Практико-ориентированный семинар с элементами моделирования педагогических ситуаций «Дети глазами взрослых и взрослые глазами детей»

Гузель Фаатовна Яхно

Практико-ориентированный семинар   с элементами  моделирования педагогических ситуаций

«Дети глазами  взрослых и  взрослые  глазами  детей»

 

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) ориентирован на становление личностных качеств ученика, особую роль  в развитии которых играют родители, как субъекты образовательного процесса. Родители должны стать социально-активными участниками учебно-воспитательного процесса. В связи с этим я предлагаю решение одной из задач: Каким образом учитель может организовать взаимодействие с родителями в рамках внеурочной деятельности?

Современная школа - это открытая социально-педагогическая система, вклю­чающая в себя взаимодействие педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров, которые стремятся к диалогу, межлич­ностному общению, широкому социальному сотрудничеству. Поэтому  успешность учебно - воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Это способствует единению, сплочению, установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных условий в семье и школе.

Следовательно, целесообразно значительную часть воспита­тельной работы организовывать одновременно с учащимися и родителями, а возникшие проблемы, поставленные задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя  интересов друг друга, и объединить усилия для достижения более высоких результатов.

Формирование сотрудничества между учащимися, родителями и педагогами зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Родители и педагоги — воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками. В основе этого союза — единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов. Сотрудничество учителей и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных сторон и позиций, увидеть в разных ситуациях, и,  следовательно, помочь взрослым в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентации.

Форма семинара   выбрана неслучайно –  это совместное решение проблем (дети, родители, педагоги) в учебно-воспитательной деятельности через моделирование педагогических ситуаций  посредством ролевой игры.

Известный американский психолог и психоаналитик, один из самых читаемых авторов, пишущих о психологии  Доктор  Эрик Берн  пишет  в своей книги "Люди которые играют в игры" "Игры в которые играют люди»: «Большинство людей в большей части семейных и деловых отношений постоянно разыгрывает друг с другом игры. Более того, они стремятся − часто бессознательно – извлекать из этих игр эмоциональный "выигрыш", удивительно непохожий на то, чего можно было бы в рациональном смысле ожидать от выигрыша или проигрыша в такой игре. Основным принципом теории игр, как говорит Берн, является польза и выгода для людей вести любое общение (в сравнении с его отсутствием). Становится понятно, что каждый из нас каждый день играет какую-либо роль. Поэтому результатом  нашего семинара  будет и эмоциональный  «выигрыш» в плане общения, установления взаимопонимания и поиск путей, решения тех проблем, с которыми мы с вами сталкиваемся в учебно-воспитательном процессе. 

Проведение совместного семинара в формате круглого стола  дает возможность обсудить различные аспекты учебно – воспитательного процесса, изучить опыт преодоления конфликтных ситуаций, познакомиться с различными точками зрения родителей, детей и педагогов  на ту или иную предложенную для обсуждения проблему. На обсуждение в ходе  семинара  могут быть представлены различные проблемные педагогические ситуации , связанные с учащимися или отношениями, которые складываются в школе и дома.

Такое мероприятие предполагает: достижение взаимопонимания на уровне взаимодействия между родителями, педагогами и детьми; совместное выстраивание воспитательных действий, ориентированных на личность ребенка, в интересах его развития, т. к. в его ходе предлагается практическое решение уже назревших проблем, которые требуют принятия чрезвычайных мер.

На практико-ориентированном семинаре  проигрываются и  анализируются педагогические  ситуации без переноса ее на конкретных учащихся класса или школы. В анализ ситуации включаются различные точки зрения родителей, педагогов и детей  на проблему, обсуждается выход из создавшегося положения.

 

Предлагаю сценарий одного из таких мероприятий – практико-ориентированный совместный  семинар с элементами  моделирования педагогических ситуаций  «Дети глазами  взрослых и  взрослые  глазами  детей».

 

Подготовительная работа:

 

1. Изучение и анализ   психолого-педагогической и нормативно-правовой литературы.

2.Сбор информации с целью выявления проблем в учебно-воспитательном процессе:

  • анкетирование учащихся, родителей, педагогов,
  • интервьюирование  педагогов, детей.

3.Обработка анкет, видео  и вычленение  проблем в учебно-воспитательном процессе.

4.Распределение  участников семинара на творческие группы «родители», «дети», «педагоги», «эксперты».

5.Подготовка детей для проведения предметного «урока» и «родительского собрания» в рамках семинара

6.Приглашение специалистов городской ювенальной службы для участия в семинаре в роле экспертов.

5.Изготовление атрибутики (три больших  «сердца» из ватмана для  пожеланий и рекомендаций).

 

В семинаре  участвуют в основном  дети с проблемами в обучении  с 5 по 9 кл., родители, представители ювенальной службы в качестве экспертов, педагоги.

           

Чтобы правильно организовать работу по учебно-воспитательному процессу в рамках данного семинара, за основу необ­ходимо взять следующие нормативно-правовые документы:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Конвенция ОНН о правах ребенка; 
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;    
  • Национальная доктрина образования в Российской Федерации;

 

В своей работе использовала  различные педагогические технологии:

  • игровые
  • информационные
  • коммуникативные
  • проблемные
  • развивающего обучения
  • консультативные
  • проектные
  • ИКТ

                                                        

Цели  и задачи  семинара:

  • достижение взаимопонимания на уровне взаимодействия между родителями, педагогами и детьми;
  • совместное выстраивание воспитательных действий, ориентированных на личность ребенка, в интересах его развития;
  • совместное решение проблем в учебно-воспитательной деятельности.

 

Место проведения: актовый зал.

Участники: дети и родители, педагоги, специалисты школы, специалисты городской ювенальной службы.

 

1.Вступительное слово ведущего.

Ведущий (педагог): Здравствуйте, дорогие ребята. Добрый вечер, уважаемые родители, коллеги, гости. Сегодня мы с вами собрались, чтобы вместе  решить проблемы, которые возникают в учебно-воспитательном процессе, которые мешают быть нашим детям  успешными, А для  этого мы,  родители, дети, педагоги должны поменяются ролями и посмотреть на себя со стороны.

Ведущий (педагог): Итак, начнем наш семинар!

 2.Распределение  участников семинара на творческие группы «родители», «дети», «педагоги», «эксперты».

Перед входом в зал участники семинара  получают разноцветные жетоны, по которым происходит рассадка.

В группы «эксперты»  приглашаются по одному представителю из каждой группы и специалист городской ювенальной службы. Эксперты  принимают активное участие в обсуждение  представленных   педагогических ситуаций.

3.Моделирование  педагогической ситуации "Урок истории в 6-м классе «Восточные славяне в древности».

   Участники урока: учащиеся ( родители и педагоги) и учитель (  ученик). Все остальные участники наблюдают за учебно-воспитательном процессом, выявляют  и фиксируют проблемы, возникающие на уроке.После окончания мини-урока, каждая группа участвует  в обсуждении, предлагает свое видение и решение проблемы, эксперты внимательно слушают и фиксируют.                            

4. Переменка.  Проводится психологическая игра с участниками семинара на сплочение и снятие психологических зажимов.

5. Анализ результатов анкетирования учащихся.

Ведущий   знакомит участников семинара  с результатами анкетирования учащихся 5-8 классов.

6.Моделирование педагогической ситуации "Родительское собрание в 7-м классе".

7 . Проблемы в учебно-воспитательной деятельности (просмотр видео – интервью педагогов).

 Все участники  смотрят видео, участвуют в обсуждении, высказывают свое мнение по данной ситуации, эксперты фиксируют.

8 . Подведение итогов семинара. Выступают члены экспертной группы и представляют готовый продукт семинара с рекомендациями, предложениями  под названием  «Как помочь ребенку быть успешным в школе, так как успех в школе определяет успех в жизни».

10.Рефлексия. Участники группы высказывают свое мнение по семинару, пишут друг другу пожелания и прикрепляют на цветные сердечки.