Внеурочная деятельность школьников

Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности школьников, в которых целесообразно и возможно решение задач их воспитания и социализации. В новом ФГОС ОО внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.

В проекте государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения, говорится, что организация внеурочной деятельности это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе.

Цель внеурочной деятельности: создать условия для развития интересов ребенка на основе свободного выбора, физического развития, постижения духовно-нравственных ценностей, культурных традиций.

Организация внеурочной деятельности строится на следующих принципах:

- свобода выбора на основе личных интересов и склонностей ребенка;

- опора на ценности воспитательной системы школы;

- опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности в школе;

- соответствие возрастным особенностям учащихся, преемственность с технологиями учебной деятельности.

Современная школа заинтересована в правильно организованной внеурочной деятельности. Это объясняется новым взглядом на образовательные результаты. Внеурочная деятельность позволяет достичь метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, интересов личности, ориентиров, потребностей.

В связи с введением ФГОС необходимо создание условий для проведения научно-практических исследований и проектной деятельности учащихся в соответствии с современными запросами учащихся.

В Икрянинской школе создаются условия для проведения практических исследований и проектной деятельности учащихся. Учащиеся нашей школы вошли в число тех детей, которым посчастливилось стать потенциальными участниками проекта «Аквапоника». Этот проект  позволил нам открыть новые направления исследовательской деятельности во внеурочное время.

В нашей образовательной организации проект  реализуется по следующим программам: «Выращивание ягодных (овощных) культур в условиях аквапоники», «Особенности выращивания однолетних и многолетних культур в условиях аквапоники», «Растениеводство и гидропоника», «Выращивание определённого вида рыб в аквапонике», «Оценка качества воды в аквапонике».

Актуальность настоящего проекта заключается в возможности:

  • - организации экологического образования школьников;
  • - вовлечения учащихся в систему современных финансово-экономических отношений (основы агротехники, научно-опытническая работа);
  • - формирования социально-трудовых компетенций школьников, с последующим профессиональным самоопределением обучающихся на основе профильного образования;
  • и востребованности со стороны детей, их родителей, педагогов.

Таким образом, в школе созданы условия для развития качественного экологического образования. Ученики, занимаясь аквапоникой, получают первичные социально-трудовые компетенции, могут ориентироваться в основах агротехники, осваивают простейшие приемы выращивания растений в условиях гидропоники и аквапоники. 

С первыми нашими результатами мы выступали на конференциях школьного, регионального уровней. Так же мы получили возможность поучаствовать во  II Международном каспийском технологическом форуме «Технокаспий-2017», организатором которого выступало Правительство Астраханской области.  На форуме проходили пленарные заседания, круглые столы, в которых приняли участие и наши школьники с проектом: «Химический анализ воды в системе гидро и аквапоники» в панельной дискуссии «Стратегия развития рыбопромышленного комплекса».

Так же, в рамках форума, учащиеся представили проект на региональный конкурс детского и юношеского творчества «Инновационная идея  в номинации «Умное устройство для школы». Разработанное ребятами устройство позволяет выращивать растения на малой площади в любое время года за короткие сроки.

Работа по проекту «Аквапоника» направлена на создание условий для развития исследовательской компетенции обучающихся, их профессионального самоопределения и формирование мотивации к дальнейшему трудоустройству.   

Такие известные отечественные психологи и педагоги как Л.С. Выготский, А.В. Кирьякова указывают, что только активное взаимодействие ребенка с окружающим миром позволит освоить  и изучить его в полной мере. Все попытки вложить в сознание ученика готовые знания, готовые оценки, минуя их собственную активную деятельность, - не дадут результата. В результате работы с системой аквапоники школьники овладевают рядом практических умений и приобретают важное качество – способность учиться на собственном опыте и опыте других. Занимаясь с учащимися подобной исследовательской деятельностью, мы всегда помним о главном — нельзя делать за школьника то, что он может сделать самостоятельно.

Мы отмечаем высокий уровень вовлечённости учащихся нашей школы во внеурочную деятельность. Так, школьный опыт помогает ребятам осваивать те законы, по которым живет взрослый мир, примерять на себя различные социальные роли, учит строить межличностные отношения. Передача опыта происходит не только и не столько на уроках и внеурочной деятельности, а всей атмосферой жизни школы, нормами, по которым она живет.

Человек всегда стремился познать окружающий мир и определить то место, которое он в нём занимает. И мы надеемся, что своей деятельностью мы помогаем нашему подрастающему поколению определиться со своим местом не только в мире живой природе, но и в социуме, который его окружает.