это при том, что я сама «просветила» Катю, что можно таким образом учиться.

Но начну по порядку: когда моя дочь пошла в 1 класс, я устроилась работать в эту же школу социальным педагогом. Но работать в той же школе, где учится Катя, для меня оказалось тежеловато: очень сильно хотелось ее контролировать (несмотря на то, что дела у нее шли хорошо), а я понимала, что это вредно.

Поэтому во втором классе Катя (с радостью) перешла учиться в другую школу. Похоже ее тяготило мое постоянное присутствие. Там Кате понравилось: в классе 11 человек (это была школа здоровья), учительница — в лучших традициях советской начальной школы.

Дела у дочки и здесь шли как нельзя лучше: настроение почти всегда хорошее (а это главное, к чему я стремилась), оценки — отличные. Живи да радуйся!

Что касается меня — я тоже привыкла к образовательному учреждению, вникла в суть работы, старалась выполнять свои обязанности хорошо.

Но постепенно мне стало понятно, что школьная система обучения, мягко говоря, неэффективна — дети затрачивают много душевных и физических сил на процесс обучения, социализацию, а результаты, чаще всего, оставляют желать лучшего.

Я старалась разобраться, в чем причина такого положения дел. Читала мнения авторитетных людей, наблюдала за происходящим в школе. Мне все чаще попадались статьи о семейном обучении — люди делились своим опытом, как правило, положительным. В конце концов я пришла к пониманию того, что гораздо эффективнее не тратить силы на преодоление тех проблем, которые есть в школе, а учить ребенка без школы. Вернее — научить ребенка учиться самостоятельно.

Честно скажу – сама бы я никогда не решилась предложить дочке бросить школу. У меня было очень много страхов…

Я просто рассказывала ей (самой интересно сейчас — зачем я это делала?..), что некоторые дети так учатся. И вот перед началом 6 класса Катя попросила забрать ее из школы. Сначала я испугалась: кто будет контролировать учебный процесс, я ведь целый день на работе. Но постепенно, взвесив все за и против, стала спокойнее относиться к идее обучаться дома. И к концу третьей четверти (не прошло и полугода!) я дала добро.

Что же меня склонило к принятию такого важного решения? В основном, меня убедили аргументы моей дочери:

  • «я все буду делать сама, тебе вообще не надо будет мне помогать» (я, конечно, осознаю, что вообще не помогать не получится, но это и не получится, если ребенок ходит в школу. Так как с первого класса Катя почти все уроки делала самостоятельно, я в большой степени могла допустить, что это будет правдой);
  • «у меня будет много времени для дополнительных занятий, и я не буду все время спешить и нервничать, что опаздываю» (хороший аргумент, вечная гонка от музыкальной школы до бассейна, а потом на танцы — это утомительно (а бросать ничего дочь не хочет));
  • «я буду утром гулять с собаками, ходить в магазин за продуктами, убираться и готовить еду» (только псих откажется от такого предложения).

В этот момент я вспомнила, что, когда Кате было 4 года, она как-то вечером сказала: «Напоюсь, накормлюсь и спать уложусь…». Мне тогда показалось, что я достигла вершины педагогического мастерства. А теперь думаю, что ошибалась…

Прошел год. Не знаю, что будет дальше, но, если так дело пойдет и дальше, я буду довольна.

Дочка в течение этого часто говорила мне: «Я счастлива, что не надо завтра идти в школу». Я была счастлива, потому что счастлива она, а еще — я теперь меньше занимаюсь домашними делами. Урокам, как мне кажется, Катя не очень много уделяла времени, но оценки получила все хорошие, не хуже, чем в обычной школе.

А еще как-то само собой получилось, что мы познакомились с семьями, которые давно являются приверженцами семейного образования. Это удивительные люди – и дети, и родители. У них есть клубы, где они встречаются, проводят интересные занятия — причем дети обучают детей. Моя дочка с удовольствием подключилась к этим занятиям. Теперь она тоже учитель – дает уроки младшим детям. Оказалось, что очень эффективное дело — когда дети учат друг друга.

Проведя первые уроки, Катя мне сказала: «Какие необычные дети, на перемене они книги читают, не ссорятся и столько всего знают…».

Еще напишу про знакомых ровесников мой дочки, которые учатся в школах. Они, узнав, что Катя перешла на семейное, сначала говорят: «Вау, я тоже хочу…». И через минуту: «Нет. Мне это не подойдет. Я буду в телефоне зависать, не смогу себя заставить учиться…».

А моя приятельница, которая в свое время не разрешила своей дочке в 8 классе уйти на семейное обучение, одобрила наше решение. Сейчас она сожалеет, что тогда испугалась и не поверила в свою дочь. Но она единственный человек, кто меня поддержал. В основном, все начинают говорить про социализацию… Я ни с кем не спорю. У каждого свой путь. Желаю всем найти свой!