Геймификация в образовательном процессе

Трудко Татьяна Александровна

Геймификация (игрофикация) - это явление, ставшее широко популярным во всем мире. Такую современную тенденцию можно наблюдать в различных сферах человеческой деятельности, включая образование. Она применяется не только в дошкольных заведениях, но и в школах, колледжах, университетах и становится не дополнением к  уроку, а  его неотъемлемой частью.

Основная причина повышенного внимания к геймификации связана с новыми возможностями. Сегодня геймификация становится все более популярной как среди детей, так и среди взрослых. Она помогает избавиться от угнетающей рутинности, предупреждает такое негативное явление, как психологическое выгорание. Многие образовательные заведения берут данный метод на вооружение, используют в обучении иностранным языкам, литературе, на уроках физики, математики, информатики и т.д. Особенно эффективно геймификация применяется во внеурочной деятельности и дополнительном образовании. Чтобы поддерживать интерес детей к обучению, его нередко используют и в дистанционном образовании. Этот метод импонирует подвижным и любознательным школьникам, которые быстро устают от однообразных уроков. Во время занятий, включающих в себя игровые элементы, дети учатся выступать в различных ролях, приобретают навыки ведения переговоров, защиты своей точки зрения, обоснованной аргументации, контроля над действиями остальных участников процесса. Геймификация  - это универсальный инструмент вовлечения учеников в образовательный процесс, который преимущественно основывается на выполнении нестандартных заданий, что благоприятствует раскрытию творческих способностей  школьников. Игрофикация пробуждает интерес к учебе и в большинстве случаев дает положительные результаты.

Однако этот  метод не лишен определенных недостатков.  Многие учителя, стараясь сделать урок как можно интереснее, стремятся при любой удобной возможности использовать элементы геймификации, но их переизбыток приводит к отрицательным последствиям. Ученики хуже воспринимают традиционные формы работы. Привыкнув к игровому обучению, им бывает трудно сконцентрировать своё внимание на предмете. Снижается мотивации, т.к. постоянное ожидание вознаграждения может привести к тому, что ученик просто не захочет делать что-то на уроке просто так. Важно так же уметь грамотно работать с конкуренцией и следить за атмосферой в группе, иначе это может перерасти в конфликт между учениками. Еще одна проблема геймификации - это нехватка времени на уроке, которое необходимо для выполнения учебного плана. Обычно, чтобы подготовить и организовать учеников для игровых занятий по теме урока, часто требуется дополнительное время.