Экзаменационный стресс: признаки и методы преодоления

 
Ученик, испытывающий экзаменационный стресс, самостоятельно создает в сознании негативную картину происходящего: строгий учитель, пропущенные занятия и, как следствие, неполное владение материалом, билет с неудачными заданиями и вопросами и т.п. И, таким образом, становится автором своего будущего неудачного экзамена.
 
Выделяют физические, эмоциональные и поведенческие признаки стресса.
 
К физическим относятся следующие: бессонница, головные боли, усиление сердцебиения, боли в животе, тошнота и рвота, потеря аппетита или, напротив, постоянное чувство голода, высыпание на теле и кожный зуд и т.п. Данный вид стресса возникает в ситуациях, когда от организма требуется больше усилий, чем он способен дать и выдержать.
 
К признакам эмоциональной категории относятся: импульсивное поведение, плохое настроение, гнев, нарушение памяти и плохая концентрация внимания, беспокойный сон, агрессия, раздражительность, частые слезы без особых на то причин, невозможность сосредоточиться, путаница в мыслях и т.п.
 
Среди поведенческих можно выделить: накручивание волос на палец, кусание ногтей, потеря интереса к своему внешнему виду, зубной скрежет, нервный смех, чрезмерное потребление успокаивающих средств, постукивание пальцами или ногами и т.п.
 
В период сдачи экзаменов стресс дезорганизует деятельность учащегося, понижает его самооценку и способствует проявлению чувства неуверенности в себе и в своих силах. Поэтому так важно понимать свое состояние и уметь управлять им.
 
Поскольку именно негативное мышление становится стрессором, то следует научиться заменять негативные мысли на позитивные. К примеру:
 
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ СТРЕСС: ПРИЗНАКИ И МЕТОДЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ, изображение №1
ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ БОРЬБЫ С ЭКЗАМЕНАЦИОННЫМ СТРЕССОМ
 
Необходимо многократно осмыслить предстоящее событие (экзамен) так, чтобы сформировалось ощущение привычности. Это поможет определить верные действия во время реального экзамена.
2. Постарайтесь «проиграть» роли ученика, экзаменатора, таким образом, отрепетировав ситуацию.
 
3. И последнее: вспомните сложные ситуации из своего прошлого опыта и примеры их удачного завершения. Работает принцип: «Я уже справлялся со сложными ситуациями, поэтому справлюсь и с этой!».
 
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ УЧЕНИКАМ, СДАЮЩИМ ЭКЗАМЕН
 
Для начала: подготовьте место для занятий, уберите лишние вещи, удобно расположите нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.
 
Составьте план занятий: что именно сегодня будет изучаться (разделы, темы), сколько по времени (в зависимости от ритма организма) и с помощью каких источников.