Героям России посвящается …

Цели:

  • Воспитывать чувство патриотизма.
  • расширить сведения о празднике Героев Отечества;
  • способствовать формированию активной гражданской позиции, общечеловеческих ценностей; чувства гордости за славные подвиги лучших граждан во имя Отечества;

Задачи:

  • Способствовать формированию потребности знать историю своей Родины, своего края, ее памятные даты, реликвии.
  • Воспитывать уважительное отношение к людям, чье служение Отечеству – пример мужества и доблести.
  • Развивать познавательный интерес, потребность быть достойным славы отцов и дедов.
  • Развивать память и внимание

Оборудование: доска с плакатами патриотического содержания, презентация, мультимедийный проектор, пословицы и поговорки о солдатах, костюмы богатырей, музыкальная подборка.

 

(слайд 2) ( песня  9 класса идет солдат по городу)

Мужчина должен быть мужчиной.
Царь или скромный гражданин,
Кузнец, гончар в засохшей глине,
Гуляка, верный семьянин, —
Он должен быть мужчиной.
Значит, уметь сжимать в кулак ладонь,
Уметь соперничать. Иначе
Строка не дастся, сбросит конь.
А неживые, злые вещи
С насмешкой будут всякий раз
Пытаться надавать затрещин
Или столкнуть с дороги в грязь.
В нем должен чувствоваться воин,
Защитник родины, солдат,
Чтоб завоеванною волей,
А не деньгами был богат.
Чтоб женщина его любила
За доброту и крепость рук,
За то, что называет милой,
За то, что враг, за то, что друг.
И от рожденья до могилы
Пройти он должен так свой путь,
Чтоб напоследок были силы
Без страха в вечность заглянуть.

(слайд 3)

Учитель: Приближается  праздник - День защитника Отечества. Кто же это? Без кого не бывает ни одной армии в мире? Правильно, это солдат.  Всем известно, что русские солдаты всегда славились силой, смекалкой, мужеством и героизмом. И я уверена, что из наших сегодняшних мальчишек вырастут именно такие люди.

 

 Любит народ своего воина. О нем много сложено былин и сказок, придумано пословиц и поговорок, написано песен, рассказов, романов.
Ученик 1: Быль и сказка о русском солдате, который воевал и воюет отлично.
Ученик 2: Дымом греется, шилом бреется.
Ученик 3: А при случае и кашу из топора сварит, - пальчики оближешь.
Ученик 4: Все знают: тяжело в учении, легко в бою.
Ученик 5: И еще: плох тот солдат, который не мечтает стать генералом.
Ученик 6: Именно так говорил наш великий полководец Александр Васильевич Суворов.
Ученик 7: А есть и такая пословица: «солдат спит, а служба идет». В самые трудные минуты не теряли солдаты чувство юмора, помогавшее им выжить на войне.
Учитель: Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о русской воинской доблести. А значит, мы должны поздравить всех ныне живущих воинов и почтить память героев прошлых лет. В самом названии- День защитника Отечества - заложено благородное призвание и обязанность защищать Родину. (Слайд 4)

Этот праздник подчеркивает патриотизм, силу духа и верность воинскому долгу тех, кто оберегает свободу и независимость Российской державы.

Знаете ли вы почему День Защитника Отечества отмечается 23 февраля?

Ведущий1: В начале 1918г., когда еще не закончилась 1 мировая война, воспользовавшись сложным положением, в котором находилась наша страна, германские войска начали наступление на Советскую Россию. Возникла реальная угроза российской столице Петрограду. В этих сложных условиях была создана новая армия - Красная Армия. Она и дала отпор агрессору.

Ведущий2: Началом широкого формирования отрядов и частей Красной Армии явилось 23 февраля 1918г. 23 февраля 1918 г. В. И. Лениным был подписан декрет Совета народных комиссаров о создании Красной армии и в этот отряды красной Армии приняли первый бой под Нарвой и Псковом. Этот день и  объявили праздником - Днем Красной Армии. В 1946 г,  поскольку Красную Армию переименовали в Советскую, праздник соответственно получил название День Советской Армии. Сейчас этот праздник именуется Днем Защитника Отечества.

(слайд 5)

Ведущий1:  А вы знаете, конечно, кто были первые защитники Руси?
Дети: Богатыри.
Ведущий 2: Слава непобедимому русскому воину!

 

 

Монтаж стихов.

1 Чтец

Широка ты, Русь
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася!

2Чтец

 У тебя ли нет
Поля чистого,
Где б разгул нашла
Воля смелая?

3Чтец

 У тебя ли нет
Про запас казны,
Для друзей стола,
Меча недругу?

4Чтец

У тебя ли нет
Богатырских сил,
Старины святой,
Громких подвигов?..

1Чтец

 И поля цветут,
И леса шумят,
И лежат в земле
Груды золота.

2Чтец

 И во всех концах
Света белого
Про тебя идет
Слава громкая.

3Чтец

Уж и есть на что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью,


4Чтец

 Стать за честь твою
Против недруга,
За тебя в нужде
Сложить голову!
 

 


Ведущий1: Все может родная земля: накормить душистым хлебом, напоить родниковой водой, восхитить своей красотой. И только защитить себя она сама не может. Поэтому Защита Отечества - долг тех, кто живет на этой земле и пользуется ее дарами.

Ведущий 2: Тебе не раз враги грозили,
Тебя сметали - не смели;
Любовь моя, моя Россия,
Тебя нарушить не могли.

Героическое прошлое нашего народа отразилось в устном народном творчестве. Народ помнит своих легендарных героев - стражей : Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алешу Поповича. (репродукция В.Васнецова «Три богатыря»)

Ведущий1: И по сей день живет добрая память о русском воине как о самом мужественном и бесстрашном.

Ведущий 2: В ХIII веке для Руси существовало две опасности. С Запада на Русскую землю рвались немцы и шведы, а с Востока - монголо - татары.

Ведущий1: Среди тех, кто защищал Русскую землю в те тяжелые годы, наибольшую славу у современников и потомков снискал князь Александр Ярославович, прозванный Невским. (Слайд 6)
(выход Невского)

Невский

 Стонала Русь под иноземным игом.
С Ордой сражаться не хватало сил.
И шведы, немцы ждали только мига,
Чтоб я с Ордой копье свое скрестил.
Я знал, что рано с ханами сражаться,
Что надо прежде Русь объединить,
Когда в кулак единый всем собраться,
Тогда и плечи можно распрямить.
Мы на Неве разбили гордых шведов.
На Чудском озере топили крестоносцев.
Дух поднимали славные победы!
Русь начинала путь победоносный!

Ведущий 2: В 1237 году началось завоевание монгольским ханом Батыем земли Русской. А 8 сентября 1380 года войско великого князя Дмитрия Ивановича Донского разбило монголо - татарские полчища на Куликовском поле, что положило начало освобождению от ордынского ига. (слайд 7)

( выход Д.Донского и Пересвета )

Д.Донской

 Да, крепла Русь! Вокруг Москвы сплотилась.
Свободы запах будоражил всех.
Могущество ордынцев закатилось,
Победа на Воже - вот первый наш успех!
Но трудный путь лежал к заветной цели,
Полит он кровью наших сыновей.
О сколько их легло на Куликовском поле
Во имя жизни Родины своей.

Пересвет

 Когда я вышел биться с Челубеем,
За мной стояла Русская земля.
Копье свое держал я вместе с нею,
Она с победой приняла меня.
(слайд 8 )
Ведущий1: Оба воина - Пересвет и Челубей пали в поединке, и началась упорная, тяжелая битва. Победа в Куликовской битве вселила в русских воинов уверенность в том, что им под силу сбросить власть Орды и освободить родную землю от захватчиков.

(ПЕСНЯ "Богатырская сила" сл. Н. Добронравова, м. А.Пахмутовой
( Поют Невский, Донской, Пересвет (слайд 9)

стихотворение «Защитники Руси» Пашкова Георгия Георгиевича исполнит Чернов Алексей.

             Сила вражья над Русью нависла

             В небесах черный ворон кружит.

             Заслонила орда собой солнце

             И на запад ее путь лежит.

             Стрел колчаны и сабли наточены-

             На войну хан тумены ведет.

             И одна на пути их преграда-

            Русь Великая, Русский народ.

            « Русский люд, Мужики. Православные!

            Русь не дайте врагу поругать!

            Не позволим врагу жечь селенья,

            Не дадим нашу землю топтать!»

            И на зов благородного князя

            Собирался в поход наш народ

            Воевода меч вынул из ножен,

            Указал на восток им : «Вперед!»

            Преклонили колени, молились.

            Как всегда в годы грозных годин

            Позабыв все раздоры и распри

            Стал народ наш великий един.

            Крики женщин и плач детский слышен.

            Провожают мужей и отцов.

            Знать не всем суждено уж увидеть

            Вновь живыми своих молодцов.

            По росе, по траве ранним утром

            Уходила на бой наша рать.

            Шли под ликом Христа на хоругвях

            Русь родимую шли защищать.



Ведущий2 : В 1584 году со смертью Ивана Грозного в России наступает смутное время. Поляки и шведы предпринимали попытки захватить нашу страну. Конечно немалую роль в событиях смуты сыграло правление царей того времени - Бориса Годунова и Василия Шуйского.
(слайд 10)
Ведущий1: А положить конец Смутному времени и взойти в 1613 году на престол новому, выбранному всем народом царю Михаилу Федоровичу Романову помогли два русских героя - земский староста из Нижнего Новгорода Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский.

Подвиг Минина и Пожарского - одно из славных деяний в истории России.(слайд их памятник)

Учитель: (Слайд 11) Гордость России - великий полководец Александр Васильевич Суворов. В детстве он был слабым и болезненным мальчиком. Это могло помешать осуществлению его мечты о военной карьере. Но упорство в достижении цели помогло будущему полководцу поступить на военную службу.
Начал службу А.В.Суворов простым солдатом, а закончил генералиссимусом. За всю свою многолетнюю службу он не потерпел ни одного поражения. Более пятидесяти лет отдал  А.В.Суворов  армии и всегда очень высоко ценил русских солдат.

В 1812 году огромная полумиллионная армия французского императора Наполеона напала на Россию. Русские люди и стар, и млад, объединились против врага. Мужчины вступали в народное ополчение, войну объявили Отечественной. Главнокомандующим русской армией  был назначен Михаил Илларионович Кутузов. (Слайд 12)Стремясь не допустить врага к Москве, 26 августа 1812 года М.И.Кутузов решил дать сражение у села Бородино. В этом сражении русские войска одержали победу над армией Наполеона, развеяв миф о ее непобедимости.(слайд 13)

Ведущий1: Новые тяжелые испытания ждали русский народ. Обороняя свои рубежи, русские люди проявили свойственное им высокое национальное чувство единения, патриотизма, любви к своей земле.

 

Чтец

Воскресного дня накануне
Безоблачные небеса.
22 июня, ровно в 4 часа...

Черные тени в тумане росли,
Туча на небе темна.
Первый снаряд разорвался вдали,
Так начиналась война.

Ведущий 2: 22 июня 1941 года в 4 часа утра без объявления войны немецко - фашистские войска напали на нашу страну. Началась Великая Отечественная Война.



Ведущий1: Опять на защиту Отечества поднялся весь народ, от мала до велика. Рядом с отцами и старшими братьями с мужеством взрослых героически сражались подростки.

 

чтец:

Когда протрубили тревогу
В любимом краю,
Застыли мальчишки
В суровом солдатском строю.
Мальчишки, мальчишки,
Вы первыми ринулись в бой!
Мальчишки, мальчишки,

Все хором: Страну заслонили собой!

чтец:

Мальчишки, мальчишки,
Вы завтра уходите в бой.
Мальчишки, мальчишки,

Все хором: Вернитесь живыми домой!

Из выпускников школ 1939- 1943 годов с войны вернулись всего 3 % девчонок и мальчишек, которых война рано сделала взрослыми.

 

Фрагмент из к/ф песня видео « Офицеры»
(Слайд 14)
Учитель: Путь к победе был долгий и трудный - 1418 дней войны. И каждый из них - это кровь и смерть, боль и горечь утрат, безмерные страдания людей, мужество и доблесть народа, радость больших и малых побед. Во многом исход той страшной войны был предопределен полководческим талантом Георгия Константиновича Жукова. «Маршалом Победы» позже назовут этого легендарного человека.

(слайд 15)

У кремлевской стены, где раскинулся парк,

             Люди, молча, сняв шапки, стоят

             Там пылает огонь, и в земле рядом спит

             Вечным сном неизвестный солдат.

             Ты за нас воевал, ты за нас жизнь отдал,

             Чей - то сын, иль отец, или брат.

             Помним мы о тебе. О тебе говорим

             И поем неизвестный солдат.

             Мы приходим к тебе и приносим цветы

             Скромный дар благодарных ребят

             Мы клянемся тебе край родной так любить,

               Как любил неизвестный солдат

 


Наш народ совершил великий подвиг - выстоял в жестокой, кровопролитной войне, за которую заплатил непомерную цену – почти 27 миллионов убитых и пропавших без вести.  Почти две третьих из них были мирные жители. Будем же всегда помнить о тех, кто отдал свою жизнь за нашу Родину и за нас.

 

Чтец

 Россия начиналась не с меча,
Она с косы и плуга начиналась.
Не потому, что кровь не горяча,
А потому, что русского плеча
Ни разу в жизни злоба не касалась…

Учитель: Мы, не можем не вспомнить и о тех, кто погиб в мирное время при исполнении воинского долга. И неважно, в какой точке солдат нес службу, важно, что каждый из них, честно выполнял свой конституционный долг, служил своему Отечеству. (Слайд 16)

Чтец

 И вечно тем сильна моя страна,
Что никого нигде не унижала.
Ведь доброта сильнее, чем война,
Как бескорыстье действеннее жала.
Встает заря, светла и горяча.
И будет так вовеки нерушимо.
Россия начиналась не с меча,
И потому она непобедима!

(слайд 17)

Учитель: Любовь к Отечеству, Родине сравнима лишь с любовью к своим родителям - отцу и матери. Потеря Родины означает потерю человеком личного достоинства и счастья.
Неугасима память поколений о тех, кого так свято мы чтим.
 

Каждый молодой человек, готовясь стать защитником родины  с гордостью произносит слова клятвы: (выходят мальчики класса и по очереди произносят клятву)

- Настойчиво овладевать знаниями, готовить себя на службу Отечеству во благо своего народа;
- Быть достойным примером для молодежи России, приложить все свои силы и полученные знания для укрепления могущества Российского государства;
- Уважительно относиться к товарищам и старшим, следовать традициям войсковой дружбы и товарищества;
- Закалять свое здоровье, воспитывать волю и характер, быть честным и дисциплинированным;
- Дорожить честью солдата, честью взвода, роты, корпуса, славой и боевыми традициями Российской армии и флота;
- Строго соблюдать заповеди, с достоинством и честью носить форму, выполнять устав.

 

Учитель:  А теперь не на практике, а в теории проверить, что знают о военном деле наши мальчишки - будущие воины, защитники нашего отечества, мы сможем, пригласив их принять участие в викторине.

Викторина (слайд 18-21)

Викторина 1 – серьёзные вопросы

1. Что общего у дерева и ружья?

a. Крона
b. Корни
c. Ствол

(ответ: ствол)

2. Как называется место, где живут солдаты?

a. Казарма
b. Общага
c. Барак

(ответ: казарма)

3. И часть танка, и насекомое.

a. Бабочка
b. Муравей
c. Гусеница

(ответ: гусеница)

4. Как звучит утренняя команда: «Рота….»
a. Встать!
b. Подъём!
c. Ура!

(ответ: Подъём!)

5. Как называется место, где маршируют солдаты?

a. Плац
b. Сцена
c. Трибуна

(ответ: плац)

6. Что военнослужащие носят на плечах?

a. Наплечники
b. Погоны
c. Тяжести

(ответ: погоны)

7. Продолжите фразу: «Один в поле….»

a. Гуляет
b. Ничего не сделает
c. Не воин

(ответ: не воин)

8. Как называется военное укрытие, которое копают в земле?

a. Погреб
b. Окоп
c. Яма

(ответ: окоп)

9. Как называется лётчик – мастер своего дела?

a. Сэнсей
b. Ас
c. Виртуоз

(ответ: Ас)

10. Так называется и ягода, и победа.

a. Малина
b. Вишня
c. Виктория

(ответ: Виктория)

11. Какую обувь носит солдат?

a. Ботинки
b. Сапоги
c. Кеды

(ответ: Сапоги)

12. У солдата он может быть вне очереди.

a. Наряд
b. Снаряд
c. Устав

(ответ: наряд)

13. Взрывоопасный ручной предмет

a. Мина
b. Растяжка
c. Граната

(ответ: граната)

14. Как называется торжественный смотр войск с боевой техникой

a. Представление
b. Парад
c. Презентация

(ответ: Парад)

15. Что означает отсутствие боевых действий?

a. Мир
b. Спокойствие
c. Временное затишье

(ответ: мир)

 

1. Ответьте на вопросы:

Как назывался праздник 23 февраля, отмечаемый в период с 1946 до 1993 год?
Ответ: «День Советской Армии и Военно-Морского флота»

С какими историческими событиями связан праздник 23 февраля?
Ответ: с первыми боями Красной армии против германских войск в феврале 1918 года

Назовите известных русских военачальников
Ответ: Суворов, Кутузов, Будённый, Чапаев, Блюхер, Жуков, Василевский, Конев, Говоров, Рокоссовский.

Как в старину называли войско?
Ответ: рать

Когда появилось первое огнестрельное оружие у древнерусских воинов?
Ответ: Пушечное – с 1389 года, а с XV века — ручное. Ручной самострел – трубка, порох в которой воспламенялся с помощью огневого запала.

Что означает слово «пострел»?
Ответ: озорник, сорванец

Какие старинные предания, сказы, мифы, легенды о военных походах вы знаете?
Ответ: «Вещий Олег», «Илья Муромец», «Сказания о славной Куликовой битве», «Сказы про Степана Разина», «Как гуси Рим спасли», «Князь-воин Святослав и его походы».

Что такое рогатина?
Ответ: славянское тяжёлое копьё для рукопашного боя или для охоты на крупного зверя

Что за предмет «латы»?
Ответ: металлические доспехи, броня, надеваемая для защиты от холодного оружия

Кто такой капрал?
Ответ: начальник команды, воинское звание младшего командного состава

Как в древней Руси называли начальника войска, а также области, округа?
Ответ: воевода

 

 

Учитель: Мы поздравляем победителя викторины. (вручается символический приз) И сегодня мы поздравляем тех, кто носит погоны, тех, кто носил их когда-то или будет их носить в будущем. И еще тех. чьи друзья и близкие служат России. Конечно же, это всенародный праздник, потому что в России просто нет людей, которые бы не попадали под одну из этих категорий. И для всех них этот видеофрагмент. Презентация 23 февраля

Звучит песня «Я служу России»

1 ведущий:

Как хорошо проснуться на рассвете,
Как хорошо, что ночью снятся сны,
Как хорошо, что кружится планета,
Как хорошо на свете без войны!

2 ведущий:

Есть люди, что нас защищают,
От бед, разрушений, войны.
О мирной России мечтают
Патриоты нашей страны.
Давайте войны прекратим,
И будем постигать иное,
Мир во всём мире сохраним.
И позабудем всё плохое.

Заключительное слова учителя:

А теперь я попрошу всех сидящих в зале прочитать то, что написано на слайде:

«НЕЛЬЗЯ НАУЧИТЬСЯ ЛЮБИТЬ ЖИВЫХ, ЕСЛИ НЕ УМЕЕШЬ ХРАНИТЬ ПАМЯТЬ О ПАВШИХ ...»

Ребята, помните, пожалуйста, эти слова. Мы должны знать и уважать историю своей страны, какой бы жестокой она не была. Это история нашей страны и другой она уже быть не может.

На этом наше мероприятие закончилось. Спасибо всем за внимание.

  •  

 

 

Список источников информации:

 

1. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию Дня Победы. - Волгоград, 2005.

2. Вырщиков А., Кусмарцев М. Патриотизм на службе России.// Воспитание школьников. - №3. – 2006.

3. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселева Т.В. Я – гражданин России! – М. 2020.

4. И.И.Варакина, С.В. Парецкова. Календарь памятных дат: классные часы на патриотические темы. 5-11 классы. - Москва Учитель, 2017.

5. Русская советская поэзия. М., 1990.

6. Шакурова М.В., Зеленина Е.А. Программа « Я – гражданин» // Классный руководитель. №3. – 2017.    

 

http://ru.wikipedia.org

http://russianpoetry.ru/stihi/patriotizm/geroi-sov...

http://www.warheroes.ru/

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slavnye_syny_otechestva.doc153.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мероприятие,

посвященное Дню Защитника Отечества

 « Героям России посвящается …»

Цели:

  • Воспитывать чувство патриотизма.
  • расширить сведения о празднике Героев Отечества;
  • способствовать формированию активной гражданской позиции, общечеловеческих ценностей; чувства гордости за славные подвиги лучших граждан во имя Отечества;

Задачи:

  • Способствовать формированию потребности знать историю своей Родины, своего края, ее памятные даты, реликвии.
  • Воспитывать уважительное отношение к людям, чье служение Отечеству – пример мужества и доблести.
  • Развивать познавательный интерес, потребность быть достойным славы отцов и дедов.
  • Развивать память и внимание

Оборудование: доска с плакатами патриотического содержания, презентация, мультимедийный проектор, пословицы и поговорки о солдатах, костюмы богатырей, музыкальная подборка.

(слайд 2) ( песня  9 класса идет солдат по городу)

Мужчина должен быть мужчиной.
Царь или скромный гражданин,
Кузнец, гончар в засохшей глине,
Гуляка, верный семьянин, —
Он должен быть мужчиной.
Значит, уметь сжимать в кулак ладонь,
Уметь соперничать. Иначе
Строка не дастся, сбросит конь.
А неживые, злые вещи
С насмешкой будут всякий раз
Пытаться надавать затрещин
Или столкнуть с дороги в грязь.
В нем должен чувствоваться воин,
Защитник родины, солдат,
Чтоб завоеванною волей,
А не деньгами был богат.
Чтоб женщина его любила
За доброту и крепость рук,
За то, что называет милой,
За то, что враг, за то, что друг.
И от рожденья до могилы
Пройти он должен так свой путь,
Чтоб напоследок были силы
Без страха в вечность заглянуть.

(слайд 3)

Учитель: Приближается  праздник - День защитника Отечества. Кто же это? Без кого не бывает ни одной армии в мире? Правильно, это солдат.  Всем известно, что русские солдаты всегда славились силой, смекалкой, мужеством и героизмом. И я уверена, что из наших сегодняшних мальчишек вырастут именно такие люди.

 Любит народ своего воина. О нем много сложено былин и сказок, придумано пословиц и поговорок, написано песен, рассказов, романов.
Ученик 1: Быль и сказка о русском солдате, который воевал и воюет отлично.
Ученик 2: Дымом греется, шилом бреется.
Ученик 3: А при случае и кашу из топора сварит, - пальчики оближешь.
Ученик 4: Все знают: тяжело в учении, легко в бою.
Ученик 5: И еще: плох тот солдат, который не мечтает стать генералом.
Ученик 6: Именно так говорил наш великий полководец Александр Васильевич Суворов.
Ученик 7: А есть и такая пословица: «солдат спит, а служба идет». В самые трудные минуты не теряли солдаты чувство юмора, помогавшее им выжить на войне.
Учитель: Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о русской воинской доблести. А значит, мы должны поздравить всех ныне живущих воинов и почтить память героев прошлых лет. В самом названии- День защитника Отечества - заложено благородное призвание и обязанность защищать Родину. (Слайд 4)

Этот праздник подчеркивает патриотизм, силу духа и верность воинскому долгу тех, кто оберегает свободу и независимость Российской державы.

Знаете ли вы почему День Защитника Отечества отмечается 23 февраля?

Ведущий1: В начале 1918г., когда еще не закончилась 1 мировая война, воспользовавшись сложным положением, в котором находилась наша страна, германские войска начали наступление на Советскую Россию. Возникла реальная угроза российской столице Петрограду. В этих сложных условиях была создана новая армия - Красная Армия. Она и дала отпор агрессору.

Ведущий2: Началом широкого формирования отрядов и частей Красной Армии явилось 23 февраля 1918г. 23 февраля 1918 г. В. И. Лениным был подписан декрет Совета народных комиссаров о создании Красной армии и в этот отряды красной Армии приняли первый бой под Нарвой и Псковом. Этот день и  объявили праздником - Днем Красной Армии. В 1946 г,  поскольку Красную Армию переименовали в Советскую, праздник соответственно получил название День Советской Армии. Сейчас этот праздник именуется Днем Защитника Отечества.

(слайд 5)

Ведущий1:  А вы знаете, конечно, кто были первые защитники Руси?
Дети: Богатыри.
Ведущий 2: Слава непобедимому русскому воину!

Монтаж стихов.

1 Чтец

Широка ты, Русь
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася!

2Чтец

 У тебя ли нет
Поля чистого,
Где б разгул нашла
Воля смелая?

3Чтец

 У тебя ли нет
Про запас казны,
Для друзей стола,
Меча недругу?

4Чтец

У тебя ли нет
Богатырских сил,
Старины святой,
Громких подвигов?..

1Чтец

 И поля цветут,
И леса шумят,
И лежат в земле
Груды золота.

2Чтец

 И во всех концах
Света белого
Про тебя идет
Слава громкая.

3Чтец

Уж и есть на что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью,


4Чтец

 Стать за честь твою
Против недруга,
За тебя в нужде
Сложить голову!


Ведущий1: Все может родная земля: накормить душистым хлебом, напоить родниковой водой, восхитить своей красотой. И только защитить себя она сама не может. Поэтому Защита Отечества - долг тех, кто живет на этой земле и пользуется ее дарами.

Ведущий 2: Тебе не раз враги грозили,
Тебя сметали - не смели;
Любовь моя, моя Россия,
Тебя нарушить не могли.

Героическое прошлое нашего народа отразилось в устном народном творчестве. Народ помнит своих легендарных героев - стражей : Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алешу Поповича. (репродукция В.Васнецова «Три богатыря»)

Ведущий1: И по сей день живет добрая память о русском воине как о самом мужественном и бесстрашном.

Ведущий 2: В ХIII веке для Руси существовало две опасности. С Запада на Русскую землю рвались немцы и шведы, а с Востока - монголо - татары.

Ведущий1: Среди тех, кто защищал Русскую землю в те тяжелые годы, наибольшую славу у современников и потомков снискал князь Александр Ярославович, прозванный Невским. (Слайд 6)
(выход Невского)

Невский

 Стонала Русь под иноземным игом.
С Ордой сражаться не хватало сил.
И шведы, немцы ждали только мига,
Чтоб я с Ордой копье свое скрестил.
Я знал, что рано с ханами сражаться,
Что надо прежде Русь объединить,
Когда в кулак единый всем собраться,
Тогда и плечи можно распрямить.
Мы на Неве разбили гордых шведов.
На Чудском озере топили крестоносцев.
Дух поднимали славные победы!
Русь начинала путь победоносный!

Ведущий 2: В 1237 году началось завоевание монгольским ханом Батыем земли Русской. А 8 сентября 1380 года войско великого князя Дмитрия Ивановича Донского разбило монголо - татарские полчища на Куликовском поле, что положило начало освобождению от ордынского ига. (слайд 7)

( выход Д.Донского и Пересвета )

Д.Донской

 Да, крепла Русь! Вокруг Москвы сплотилась.
Свободы запах будоражил всех.
Могущество ордынцев закатилось,
Победа на Воже - вот первый наш успех!
Но трудный путь лежал к заветной цели,
Полит он кровью наших сыновей.
О сколько их легло на Куликовском поле
Во имя жизни Родины своей.

Пересвет

 Когда я вышел биться с Челубеем,
За мной стояла Русская земля.
Копье свое держал я вместе с нею,
Она с победой приняла меня.
(слайд 8 )
Ведущий1: Оба воина - Пересвет и Челубей пали в поединке, и началась упорная, тяжелая битва. Победа в Куликовской битве вселила в русских воинов уверенность в том, что им под силу сбросить власть Орды и освободить родную землю от захватчиков.

(ПЕСНЯ "Богатырская сила" сл. Н. Добронравова, м. А.Пахмутовой
( Поют Невский, Донской, Пересвет
(слайд 9)

стихотворение «Защитники Руси» Пашкова Георгия Георгиевича исполнит Чернов Алексей.

             Сила вражья над Русью нависла

             В небесах черный ворон кружит.

             Заслонила орда собой солнце

             И на запад ее путь лежит.

             Стрел колчаны и сабли наточены-

             На войну хан тумены ведет.

             И одна на пути их преграда-

            Русь Великая, Русский народ.

            « Русский люд, Мужики. Православные!

            Русь не дайте врагу поругать!

            Не позволим врагу жечь селенья,

            Не дадим нашу землю топтать!»

            И на зов благородного князя

            Собирался в поход наш народ

            Воевода меч вынул из ножен,

            Указал на восток им : «Вперед!»

            Преклонили колени, молились.

            Как всегда в годы грозных годин

            Позабыв все раздоры и распри

            Стал народ наш великий един.

            Крики женщин и плач детский слышен.

            Провожают мужей и отцов.

            Знать не всем суждено уж увидеть

            Вновь живыми своих молодцов.

            По росе, по траве ранним утром

            Уходила на бой наша рать.

            Шли под ликом Христа на хоругвях

            Русь родимую шли защищать.



Ведущий2 : В 1584 году со смертью Ивана Грозного в России наступает смутное время. Поляки и шведы предпринимали попытки захватить нашу страну. Конечно немалую роль в событиях смуты сыграло правление царей того времени - Бориса Годунова и Василия Шуйского.
(слайд 10)
Ведущий1: А положить конец Смутному времени и взойти в 1613 году на престол новому, выбранному всем народом царю Михаилу Федоровичу Романову помогли два русских героя - земский староста из Нижнего Новгорода Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский.

Подвиг Минина и Пожарского - одно из славных деяний в истории России.(слайд их памятник)

Учитель: (Слайд 11) Гордость России - великий полководец Александр Васильевич Суворов. В детстве он был слабым и болезненным мальчиком. Это могло помешать осуществлению его мечты о военной карьере. Но упорство в достижении цели помогло будущему полководцу поступить на военную службу. 
Начал службу А.В.Суворов простым солдатом, а закончил генералиссимусом. За всю свою многолетнюю службу он не потерпел ни одного поражения. Более пятидесяти лет отдал  А.В.Суворов  армии и всегда очень высоко ценил русских солдат.

В 1812 году огромная полумиллионная армия французского императора Наполеона напала на Россию. Русские люди и стар, и млад, объединились против врага. Мужчины вступали в народное ополчение, войну объявили Отечественной. Главнокомандующим русской армией  был назначен Михаил Илларионович Кутузов.
(Слайд 12)Стремясь не допустить врага к Москве, 26 августа 1812 года М.И.Кутузов решил дать сражение у села Бородино. В этом сражении русские войска одержали победу над армией Наполеона, развеяв миф о ее непобедимости.(слайд 13)

Ведущий1: Новые тяжелые испытания ждали русский народ. Обороняя свои рубежи, русские люди проявили свойственное им высокое национальное чувство единения, патриотизма, любви к своей земле.

Чтец

Воскресного дня накануне
Безоблачные небеса.
22 июня, ровно в 4 часа...

Черные тени в тумане росли,
Туча на небе темна.
Первый снаряд разорвался вдали,
Так начиналась война.

Ведущий 2: 22 июня 1941 года в 4 часа утра без объявления войны немецко - фашистские войска напали на нашу страну. Началась Великая Отечественная Война.



Ведущий1: Опять на защиту Отечества поднялся весь народ, от мала до велика. Рядом с отцами и старшими братьями с мужеством взрослых героически сражались подростки.

чтец:

Когда протрубили тревогу
В любимом краю,
Застыли мальчишки
В суровом солдатском строю.
Мальчишки, мальчишки,
Вы первыми ринулись в бой!
Мальчишки, мальчишки,

Все хором: Страну заслонили собой!

чтец:

Мальчишки, мальчишки,
Вы завтра уходите в бой.
Мальчишки, мальчишки,

Все хором: Вернитесь живыми домой!

Из выпускников школ 1939- 1943 годов с войны вернулись всего 3 % девчонок и мальчишек, которых война рано сделала взрослыми.

Фрагмент из к/ф песня видео « Офицеры»
(Слайд 14)
Учитель: Путь к победе был долгий и трудный - 1418 дней войны. И каждый из них - это кровь и смерть, боль и горечь утрат, безмерные страдания людей, мужество и доблесть народа, радость больших и малых побед. Во многом исход той страшной войны был предопределен полководческим талантом Георгия Константиновича Жукова. «Маршалом Победы» позже назовут этого легендарного человека. 

(слайд 15)

У кремлевской стены, где раскинулся парк,

             Люди, молча, сняв шапки, стоят

             Там пылает огонь, и в земле рядом спит

             Вечным сном неизвестный солдат.

             Ты за нас воевал, ты за нас жизнь отдал,

             Чей - то сын, иль отец, или брат.

             Помним мы о тебе. О тебе говорим

             И поем неизвестный солдат.

             Мы приходим к тебе и приносим цветы

             Скромный дар благодарных ребят

             Мы клянемся тебе край родной так любить,

               Как любил неизвестный солдат


Наш народ совершил великий подвиг - выстоял в жестокой, кровопролитной войне, за которую заплатил непомерную цену – почти 27 миллионов убитых и пропавших без вести.  Почти две третьих из них были мирные жители. Будем же всегда помнить о тех, кто отдал свою жизнь за нашу Родину и за нас.

Чтец

 Россия начиналась не с меча,
Она с косы и плуга начиналась.
Не потому, что кровь не горяча,
А потому, что русского плеча
Ни разу в жизни злоба не касалась…

Учитель: Мы, не можем не вспомнить и о тех, кто погиб в мирное время при исполнении воинского долга. И неважно, в какой точке солдат нес службу, важно, что каждый из них, честно выполнял свой конституционный долг, служил своему Отечеству. (Слайд 16)

Чтец

 И вечно тем сильна моя страна,
Что никого нигде не унижала.
Ведь доброта сильнее, чем война,
Как бескорыстье действеннее жала.
Встает заря, светла и горяча.
И будет так вовеки нерушимо.
Россия начиналась не с меча,
И потому она непобедима!

(слайд 17)

Учитель: Любовь к Отечеству, Родине сравнима лишь с любовью к своим родителям - отцу и матери. Потеря Родины означает потерю человеком личного достоинства и счастья.
Неугасима память поколений о тех, кого так свято мы чтим.

Каждый молодой человек, готовясь стать защитником родины  с гордостью произносит слова клятвы: (выходят мальчики класса и по очереди произносят клятву)

- Настойчиво овладевать знаниями, готовить себя на службу Отечеству во благо своего народа;
- Быть достойным примером для молодежи России, приложить все свои силы и полученные знания для укрепления могущества Российского государства;
- Уважительно относиться к товарищам и старшим, следовать традициям войсковой дружбы и товарищества;
- Закалять свое здоровье, воспитывать волю и характер, быть честным и дисциплинированным;
- Дорожить честью солдата, честью взвода, роты, корпуса, славой и боевыми традициями Российской армии и флота;
- Строго соблюдать заповеди, с достоинством и честью носить форму, выполнять устав.

Учитель:  А теперь не на практике, а в теории проверить, что знают о военном деле наши мальчишки - будущие воины, защитники нашего отечества, мы сможем, пригласив их принять участие в викторине.

Викторина (слайд 18-21)

Викторина 1 – серьёзные вопросы

1. Что общего у дерева и ружья?

a. Крона
b. Корни
c. Ствол

(ответ: ствол)

2. Как называется место, где живут солдаты?

a. Казарма
b. Общага
c. Барак

(ответ: казарма)

3. И часть танка, и насекомое.

a. Бабочка
b. Муравей
c. Гусеница

(ответ: гусеница)

4. Как звучит утренняя команда: «Рота….»
a. Встать!
b. Подъём!
c. Ура!

(ответ: Подъём!)

5. Как называется место, где маршируют солдаты?

a. Плац
b. Сцена
c. Трибуна

(ответ: плац)

6. Что военнослужащие носят на плечах?

a. Наплечники
b. Погоны
c. Тяжести

(ответ: погоны)

7. Продолжите фразу: «Один в поле….»

a. Гуляет
b. Ничего не сделает
c. Не воин

(ответ: не воин)

8. Как называется военное укрытие, которое копают в земле?

a. Погреб
b. Окоп
c. Яма

(ответ: окоп)

9. Как называется лётчик – мастер своего дела?

a. Сэнсей
b. Ас
c. Виртуоз

(ответ: Ас)

10. Так называется и ягода, и победа.

a. Малина
b. Вишня
c. Виктория

(ответ: Виктория)

11. Какую обувь носит солдат?

a. Ботинки
b. Сапоги
c. Кеды

(ответ: Сапоги)

12. У солдата он может быть вне очереди.

a. Наряд
b. Снаряд
c. Устав

(ответ: наряд)

13. Взрывоопасный ручной предмет

a. Мина
b. Растяжка
c. Граната

(ответ: граната)

14. Как называется торжественный смотр войск с боевой техникой

a. Представление
b. Парад
c. Презентация

(ответ: Парад)

15. Что означает отсутствие боевых действий?

a. Мир
b. Спокойствие
c. Временное затишье

(ответ: мир)

1. Ответьте на вопросы:

Как назывался праздник 23 февраля, отмечаемый в период с 1946 до 1993 год?
Ответ: «День Советской Армии и Военно-Морского флота»

С какими историческими событиями связан праздник 23 февраля?
Ответ: с первыми боями Красной армии против германских войск в феврале 1918 года

Назовите известных русских военачальников
Ответ: Суворов, Кутузов, Будённый, Чапаев, Блюхер, Жуков, Василевский, Конев, Говоров, Рокоссовский.

Как в старину называли войско?
Ответ: рать

Когда появилось первое огнестрельное оружие у древнерусских воинов?
Ответ: Пушечное – с 1389 года, а с XV века — ручное. Ручной самострел – трубка, порох в которой воспламенялся с помощью огневого запала.

Что означает слово «пострел»?
Ответ: озорник, сорванец

Какие старинные предания, сказы, мифы, легенды о военных походах вы знаете?
Ответ: «Вещий Олег», «Илья Муромец», «Сказания о славной Куликовой битве», «Сказы про Степана Разина», «Как гуси Рим спасли», «Князь-воин Святослав и его походы».

Что такое рогатина?
Ответ: славянское тяжёлое копьё для рукопашного боя или для охоты на крупного зверя

Что за предмет «латы»?
Ответ: металлические доспехи, броня, надеваемая для защиты от холодного оружия

Кто такой капрал?
Ответ: начальник команды, воинское звание младшего командного состава

Как в древней Руси называли начальника войска, а также области, округа?
Ответ: воевода

Учитель: Мы поздравляем победителя викторины. (вручается символический приз) И сегодня мы поздравляем тех, кто носит погоны, тех, кто носил их когда-то или будет их носить в будущем. И еще тех. чьи друзья и близкие служат России. Конечно же, это всенародный праздник, потому что в России просто нет людей, которые бы не попадали под одну из этих категорий. И для всех них этот видеофрагмент. Презентация 23 февраля

Звучит песня «Я служу России»

1 ведущий:

Как хорошо проснуться на рассвете,
Как хорошо, что ночью снятся сны,
Как хорошо, что кружится планета,
Как хорошо на свете без войны!

2 ведущий:

Есть люди, что нас защищают,
От бед, разрушений, войны.
О мирной России мечтают
Патриоты нашей страны.
Давайте войны прекратим,
И будем постигать иное,
Мир во всём мире сохраним.
И позабудем всё плохое.

Заключительное слова учителя:

А теперь я попрошу всех сидящих в зале прочитать то, что написано на слайде:

«НЕЛЬЗЯ НАУЧИТЬСЯ ЛЮБИТЬ ЖИВЫХ, ЕСЛИ НЕ УМЕЕШЬ ХРАНИТЬ ПАМЯТЬ О ПАВШИХ ...»

Ребята, помните, пожалуйста, эти слова. Мы должны знать и уважать историю своей страны, какой бы жестокой она не была. Это история нашей страны и другой она уже быть не может.

На этом наше мероприятие закончилось. Спасибо всем за внимание.

 

Список источников информации:

 

1. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию Дня Победы. - Волгоград, 2005.

2. Вырщиков А., Кусмарцев М. Патриотизм на службе России.// Воспитание школьников. - №3. – 2006.

3. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселева Т.В. Я – гражданин России! – М. 2020.

4. И.И.Варакина, С.В. Парецкова. Календарь памятных дат: классные часы на патриотические темы. 5-11 классы. - Москва Учитель, 2017.

5. Русская советская поэзия. М., 1990.

6. Шакурова М.В., Зеленина Е.А. Программа « Я – гражданин» // Классный руководитель. №3. – 2017.    

 

http://ru.wikipedia.org

http://russianpoetry.ru/stihi/patriotizm/geroi-sovetskogo-soyuza.html

http://www.warheroes.ru/

 

 

 

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 11»

Коллективно-творческое дело

«Славные сыны Отечества»

Подготовила и провела

Классный руководитель 8 класса

Пашкова Л.И.