«Я педагог, который знает как и умеет отстаивать свои профессиональные права и свободы»

Абсалимова Ксения Юрьевна

О свободе, как о социальной ценности, человечество размышляет уже не первое тысячелетие. И философы, и социологи, и писатели, и педагоги… Так, в одной из книг советский психолог Даниил Эльконин пишет о том, что отношение ребёнка к вещам есть отношение, осуществляемое с помощью или через другого человека. На сколько ребёнок является свободным? А учитель? Идя от порога дома до порога школьного кабинета, границы свободы ребёнка уменьшаются пропорционально увеличивающейся обязанности и ответственности. Когда мы, будучи педагогом, заходим в класс – свободны ли мы в выборе своих действий? Нас окружают

инструкции, положения, техника безопасности, санитарные нормы, регламенты, рабочие программы и пр.

Ни педагог, ни ребёнок, в своей сущности не свободны.

Но всё же, что такое свобода для учителя? Это наличие возможности расти профессионально, подниматься по карьерной лестнице, выбирать методики преподавания, заниматься самореализацией и доводить до совершенства своё мастерство и свои идеи. Наша педагогическая свобода есть осознанная необходимость. Настоящий учитель должен быть свободен от стереотипов и догматов. Только внутренне свободный учитель сможет воспитать свободного ученика. Перед нами встаёт сложная нравственная дилемма – соотношение свободы личной и профессиональной.

Профессиональное самосовершенствование даёт свободу действий. Но невозможность реализации этих действий накладывает ограничение на свободу.

В современных условиях сформированности невысокого статуса учительства, педагогам часто приходится отстаивать свою свободу, обосновывать свои методы и взгляды, выстраивать позитивный диалог с родительским сообществом и представителями сферы образования.

Школа и зашита своих прав

1. Спорить с работодателем можно с помощью индивидуальных или коллективных средств защиты. В подавляющем большинстве случаев срабатывают только коллективные способы. Именно поэтому так важно наличие независимой профсоюзной организации в учреждении.

2. В рамках индивидуальных средств самыми распространенными являются обращения в Государственную инспекцию труда, прокуратуру или исковое заявление в суд. В частности, по вопросам соблюдения процедур и правил работники в основном обращаются именно туда. Так, активист профсоюза через обращение в трудовую инспекцию сможет добиться признания незаконными положения об оплате труда, актов о сокращении учебной нагрузки у него самого и других членов коллектива.

3. Нельзя отдельно не упомянуть про такое средство борьбы за трудовые права педагогов – как коллективные действия родителей учащихся. Каждый родитель желает дать своему ребенку лучшее образование. Такое возможно только тогда, когда учитель трудится в достойных условиях и занимается своим делом с полной отдачей. Объяснение подобной простой логики родителям в большинстве случаев способно заставить их организовываться и примкнуть к педагогическому коллективу. Путем написания многочисленных жалоб в Рособрнадзор или региональный орган исполнительной власти, ответственный за управление в области образования, можно принудить администрацию учреждения к выполнению своих требований.

Я, как педагог имею право:

1) самостоятельно выбирать метод преподавания, свободно выражать свое мнение, имею свободу от вмешательства в профессиональную деятельность;

2)  выбирать и использовать педагогически обоснованные формы, средства, методы обучения и воспитания;

3)  на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);

4)  на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;

5)  на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ;

6) на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций;

7) на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, а также доступ в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

8) на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами;

9) на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом этой организации;

10) на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации, в том числе через органы управления и общественные организации;

11) на объединение в общественные профессиональные организации в формах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

12) на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;

13) на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.

 

Если нарушают мои права и свободы, что я буду делать

Во-первых, использовать против оппонента его же тактику. В эпоху широкого распространения соцсетей именно здесь родители любят жаловаться на «провинившихся» учителей и делать частный случай достоянием всей страны, а то и мира. Почему бы учителям не поступать аналогично: отвечать на несправедливые обвинения не в кабинете директора, а так же публично, через соцсети − вспомним флешмоб «Учителя тоже люди», участниц которого заметили даже в Великобритании. Шумиха гарантирована, а там, глядишь, и справедливость восторжествует. Как в случае с Татьяной Кувшинниковой, учителем русского языка и литературы из Барнаула, которую директор уволил по настоянию родителей, но затем восстановил в должности из-за общественного резонанса. Другое дело, что сама Татьяна уже не захотела вернуться в школу. Но и здесь ей помогла огласка: учителя пригласили на работу в Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования. 

Во-вторых, есть законный способ восстановить справедливость через суд. К сожалению, перспектива судебной тяжбы у большинства наших сограждан оптимизма не вызывает: очень сильны в обществе стереотипы о волоките при рассмотрении дел и коррумпированности служителей Фемиды. Однако учителю, чьи права нарушены, стоит быть настойчивым и последовательным. На самом деле подать судебный иск и добиться его рассмотрения не так сложно, как кажется. Да и дорогостоящие услуги адвоката требуются далеко не всегда. В судебном процессе истец часто способен защитить себя сам. 

Но бывают ситуации, когда учителю в одиночку действительно не справиться. В этом случае выход – обращение в профсоюзную организацию. Местный профком есть почти в каждой школе. Существуют более крупные организации, действующие в масштабах страны: межрегиональный профсоюз работников образования «Учитель» (входит в Конфедерацию труда России), Общероссийский Профсоюз работников народного образования и науки (входит в Федерацию независимых профсоюзов России). Для чего они нужны? Путевки в санаторий, материальная помощь и подарки к праздникам – об этих профсоюзных «плюшках» знают все. Но главная функция профкома не в этом. Профсоюз участвует в составлении коллективного трудового договора, гарантирует педагогам защиту их прав, бесплатную юридическую помощь в решении социальных и трудовых вопросов, поддержку при рассмотрении индивидуального трудового спора, защиту от противоправного увольнения. Именно сюда учитель может и должен обращаться в случае превышения полномочий директором школы, ухудшения условий труда, при несправедливом распределении учебных часов или компенсационных выплат. 

Что делать, если права и свободы нарушены учениками или же родителями:

  1. Если вас оскорбил кто-то из учеников или родителей учащихся, то вы, руководствуясь статьей 130 УК РФ, имеете право подать иск о защите чести и достоинства. Как компромисс в этой ситуации вы можете принять публичные извинения обидчика.
  2. В случае если родители ваших учеников распространяют о вас заведомо ложную или крайне искаженную, пророчащую вас информацию, то вы можете отстаивать свои права в суде. Закон (а именно статья 129 УК РФ) на вашей стороне.
  3. Но помните, что перед подачей искового заявления стоит попытаться мирно решить проблему. Если это вам не удалось, предупредите потенциального ответчика о том, что собираетесь подать на него суд. На патологически неуравновешенных личностей это вряд ли подействует, а вот человек, дорожащий своей карьерой и репутацией, может пойти на мировую. Рекомендуется вести аудиозапись процесса переговоров и, по возможности, протокол.
  4. Учитывайте также возможность подачи встречного иска о неправомерности ваших действий. Наиболее распространенной причиной является ненадлежащее исполнение служебных обязанностей (необъективное выставление оценок, нарушение прав ребенка и т.д.). В такой ситуации, чтобы взвесить все «за» и «против», проконсультируйтесь с грамотным юристом, который подскажет вам все нюансы по вашему вопросу. Ведь каждый случай уникален и его нужно разбирать отдельно!

Для предупреждения возможных инсинуаций в адрес учителя и применения к нему несправедливых санкций, следует придерживаться следующих разумных правил:

  1. При общении с учащимися необходимо неукоснительно держать дистанцию, исключить слишком вольные неформальные отношения.
  2. Особо важные вопросы, ситуации, которые могут быть истолкованы двусмысленно,  стоит решать в присутствии представителя педагогического коллектива или других учащихся.
  3. При оповещении руководства школы о якобы имевшем место жестоком обращении, учитель вправе требовать тщательного и беспристрастного расследования, в некоторых случаях с участием третьих лиц.
  4. В обсуждении возникших проблем следует руководствоваться только положениями «Закона об образовании» и Трудового Кодекса РФ.