Инклюзивное образование

Маркова Галина Валентиновна

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

 

                   Маркова Галина Валентиновна,        учитель русского языка и литературы

МОУ «Озёрная СОШ Высокогорского МР РТ»

 

Почему именно эта тема? Думаю, Вы все в своей практике часто сталкивались  с ситуацией, когда в общеобразовательном классе сидят дети с ОВЗ (инвалиды, дети  с ЗПР). Часто это связано с отказом  родителей переводить ребенка в специальное учреждение или специальный класс.

По мнению экспертов, в Российской Федерации дети-инвалиды составляют, по разным оценкам, от 1,5% до 4,5% детского населения. По оценке министерства здравоохранения и социального развития, в ближайшие годы прогнозируется дальнейший рост этого показателя на фоне снижения численности населения, показателей его здоровья, неблагополучной социальной ситуации в семье. Ключевым моментом в реабилитационных мероприятиях детей – инвалидов является их обучение.

На сегодняшний день выделяют несколько основных форм образования для инвалидов. К ним относятся: коррекционное образование, интеграционное образование, надомное образование и его разновидность дистанционное образование. Недавно появился еще один вид образования – инклюзивное.

Что же это такое?

Инклюзивное образование — это совместное обучение и воспитание детей  с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей, не имеющих таких ограничений.

Инклюзивное образование, воспринимает ребенка таким, каким он есть, подстраивает под него систему образования. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями, уменьшает дискриминацию таких детей. Таким образом, инклюзивное образование является наиболее перспективной формой образования детей с особыми образовательными потребностями.

Я считаю, первое, что должен сделать учитель – это создание психологически комфортной образовательной среды. Необходима спокойная рабочая обстановка на уроке. Учитель ни в коем случае не должен допускать возникновения стрессовых ситуаций, уметь избегать их, разряжая обстановку. Кроме этого, обязательны беседы со школьниками о толерантности и уважении друг к другу на уроках в школе, на внеклассных занятиях.

 

Как же реализуются принципы инклюзивного образования на практике?

Мои наблюдения на уроках показали, что отмечается неравномерность в развитии психической сферы учащихся: при выраженных затруднениях в решении словесно-логических задач дети относительно хорошо справляются с задачами наглядно-образного и наглядно-действенного характера, с обобщением на наглядном уровне. Нужно использовать дифференцированный подход с элементами группового обучения.

 

Очень важно создание в учебном процессе «ситуации успеха» для ученика – обстановки, располагающей ученика к деятельности, вызывающей положительные эмоции и направленной на то, чтобы ученик обязательно справился с работой. Например,  с целями урока я знакомлю учащихся сама, но при этом создаётся проблемная ситуация, и учащиеся сами могут определить их.

 

При  усвоении нового материала нужно помнить, что новый материал в большом объеме нельзя давать в один прием, необходимо поэтапное усвоение.

 

На уроках литературы лучше объяснение давать не в форме лекций, а в форме бесед или комментированного  чтения.

 

При закреплении изученного материала на уроках русского языка и при выполнении упражнений задания необходимо разбивать чётко по шагам, для облегчения их выполнения. При выполнении упражнений, направленных на формирование умений и навыков может быть реализован индивидуальный подход. Ученикам, у которых умения и навыки по какому-либо разделу сформированы непрочно, предлагается выполнить задания для повторения изученного материала или произвести указанные виды разбора.

 

Большой интерес у учащихся вызывает  работа в группах и в качестве консультантов на зачетах, в работе с отстающими. Я заранее готовлю с ними отдельные этапы урока, которые они затем проводят самостоятельно. Такая работа является хорошим стимулом не только для самого учащегося, но и для его одноклассников, которые тоже захотят выступить в роли учителя.

 

Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям является дидактическая игра. Цель игры пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. Игровое обучение (обучение, основанное на активных методах обучения) благотворно влияет на формирование положительной учебной мотивации детей с особыми потребностями  («Орфографическая зоркость», «Третье лишнее», «Заменить словосочетания одним словом», «Составь рассказ по опорным словам», «Построй слово», викторины, игры-соревнования и т.д.). Кроме этого, значительно повышает эффективность обучения и применение мультимедиа. 

 

При обучении необходимо реализовывать принцип: от коллективных творческих дел к индивидуальному творчеству. Поэтому учащихся необходимо привлекать к участию в школьных, районных, республиканских мероприятиях: олимпиадах, конкурсах.

 

Чтобы сохранить и укрепить здоровье школьников, необходимо учитывать медицинские  рекомендации. Также применяются такие методики как:

  • выполнение заданий, связанных с передвижением по классу;
  • смена разных видов деятельности, во избежание переутомления;
  • учёт эмоциональных потребностей и поведения каждого учащегося (ребёнок может быть на уроке подавлен, замкнут, медлителен или наоборот гиперактивен и т.д.);
  • предоставление дополнительного времени для написания контрольной работы (разрешается дописать после уроков; лучше,  чтобы это было после учебных занятий, на перемене ребёнок должен отдыхать);
  • сообщение заранее о времени написания контрольных и проверочных работ;
  • предоставление возможности  улучшить результат, переписав контрольную работу;
  • работа может быть принята позже установленного срока по договорённости учителя и ребёнка;
  • работа творческого характера может сдаваться учителю или в рукописном, или печатном, или электронном виде (по выбору учащихся);
  • предоставление возможности доработать и переработать творческую работу, учитывая рекомендации учителя.

Немаловажную роль играет и взаимодействие с родителями и родственниками обучающихся. Эта работа должна также планироваться, как и процесс образования и воспитания. В связи с этим в общем плане воспитательной работы имеется самостоятельный раздел по данному направлению. В нем отражены проведение совместных мероприятий как классного, так и внеклассного уровня (классные часы, спортивные мероприятия, походы в театр, кино и т.д.). Главное в этой работе нацелить родителей на коллективную работу совместно с их детьми, быть положительным примером, что в свою очередь позволяет более эффективно формировать нравственные качества детей.

В заключение, отдельно стоит отметить, что  использование  инклюзивного образования не может полностью решить   проблемы при обучении детей с ОВЗ в классах, где уровень умственного развития неоднороден, поскольку зачастую детям с ОВЗ нужна помощь специалистов.

 Итак:

  1. Учить детей надо вне зависимости от уровня их развития.
  2. Социальная адаптация  ребенка происходит легче при инклюзивном обучении.
  3. Нельзя в классах, где есть дети с ОВЗ использовать традиционные  методы и формы работы.
  4.  Составление индивидуальных учебных маршрутов и проведение мониторингов становится необходимым.

Список использованной литературы

1. Ахутина, Т.В. Преодоление  трудностей  учения: нейропсихологический подход /Т.В. Ахутина, Н. М. Пылаева. – СПб.: Питер, 2008. – 320 с.

2. Буторина, О.Г. Об опыте воспитания и обучения  детей с ограниченными возможностями здоровья / О.Г. Буторина // Воспитание школьников, 2010. - №7. - С. 40-44.

3. Виневская, А.В. Педагогика. Словарь-справочник коррекционного педагога / А.В. Виневская. – Ростов н/Д.: Феникс, 2013. – 268 с.

4. Интегрированное и инклюзивное обучение в образовательном учреждении. Инновационный опыт / Авт.-сост. А.А. Наумов, В.Р. Соколова, А.Н. Седегова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 146 с.