Конференция как технология личносто-ориентированного образования

Шайкина Татьяна Владимировна

Конференция как педагогическая технология личностно-ориентированного образования.

    Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. В современной школе личный социальный опыт учащихся используется как источник знаний, и специально организуется работа по его обогащению. Сегодня мы находимся на стадии перехода от индустриального к информационному обществу, а это значит, что каждый человек должен уметь добывать и критически принимать ту или иную информацию из различных источников СМИ. Сформировать свой взгляд на события, происходящие в обществе, обозначить свою позицию - это основной показатель разносторонне развитой активной личности. Самостоятельность мышления, умение переносить полученные знания в сходные или иные ситуации учащимся помогает сформировать согласованность занятий по различным учебным дисциплинам. Именно введение интеграции предметов в систему образования позволяет решать задачи, поставленные  в настоящее время перед школой и обществом в целом.

Основной целью нашего исследования является представление такой педагогической технологии, как интегрированная конференция, которая проводится в рамках внеклассной работы. Внедрение такой нетрадиционной методики существенно изменило процесс обучения и развития школьников, позволило решать многие проблемы развивающего, личностно-ориентированного обучения, гуманизации, формирование индивидуально-образовательной перспективы учащихся. Особое значение имеет и воспитательный компонент. У учащихся формируются ценности патриотизма, культуры охранного и экологического сознания, эстетического восприятия окружающего мира.

Понятие «конференция» в энциклопедическом словаре обозначает собрание, совещание представителей каких-либо организаций, групп, государств, а также отдельных лиц, учёных для обсуждения определённых вопросов.

Интегрированная конференция, как педагогическая технология, имеет огромный потенциал с точки зрения приоритетной образовательной задачи: формирование субъектной позиции ребёнка в отношении собственной деятельности, общения и самого себя. Интеграция даёт возможность для самореализации, самовыражения, творчества, как учителя, так и ученика, способствует раскрытию способностей, а также повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон. В большей степени, чем обычные уроки, способствует развитию коммуникативных качеств, формированию умения учащихся анализировать, обобщать, делать логические умозаключения, углубляют представления о предмете, расширяют кругозор.

Интегрированные конференции обладают большой информативной ёмкостью, позволяют вовлечь максимальное количество учащихся в активную работу, способствуют творческому подходу к выполнению задания, которое даётся предварительно.

Деятельность учителя в рамках данной технологии специфична. Спланировав работу учащихся заранее, осуществляет оперативный контроль, вносит коррективы в их деятельность.

   Наша творческая группа несколько лет подряд организует и проводит цикл интегрированных конференций на базе общеобразовательной школы, тематика которых очень разнообразна. Объединив гуманитарные и естественнонаучные дисциплины, мы представляем спектр актуальных вопросов современного общества,  затрагивая проблемы социальной и политической сфер, тенденции и перспективы развития науки и техники, а также особое внимание обращаем на культурную жизнь нашего города.

Специфика проведения наших интегрированных конференций заключается в том, что учителя-организаторы и учащиеся совместно выбирают актуальную тему, выделяют творческие группы, планируют деятельность; далее дети самостоятельно занимаются поиском и подборкой материала, оформляют его в виде презентации. Учитель, безусловно, выступает в роли наставника, который помогает выбрать и систематизировать нужный и важный материал. Далее само мероприятие проводится в актовом зале, где ученики представляют свои проекты, также приглашаются учащиеся других классов. В ходе мероприятия идёт обсуждение проблемы, задаются вопросы. Обязательна здесь и рефлексия, которая помогает  в дальнейшем проанализировать итоги конференции, выяснить, какие вопросы остались непонятыми.

Далее вашему вниманию мы представим некоторые темы конференций, их цели и план проведения.

  1. «XXI век начинается».

 Основная цель этой конференции представить новые открытия в науке и технике, а также перспективные направления изучения в этих сферах.

Темы выступлений:

  1. Великие открытия в математике XXI века.
  2. Открытия XXI века в области естествознания.
  3. Новые исторические взгляды в современном искусстве.
  4. Новое законодательство в Российской Федерации.
  5. О глобализации английского языка.
  1. «Молодёжь XXI века. Взгляд в будущее».

Цель: познакомить учащихся с особенностями современных молодёжных субкультур, течений, традиций; показать влияние субкультуры на личность человека; помочь сделать правильный выбор в жизни; обозначить проблемы современной молодёжи.

План.

  1. Современная молодёжь РФ (общая характеристика).
  2. Молодёжные субкультуры.
  3. Понятие и примеры контркультур.
  4. Патриотизм и лжепатриотизм в современных молодёжных организациях.
  5. Нравственное воспитание современной молодёжи.
  6. Будущее молодёжи глазами подростков.
  7. Молодёжная политика РФ.
  1. Культурное наследие Санкт-Петербурга.

Цель: представить различный спектр музеев Санкт-Петербурга, привлечь внимание учащихся к культурному наследию нашего города. Предполагаемый результат: посещение этих музеев учащимися во внеурочное время.

Следует отметить, что учащиеся, которые представляют свои проекты, посещали эти музеи. В их работах представлены и краткое описание музея, и свои собственные впечатления.

  1. Эрмитаж-сердце Санкт-Петербурга.
  2. Новый проект-Гранд Макет Россия.
  3. Музей Арктики и Антарктики.
  4. Музей воды.
  5. Музей «Лесное: из прошлого в будущее».
  6. Музей истории религии.
  7. Музей политической истории.
  8. Музей-архив Д.И. Менделеева.
  9. Летний сад: до и после реставрации.

Рефлексия: гостям конференции предлагается написать на отдельных листочках те музеи, которые они недавно посетили, а по окончании мероприятия указать, какой из представленных музеев они хотели бы посетить. Предполагается цикл таких конференций, где будет прослеживаться тенденция приобщения учащихся к культурному наследию города.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конференция как педагогическая технология личностно-ориентированного образования.

    Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. В современной школе личный социальный опыт учащихся используется как источник знаний, и специально организуется работа по его обогащению. Сегодня мы находимся на стадии перехода от индустриального к информационному обществу, а это значит, что каждый человек должен уметь добывать и критически принимать ту или иную информацию из различных источников СМИ. Сформировать свой взгляд на события, происходящие в обществе, обозначить свою позицию - это основной показатель разносторонне развитой активной личности. Самостоятельность мышления, умение переносить полученные знания в сходные или иные ситуации учащимся помогает сформировать согласованность занятий по различным учебным дисциплинам. Именно введение интеграции предметов в систему образования позволяет решать задачи, поставленные  в настоящее время перед школой и обществом в целом.

Основной целью нашего исследования является представление такой педагогической технологии, как интегрированная конференция, которая проводится в рамках внеклассной работы. Внедрение такой нетрадиционной методики существенно изменило процесс обучения и развития школьников, позволило решать многие проблемы развивающего, личностно-ориентированного обучения, гуманизации, формирование индивидуально-образовательной перспективы учащихся. Особое значение имеет и воспитательный компонент. У учащихся формируются ценности патриотизма, культуры охранного и экологического сознания, эстетического восприятия окружающего мира.

Понятие «конференция» в энциклопедическом словаре обозначает собрание, совещание представителей каких-либо организаций, групп, государств, а также отдельных лиц, учёных для обсуждения определённых вопросов.

Интегрированная конференция, как педагогическая технология, имеет огромный потенциал с точки зрения приоритетной образовательной задачи: формирование субъектной позиции ребёнка в отношении собственной деятельности, общения и самого себя. Интеграция даёт возможность для самореализации, самовыражения, творчества, как учителя, так и ученика, способствует раскрытию способностей, а также повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон. В большей степени, чем обычные уроки, способствует развитию коммуникативных качеств, формированию умения учащихся анализировать, обобщать, делать логические умозаключения, углубляют представления о предмете, расширяют кругозор.

Интегрированные конференции обладают большой информативной ёмкостью, позволяют вовлечь максимальное количество учащихся в активную работу, способствуют творческому подходу к выполнению задания, которое даётся предварительно.

Деятельность учителя в рамках данной технологии специфична. Спланировав работу учащихся заранее, осуществляет оперативный контроль, вносит коррективы в их деятельность.

   Наша творческая группа несколько лет подряд организует и проводит цикл интегрированных конференций на базе общеобразовательной школы, тематика которых очень разнообразна. Объединив гуманитарные и естественнонаучные дисциплины, мы представляем спектр актуальных вопросов современного общества,  затрагивая проблемы социальной и политической сфер, тенденции и перспективы развития науки и техники, а также особое внимание обращаем на культурную жизнь нашего города.

Специфика проведения наших интегрированных конференций заключается в том, что учителя-организаторы и учащиеся совместно выбирают актуальную тему, выделяют творческие группы, планируют деятельность; далее дети самостоятельно занимаются поиском и подборкой материала, оформляют его в виде презентации. Учитель, безусловно, выступает в роли наставника, который помогает выбрать и систематизировать нужный и важный материал. Далее само мероприятие проводится в актовом зале, где ученики представляют свои проекты, также приглашаются учащиеся других классов. В ходе мероприятия идёт обсуждение проблемы, задаются вопросы. Обязательна здесь и рефлексия, которая помогает  в дальнейшем проанализировать итоги конференции, выяснить, какие вопросы остались непонятыми.

Далее вашему вниманию мы представим некоторые темы конференций, их цели и план проведения.

  1. «XXI век начинается».

 Основная цель этой конференции представить новые открытия в науке и технике, а также перспективные направления изучения в этих сферах.

Темы выступлений:

  1. Великие открытия в математике XXI века.
  2. Открытия XXI века в области естествознания.
  3. Новые исторические взгляды в современном искусстве.
  4. Новое законодательство в Российской Федерации.
  5. О глобализации английского языка.
  1. «Молодёжь XXI века. Взгляд в будущее».

Цель: познакомить учащихся с особенностями современных молодёжных субкультур, течений, традиций; показать влияние субкультуры на личность человека; помочь сделать правильный выбор в жизни; обозначить проблемы современной молодёжи.

План.

  1. Современная молодёжь РФ (общая характеристика).
  2. Молодёжные субкультуры.
  3. Понятие и примеры контркультур.
  4. Патриотизм и лжепатриотизм в современных молодёжных организациях.
  5. Нравственное воспитание современной молодёжи.
  6. Будущее молодёжи глазами подростков.
  7. Молодёжная политика РФ.
  1. Культурное наследие Санкт-Петербурга.

Цель: представить различный спектр музеев Санкт-Петербурга, привлечь внимание учащихся к культурному наследию нашего города. Предполагаемый результат: посещение этих музеев учащимися во внеурочное время.

Следует отметить, что учащиеся, которые представляют свои проекты, посещали эти музеи. В их работах представлены и краткое описание музея, и свои собственные впечатления.

  1. Эрмитаж-сердце Санкт-Петербурга.
  2. Новый проект-Гранд Макет Россия.
  3. Музей Арктики и Антарктики.
  4. Музей воды.
  5. Музей «Лесное: из прошлого в будущее».
  6. Музей истории религии.
  7. Музей политической истории.
  8. Музей-архив Д.И. Менделеева.
  9. Летний сад: до и после реставрации.

Рефлексия: гостям конференции предлагается написать на отдельных листочках те музеи, которые они недавно посетили, а по окончании мероприятия указать, какой из представленных музеев они хотели бы посетить. Предполагается цикл таких конференций, где будет прослеживаться тенденция приобщения учащихся к культурному наследию города.