Родительские авторитеты в воспитании

Одним из ошибочных родительских авторитетов, по определению психологов, является авторитет угнетения. При нём дети вырастают либо трусливыми, беспомощными, либо деспотами, отплачивая за угнетённое детство.
 
На втором месте по распространённости можно назвать авторитет чванства, когда родители постоянно хвастают своими заслугами, относятся к другим людям свысока. При этом дети зачастую вырастают хвастливыми, не умеют критично относиться к собственному поведению.
 
Достаточно распространён и авторитет подкупа, когда послушание ребёнка покупается подарками, обещаниями, при этом может вырасти человек, приученный выкручиваться, приспосабливаться, стремящийся получить как можно больше выгод и пр.
 
Настоящий авторитет основывается на любви, уважении к личности ребёнка в соединении с высокой требовательностью к нему.
 
Семейная социализация не сводится к непосредственному взаимодействию ребёнка и родителей. Так, эффект идентификации может нейтрализоваться механизмом ролевой взаимодополняемости (например, в семье работящих родителей, несмотря на хороший пример, ребёнок может и не быть работящим).
 
Важен также механизм психологического противодействия, когда ребёнок, волю которого жёстко ограничивали, может проявлять повышенное стремление к самостоятельности, а ребёнок, которому всё позволяли, может вырасти несамостоятельным.
 
И хотя невозможно однозначно прогнозировать, как будет развиваться ребенок в зависимости от методов воспитания, определенная взаимосвязь все-таки существует. Например, неудовлетворённость отца браком приводит к меньшим проявлениям им положительных эмоций к дочери.
 
Особенно важны для развития личности ребёнка две пары признаков, определяющих поведение родителей.
 
Принятие (тепло, любовь) — непринятие (враждебность), задающие эмоциональный тон отношений.
2. Терпимость (самостоятельность, свобода) — сдерживание (контроль), определяющие преобладающий в семье тип контроля и дисциплины.
 
По оси «принятие — непринятие» в первом случае основными средствами воспитания являются внимание и поощрение: родители ориентированы прежде всего на выделение положительных качеств ребёнка, удовлетворены общением с ним, воспринимают его таким, каким он есть.
 
Во втором случае основными средствами воспитания являются строгость и наказание: родители не воспринимают своих детей (выделяют в них прежде всего отрицательные черты), не получают удовлетворения от общения с ними, время от времени проявляя враждебность.
 
Ребёнок, лишённый любви, имеет меньше возможностей для достижения высокого самоуважения, создания устойчивого, положительного «Я-образа», построения тёплых отношений с другими людьми. Изучение личности людей, страдающих невротическими расстройствами, ощущающих затруднения в общении и профессиональной деятельности, свидетельствует о том, что все эти явления намного чаще проявляются у людей, которым в детстве не хватало родительского внимания и тепла.
 
По оси «терпимость — сдерживание» в первом случае родители влияют на ребёнка через похвалу, объяснение ему последствий его действий, обосновывают свои требования.
 
Во втором случае тактика сдерживания предусматривает применение родительской власти через приказ, насилие, физическое наказание, родительский контроль над желаниями ребёнка.
 
Недоброжелательность или невнимательность, более того, жестокое обращение родителей с детьми вызывают у последних неосознаваемую враждебность, направляемую наружу (например, трансформируемую в агрессивные действия не только против родителей, но и против посторонних людей), либо внутрь и проявляющуюся в чувстве вины, тревоги, низком самоуважении и т. д.