Эссе "Портрет одарённого ребёнка"

Ефремова Инна Николаевна

Проблема одаренности существует уже в течение длительного времени, но в последние годы происходит освоение этого понятия в практической работе педагогов. Кто же такой одаренный ребенок? И чем он выделяется в группе других ребят?

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в той или иной деятельности по сравнению с другими людьми. На самом деле, у каждого ребенка есть свой дар. Кто-то красиво поет, рисует, а кто-то является знатоком в математике или литературе. Считают, что примерно 20 % школьников одаренные, однако они лишены поддержки, необходимой для развития их талантов. Поэтому учителю важно «разглядеть» этот дар и помочь ребенку его развить. А как выявить одаренность детей, если есть возможность для последующего обучения в специализированных образовательных организациях? Каковы должны быть критерии отбора? Во многих центрах для таких школьников единственный критерий отбора – это победы на олимпиадах и конкурсах. Пожалуй, вопрос немного спорный. Ведь не все одаренные дети принимают в них участие, к тому же содержание олимпиадных заданий направлено скорее лишь на выявление знаний, работы памяти, а не уровня развития ребенка в той или иной области.

 Одаренный ребенок – это, прежде всего, личность здоровая физически и духовно-нравственно. У таких детей отличная память, они способны классифицировать получаемую информацию. В отличие от остальных детей, они более открыты новому, у них развита исследовательская творческая активность, чувство справедливости, юмора, им свойственно яркое воображение. Речь одаренных детей также отличается: богатый словарный запас, беглость,  использование сложных синтаксических конструкций, придумывание новых слов. Все это говорит о начитанности и интеллектуальной развитости ученика. Кроме того, такие дети постоянно заняты чем-то, порой не относящимся к уроку. В учебе и в любом другом интересующем их деле они упорны в достижении результата, хотят знать больше, требуют дополнительной информации. Если мы говорим о внимании ребят, то у одаренных оно более сконцентрированное. Они лучше других занимаются самостоятельной деятельностью, любят  организовывать людей.

Таким образом, портрет одаренного ребенка необычен, многогранен. Это ребенок, проявляющий любопытство к новым знаниям, свободно высказывающий и энергично отстаивающий свое мнение и выделяющийся яркими достижениями в том или ином виде деятельности.