моя педагогическая философия

Тимошенко Анастасия Сергеевна

Эссе: «Моя педагогическая философия»

В том, что касается будущего, я повторяю одно: за что бы вы ни взялись, главное — будьте преданны своему делу до конца. Не обязательно достигать какого-то звездного успеха, но быть честным перед самим собой в выбранной профессии — обязательно.

 Роберт Де Ниро

Весна 2004. Небольшая сельская общеобразовательная школа. Идет урок английского языка. Немного шумно – обсуждаем профессии, делимся, кто кем хочет стать, и кто где будет учиться через год. 

- Да нет, что вы, Ирина Константиновна, английский мне не пригодится! Буду архитектором.

Да, вот так я думала в 10м классе.

Я студентка. Моя специальность – лингвист-преподаватель. Активно участвую в студенческом английском клубе, студенческом театре, конференциях, мечтаю стать профессиональным переводчиком. Занятия по практике речи английского и немецкого языков самые любимые! Не за горами первая практика в школе.

Весна 2008. Шумный коридор школы ленинского района г. Челябинска. Звенит звонок на урок. Сажусь за последнюю парту, наблюдаю за любопытными маленькими людьми. Глаза некоторых светятся  искрами задора, любознательности и озорства, но есть и те, кто откровенно скучает и дергает за косичку, сидящую впереди девочку.

Интересно, а можно ли дать материал, чтобы было увлекательно для  всех участников учебного процесса? О чем думает вот тот мальчишка, не слушающий учителя? О чем мечтает преподаватель и остается ли место на мечту в его жизни? Этими вопросами я задавалась тогда, сидя на последней парте школы.

Сейчас, будучи учителем иностранного языка в сельской школе более 10 лет, я понимаю, что работа педагога предполагает постоянное стремление к совершенству, новым знаниям, открытиям и передаче этих знаний ученикам.

Кто – то усваивает материал посредством зрительных образов, кто – то посредством осязательных, кому–то помогает улыбка и доброжелательный взгляд для приобретения веры в себя, что особенно немаловажно на уроках иностранного языка. Именно поэтому на уроках я стараюсь задействовать все виды деятельности.

Еще одним немаловажным фактором обучения является дисциплина и атмосфера, царящие на уроке. Побывав в одной из лучший языковых школ Англии, я увидела в лице преподавателей, понимающих и слышащих ученика, людей, всегда готовых помочь и объяснить возникшее затруднение в понимании материала. Нужно  отметить, что, не смотря на демократический стиль общения, учителя европейских школ талантливо умеют соблюдать педагогическую этику. Под влиянием этого образования я пытаюсь использовать демократичный стиль на практике, хотя и с элементами авторитаризма, потому что не все школьники понимают правила субординации.

Помимо стилей общения, разнообразных форм работы немаловажна информационная наполненность урока.

Знание возникает в результате практической деятельности. Это успех современного урока и главное содержание образования. Только то, что ученик прочитал, пропустил через себя, обдумал, становится его настоящим достоянием.

Важную роль я отвожу исследовательской работе – стараюсь идти в ногу со временем, быть в курсе тенденций развития языка и образования в целом.

Как говорил американский философ и педагог Джон Дьюи, - «Если мы учим студентов сегодня так же, как учили вчера, мы воруем у них завтра». Его концепция была направлена на воспитание творческой гибкой личности. Я поддерживаю эти веяния и стараюсь идти впереди, вдохновлять своих учеников.

Я хочу, чтобы мои ученики не только полюбили язык, уважали культуру и традиции стран изучаемого языка,  но и не растеряли человечность, взрослея. Поэтому немаловажную роль отвожу классным часам, да и простым беседам. Ребята знают, что в любой момент они могут обратиться ко мне, поделиться эмоциями, мыслями, выпустить пар. Признаться, очень дорожу этими моментами. Я не боюсь быть честной с детьми, открываюсь перед ними как личность, толерантна не только на словах,  умею воспринимать критику по отношению к себе, наполнена внутренне. Считаю, что именно это открывает возможности для доверительного диалога. Такие взаимоотношения обогащают и ученика, и учителя.

Сегодня, когда от человека требуется умение принимать нестандартные решения, я стараюсь пробудить в детях способность к творчеству – важнейшему качеству современного человека. Способности у всех разные. Видеть их и помочь им раскрыться – высокая миссия учителя. Поэтому я пытаюсь превратить свои уроки в совместную творческую деятельность с обучающимися, наполнив её правильной английской речью.

Я пришла в школу, чтобы быть рядом с подрастающим поколением, учить и воспитывать его. Человек вырастет личностью, если определит свою жизненную цель и пути ее достижения. Поэтому моя главная задача, как учителя, – высветить то, что лежит в основе становления образованного и воспитанного человека.

Истина: самый главный час, который наступил; самый главный человек  тот, кто сейчас с тобой; дело, которое ты делаешь сейчас, является самым важным.   Главный человек для меня – это ученик. Школа стала неотъемлемой частью моей жизни, но не поглотила её, а дала толчок к ежедневному саморазвитию и познанию.