Проблемы цифровой дидактики. Личное мнение

Иконникова Мария Вячеславовна

Самая главная проблема цифровой дидактики обнаруживается при поиске  информации. Источник необходимо проверять на достоверность. Это неимоверно сложная задача для педагога. Каким интернет ресурсам стоит доверять? Как объяснить среднестатистическому ученику зачем проверять информацию, зачем тратить свое время, если все есть в интернете? Особенно, если дело касается современных влогеров и блогеров. Где брать учителю достоверную современную информацию? Огромное количество институтов, курсов, тренингов он-лайн дистанционно, только фикция современного цифрового обучения, а на деле - очень часто, к сожалению, это “липовые” организации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsifrovaya_didaktika.docx31.03 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы цифровой дидактики

Все новое всегда внедряется довольно тяжело. И если компьютеризацию обучения казалось бы уже приняли большинство учителей как молодого так и старшего поколения, то проблема оснащения нужным оборудованием в регионах остается.  

На мой взгляд, самая главная проблема цифровой дидактики обнаруживается при поиске  информации. Источник необходимо проверять на достоверность. Это неимоверно сложная задача для педагога. Каким интернет ресурсам стоит доверять? Как объяснить среднестатистическому ученику зачем проверять информацию, зачем тратить свое время, если все есть в интернете? Особенно, если дело касается современных влогеров и блогеров. Где брать учителю достоверную современную информацию? - это тоже большой вопрос. Огромное количество институтов, курсов, тренингов он-лайн дистанционно, только фикция современного цифрового обучения, а на деле - очень часто, к сожалению, это “липовые” организации.

Обучение как получение информации из проверенных цифровых источников уже во всю применяется во всем мире. Задача учиться в данном контексте остается той же - научить учиться. Но где здесь ЛИЧНОСТЬ? Нужен лишь набор определенных качеств для решения тех или иных задач. Пока нет искусственного интеллекта такого уровня, эту роль приходится выполнять человеку.

Многие цифровые технологии, возможно, окажутся не нужными, считает Блинов. Иногда все же легче сделать определенное действие самому. А если отключат электричество? Возможно, военным стоит обратить на это внимание. Как долго страны, которые применяют цифровые технологии на 80 процентов, смогут просуществовать без электричества и генераторов. А люди, которые уже обучались только «цифре» смогут мыслить нестандартно, не по заложенному алгоритму?

Рецептивный принцип обучения.

В современной России логопеды уже бьют тревогу. “Планшетные” дети очень плохо связывают слова в предложения, а сформулировать связный текст - огромная проблема. Но, безусловно, они обладают интуитивно-понятийным мышлением.

К сожалению, в цифровом обучении на данный момент не идет речи о такой важной составляющей как воспитание.

Слишком много внимание уделено индивидуализации при цифровом обучении. Взаимодействие с машиной не является диалогом по своему внутреннему содержанию.

Кибербезопасность.

Все чаще и чаще в открытый доступ попадает слишком личная информация, которая может разрушить жизнь как педагога (испорченная репутация), так и ученика (вплоть до суицидальных попыток).

Сколько бы много нужной и ненужной “цифры” не стало в нашей жизни, лишь тот останется хорошим педагогом, кто не перестанет анализировать, сопоставлять, выбирать и сортировать информацию, откуда бы она не исходила. Хороший педагог всегда будет пользоваться лучшими материалами, а это не всегда синоним современных.

2 Влияние на образование

 Влияние “цифры” на образование невозможно переоценить: электронный журнал, МЭШ, образовательные платформы, взаимодействие различных институтов со схожей тематикой, открытые базы данных с литературой на разных языках. Огромное поле для самообучаемости. Современный педагог просто обязан постоянно повышать свою квалификацию и обучаться новым видам работы. Его задачей становиться обобщить теоретические знания и показать, связать их с действительностью. Показать через практику как можно применить свои знания получаемые, например, в школе на уроке физики в жизни.

Современные дети - это поколение YZ. Им характерен инфантилизм.

3. Цифровая дидактика на рабочем месте педагога.

Как педагог английского языка я смело могу утверждать, что цифровизация при умелом использовании привносит огромный вклад в процесс обучения. Уже давно современные дети не учат слова по старинке. Есть обучающие мультфильмы, интернет платформы такие как Quizlet.com. А чаще они запоминают слова после одного прочтения, чего не наблюдалось в прошлых поколениях. Нельзя не отметить, что всё же для многих обучающихся вопросы, требующие формулирования собственного мнения вызывают затруднения даже на родном языке. Часто можно услышать: “Меня ничего не вдохновляет!”, “Я ничем не восхищаюсь”, “Я ничего не буду завтра делать!”, “Я ничем не занимался на каникулах”. Для того, чтобы научить ребенка разговаривать на иностранном языке и строить монологические высказывания, передо мной стоит задача, научить мыслить. Объяснить, что нет правильных и неправильных ответов.  Подстроиться под нужды отдельно взятого ученика стало в разы легче. Я в своей работе учителя, определяю проблемные места ученика и нахожу то, как он лучше усваивает информацию. Если он визуал, то идеально подойдут вышеперечисленные методы. Если у ребенка аналитический склад ума, то использую электронную доску, например, Idroo, где можно изобразить информацию в графиках и таблицах. Так же для закрепления и автоматизации навыков подойдут он-лайн упражнения. Но все же работу “листок-ручка”  нельзя исключить. Мы лучше усваиваем информацию, когда пишем простой ручкой на простой бумаге. Снова не все онлайн ресурсы предоставляют правдивую информацию по грамматике, например. Учителю необходимо самостоятельно найти грамматические справочники,  онлайн энциклопедии, словари которым можно доверять и учить ученика пользоваться  именно этими ресурсами. Показывать несоответствие перевода через google-translate, сравнивать с перевод с академическими двуязычными и толковыми словарями.

Я пользуюсь различными интернет ресурсами, такими как интерактивные энциклопедии. Если раньше следовало пойти в библиотеку. То сейчас для детей очень много информации как печатной, так и в аудио и видео формате с уже готовыми заданиями (kids.encyclopedia.com, CityLights.com)

Обилие информации на английском языке мотивирует современных детей на изучение языка. Ребенок может выбрать то, что ему интересно. Изучать английский через песни, фильмы, любимых блогеров, а многие слова и фразы дети уже знают, пройдя уровни в компьютерных играх.

“Цифровизация это не про IT - это про перестроение бизнес процессов под влиянием новых возможностей”, - утверждает Максим Акимов

Так что «цифра» как всегда - это лишь подспорье. Пришла пора изменить педагогические приемы. Выработка мотивации и психогигиены, не потерять себя в обилие цифровой информации, не потерять сон, играя или переписываясь в телефоне - все это остается задачей педагога и родителя. Познание мира остается без внимания. Огромный вызов брошен человеку именно в самообучении. Учиться самому! - Вот, что нужно знать родителю и педагогу! Научиться пользоваться только нужной информацией и игнорировать бесконечно ненужные информационные потоки.  Самообучение было и остается самым главным образовательным результатом.

Написано после прослушивания лекции Блинова В. И. “Цифровая дидактика”