Банк педагогических практик преподавания родных языков народов России - реализация и результаты внедрения

В ноябре-декабре 2019 года специалистами ООО «Альмира» по заказу Министерства просвещения Российской Федерации был выполнен ряд работ по созданию и обеспечению функционирования единого банка педагогических практик преподавания родных языков народов России (Банка практик). С целью наполнения Банка практик были выявлены лучшие работы, педагогические практики и методические разработки педагогических работников, осуществляющих преподавание родных языков народов России на уровнях общего и среднего профессионального образования, а также в образовательных организациях дополнительного образования детей. Эти материалы представлены для распространения и тиражирования на специализированном информационном ресурсе http:\\банкпрактик.рф. Размещенные в рамках ресурса методические материалы реализуемых практик содержат подробное описание программы, тематическое планирование, описание конкретных процедур, используемых при реализации данной практики, методические материалы для участников практики (учащихся), перечни требуемых ресурсов и оборудования, технические требования к обустройству инфраструктуры практики, количество и компетенции требуемых преподавателей. У большинства представленных разработок имеются ссылки на фото либо видеоматериалы. Представленная информация включает конкретное описание опыта реализуемой практики, что позволяет пользователям Банка практик использовать ту практику, в которой у них возникает потребность. При этом может использоваться как вся методическая разработка целиком, так и отдельные ее элементы (приемы, способы организации деятельности, способы и методы контроля и т. д.). На основе материалов Банка практик могут быть разработаны программы повышения квалификации, затрагивающие вопросы, актуальные для региона Российской Федерации, в котором такая программа разрабатывается.

По мнению представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, преподавателей и представителей научных и образовательных организаций в сфере развития образования, участвовавших в экспертном и общественном обсуждении реализуемого проекта, такая форма аккумулирования и тиражирования методических разработок является оптимальной для  классификации, создания актуальной методической базы, тиражирования и последующей ресурсной и экспертной поддержки лучших практик преподавания родных языков народов России. Создаваемое ресурсом единое информационное пространство предоставляет ряд возможностей для улучшения качества преподавания родных языков народов России. С его помощью в режиме сетевого взаимодействия возможно организовать постоянный доступ преподавателей к актуальным методическим разработкам, обеспечить свободный обмен практиками, инновациями и педагогическими находками. Подобная трансляция накопленного педагогического опыта позволит объединить усилия педагогической общественности в процессе внедрения эффективных педагогических технологий в сфере преподавания родных языков народов России и, в конечном итоге, создать условия для обеспечения положительного отношения подрастающего поколения к родному языку как важнейшей духовной ценности.