Опыт работы по выявлению и развитию одаренности детей в рамках урока информатики

СИЗЫХ НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА

Привела в порядок свою систему работы с одаренными детьми. Предлагаю вашему вниманию статью. По данной ссылке вы можете просмотреть видео по данной теме  https://youtu.be/aAFhN_tsjco. Делитесь своим мнением. Рада конструктивной критике.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_odarennost.docx42.19 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации муниципального района

муниципального образования «Нижнеудинский район»

Лучшая педагогическая практика

по сопровождению развития талантов и способностей детей:

«Опыт работы

по  выявлению и развитию одаренности детей

в рамках урока информатики»

Автор практики:

Сизых Наталья Викторовна,

учитель информатики

МКОУ «СОШ № 10 г Нижнеудинск»

Нижнеудинск - 2022

Оглавление

Введение_____________________________________________________________________3

Одаренность и одаренный ребенок_______________________________________________3

Типы одаренных детей в информатике____________________________________________3

Как выявить одаренного ребенка_________________________________________________4

Стратегия развития одаренности_________________________________________________4

Результативность практики по работе с одаренными детьми__________________________5

Социальные партнеры__________________________________________________________5

Каким должен быть учитель, работающий с одаренными детьми______________________6

Инновационность практики_____________________________________________________6

Риски практики_______________________________________________________________6

Литература___________________________________________________________________8

Приложение__________________________________________________________________9

 

Введение

Школе дана миссия заметить и взрастить одаренных учеников. Описанная мной педагогическая практика «Опыт работы по  выявлению и развитию одаренности детей в рамках урока информатики» будет полезна учителям, а в первую очередь учителям информатики.

«Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод», - писал В. А. Сухомлинский.

 Для развития всех сфер общества требуются нестандартно мыслящие, активные, одаренные личности. Чаще всего их начинают замечать в школе. И если процесс учения и воспитание будет эффективным, то страна в будущем получит высоко квалифицированные кадры, которые выведут науку, медицину, образование, экономику, культуру страны на мировой уровень. Моя практика в какой-то степени поможет решить проблему нехватки одаренных молодых людей в России.

Каждый раз, готовясь к встрече с новыми учениками, в глубине души учителя теплится надежда, что придет тот, кто будет легко решать нестандартные задания, с кем можно будет добиваться побед в олимпиадах и конкурсах по информатике. Но нет так все просто, одного желания учителя недостаточно. Стаж  работы учителем информатики составляет тридцать лет. Большую часть времени проработала в средней школе № 10 города Нижнеудинска. Несколько сотен учеников обучила азам информатики. По прошествие стольких лет, стерлись из памяти имена некоторых учеников, но есть имена, которые буду помнить всегда. Эти дети были мне близки, с ними проводила время, готовясь к конкурсам. Вместе придумывали  сюжеты рассказов, сказок, детективов по темам информатики. Они были для меня особенными, потому что понимали с полуслова, и также как я, любили информатику. А если быть точной, то в каждом таком ученике я видела одаренность, которую хотелось взрастить.  

Процесс обучения детей не прерывен. Одни дети сменяются другими. Учитель находится в постоянном поиске. Очень надеюсь, что моя практика поможет учителям среди всех учеников выбрать одаренных и сделать из них тех, кем можно будет гордиться, даже если в будущем их жизнь не будет связана с информатикой. В работе читатель найдет советы, как определить и развивать одаренность у детей.

Одаренность и одаренный ребенок

Одаренность – это взаимодействие генов, саморазвития и воспитания.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет предпосылки для таких достижений) в том или
ином виде деятельности. Одаренность, представляет собой очень сложное психическое образование, в котором неразрывно переплетены познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные, психофизиологические и другие сферы психики. Ее признаки (проявления) могут быть постоянными, но могут иметь и временный (преходящий) характер. Эти признаки могут быть явными, но могут быть представлены и в скрытой, потенциальной форме. Кроме того, признаки одаренности могут проявляться в виде высокого уровня развития как общих, так и специальных способностей. (Панов, В.И. Одаренность как проблема современного образования [Текст] / В.И. Панов. – Самара, 2007 – С. 477).

Для меня ближе понятие в другой формулировке, которая известна среди психологов Америки: «Одаренные дети – это дети, которые делают немного раньше, немного лучше, немного быстрее и немного не так, как большинство детей»

Типы одаренных детей в информатике

Одаренных детей в информатике я могу разделить на три группы:

  1. Ребенок – творчество. Это дети, которые чувствуют себя как рыба в воде, если что-то надо нарисовать, сочинить. Для них компьютер является лишь инструментом созидания.
  2. Ребенок - офисная программа. Дети этой группы способны опередить всех в работе  в среде какой-либо офисной программы.
  3. Ребенок – код. Для детей данной группы характерно восприятие информатики как науки. Свою одаренность они проявляют, создавая программы. От таких детей чаще слышу фразу, что в будущем они будут программистами.

Как выявить одаренного ребенка

Ко мне приходят дети в пятом классе. Чаще всего каждый из них уже каким-то образом встречался с компьютером, и умеет использовать его в своих целях.  На мой взгляд,  выявление одаренных учеников заключается в последовательной и кропотливой работе. После первого урока в пятом классе даю творческое домашнее задание. Оно звучит так: «Напишите небольшое сочинение о том, где вы раньше использовали компьютер. Для убедительности принесите несколько работ (2-3), которые сделаны с помощью компьютера, или фотографии (видео) данных работ». После проверки отмечаю для себя тех, кто заинтересован компьютером.

Наблюдаю за детьми во время урока или внеурочной деятельности. Обращаю внимание на каждую мелочь, выделяющую потенциально одаренного ребенка: это может быть интересный ответ на вопрос, нестандартное выполнение задания, скорость выполнения упражнений, как в тетради, так и на компьютере.

После составления списка условно одаренных детей, начинаю подбирать для каждого индивидуальные задания, которые помогут мне убедиться в том, что я учу неординарного ребенка.  Мне ближе задания на программирование, задания, которые выделяют информатику как науку. Поэтому в начале восьмого класса первые три урока проходят всегда стандартно. Первый урок – это повторение техники безопасности, оставшееся время использую задания, которые дают возможность вспомнить курс седьмого класса (он является фундаментальным в изучаемой науке). Домашнее задание обычно отсутствует. На втором уроке даю тест за курс седьмого класса. Результаты этого теста выявят тех детей, с которыми стоит продолжать работу в особом режиме, они в дальнейшем смогут принести победы в олимпиадах и конкурсах. Отметки выставляю только по желанию ученика. Третий урок – разбор заданий теста, чтобы понять, как получились правильные ответы, случайно или обдуманно.

Обычно, к концу сентября, я уже знаю, с кем придется работать над развитием его одаренности. Остается поговорить  с ребенком, объяснить, что его ждут победы в области информатики, сделав акцент на том, что победы подразумевают трату времени на подготовку к мероприятиям и обязательно участие должно быть добровольным. Предлагаю подумать несколько дней. Чаще всего ребенок уже на следующий день даст положительный ответ. Если ответа не будет, это значит, что ваши надежды относительно выделившейся одаренности не оправдались. Ни в коем случае не надо уговаривать, это не принесет положительного результата.

Стратегия развития одаренности

«Что делать дальше с одаренным учеником?»- спросите вы. Мой ответ: «Развивайте его одаренность!».

  1. Не давайте вашей одаренности лениться на уроках. Используйте каждую секунду для продуктивного развития талантов. Подбирайте для него развивающие задания, обязательно следите, чтобы ребенок получал удовлетворение, а не разочарование.
  2. Давайте больше самостоятельности. Например, при выборе темы проекта, при составлении сюжета и тд.
  3. Займите позицию друга. Спрашивайте совет у ребенка. Не забывайте, что одаренный ребенок чаще выполняет задания лучше своего учителя.
  4. Перед тем, как принять решение об участии в каком-либо конкурсе, обсудите с учеником, зачем он идет туда. Надо учить ребенка ставить перед собой глобальные цели. Это не будет являться «звездностью». Поставив перед собой цель, которую ребенок осуществляет без усилий, он не научится побеждать в себе себя.  
  5. Не гонитесь за числом участий, гонитесь за качеством участия.
  6. Обязательно скажите ребенку, что вы ожидаете от него, верите, что он справится лучше всех, пришедших на конкурс.
  7. Сразу после конкурса обсудите, что получилось и что не получилось, чего не хватило, чтобы задание было выполнено. Если ребенок расстроен участием в конкурсе, то опустите обсуждение на потом, поддержите добрым словом, похвалой.
  8. Не забывайте поддерживать связь с родителями, даже если вы не являетесь классным руководителем. Обсуждайте с родителями успехи ребенка. Родители должны быть всегда на одной волне с учителем.
  9. И, конечно же, верьте в детей, которые награждены одаренностью. Верьте в их успехи на поприще различных мероприятий.

Если на вашем профессиональном пути вы встретите одаренность, то вы  счастливый учитель. Не всем удается обучать учеников, которые делают немного раньше, немного лучше, немного быстрее и немного не так, как большинство детей. В таких детях мы, взрослые, видим себя, хотим через них воплотить то, что когда-то не смогли сами.

К данной практике я шла долгие три десятка лет. Сейчас я понимаю, что выбрав описанную выше стратегию, стала обладателем одаренных учеников.

Результативность практики по работе с одаренными детьми

За последние пять лет мои ученики показали отличные результаты в конкурсах и олимпиадах различного уровня (Таблица результатов моих учеников с 2016 по 2022 год).

Социальные партнеры

Работа с одаренными детьми подразумевает тесное  взаимодействие

  • с  классным руководителем, так как классный руководитель является источником необходимой информации по детям, которые находятся в перспективном плане
  • с учителями-предметниками, которые работают с вами в паре по развитию одаренности (на моей практике чаще встречаются одаренные ученики по смежным предметам, которые хорошо учатся)
  • с родителями, потому что родители для большинства детей являются авторитетом
  • с управлением образования Нижнеудинского района и муниципальным методическим объединением учителей информатики (Вариться в себе никогда не было хорошо, должны быть те, с кем можно посоветоваться.)
  • с институтом развития образования Иркутской области
  • общенациональное движение (российская научно-социальная программа) «Шаг в будущее», проводящее  мероприятия на различных уровнях, благодаря им школы открывают в своих учениках юных исследователей, юных техников и не только
  • учебные платформы «Учи.ру», «Skysmart», предлагающие различные конкурсы и олимпиады

Только такой тандем даст рано или поздно всходы побед в различных мероприятиях.

Каким должен быть учитель, работающий с одаренными детьми

1.   быть доброжелательным и чутким;

2.      разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы;

3.      иметь высокий уровень интеллектуального развития;

4.      иметь широкий круг интересов и умений;

5.      иметь помимо педагогического еще какое-либо образование, но это не обязательно;

6.      быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей;

7.      иметь живой и активный характер;

8.      обладать чувством юмора (но без склонности к сарказму);

9.      проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию;

10.  иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение;

11.  обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью;

12.  иметь специальную послевузовскую подготовку по работе с одаренными детьми и быть готовым к дальнейшему приобретению специальных знаний.

Инновационность практики

Талантливые дети активны, любят решать нестандартные задания, им нравится быть в центре внимания. Мне как учителю приходят на помощь инновационные технологии. Самой лучшей при работе с такими учениками является  технология активных методов обучения. Вот где можно разгуляться таланту. А если еще добавить учебные задания, составленные по интересному сценарию, предполагающие самостоятельность изучения школьного материала, то успех в развитии талантов учеников обеспечен.

 Для повторения тем, считаю целесообразным составление интерактивных опросников по изученному. Здесь вижу два плюса. Первый плюс в том, что одаренный ребенок будет выполнять  задание нестандартно, а это оживит урок. Второй плюс – немного облегчите себе подготовку, только вы должны быть уверены, что ребенок, которому доверили разработку задания, не подведет вас. Можно такие домашние задания давать всем ученикам, создав группы по 2-3 человека. Результат порадует учителя, он будет иметь несколько различных интерактивных опросников по одному параграфу. Для прочного и долговременного хранения изученного предлагаю детям сделать анимацию, видео, интерактивную презентацию. Героями произведений становятся ожившие устройства компьютера, понятия информатики, которые наделяются качествами человека. Лучше такие задания давать на опережение.

Для активных умников подойдут так называемые минуты консультирования. Случается так, что дети лучше понимают объяснение каких-то моментов в теме от детей. На помощь придут ваши одаренности. Устройте на уроке такие минуты, вы увидите, как окрыляются таланты, потому что они любят учить. Обязательно следите за процессом, чтобы ребенок не переусердствовал в помощи, может получиться так, что одноклассники начнут страдать от чрезмерной опеки таланта.

Риски практики

У каждого процесса есть возможность не осуществления. У моей практики тоже есть риски. Не всегда найденный вами талант согласится на сотрудничество с вами, так бывает. У меня тоже были такие ситуации, но не стоит отчаиваться, потому что дорогу осилит идущий.

Применяемая  практика по выявлению и развитию одаренности школьников имеет подтверждение в виде грамот учеников. За их подготовку  приходят благодарственными письмами в адрес школы и меня.

Литература

  1. Панов, В.И. Одаренность как проблема современного образования [Текст] / В.И. Панов. – Самара, 2007 – С. 477

Приложение

Таблица результатов моих учеников с 2016 по 2022 год

Учебный год

Название и уровень мероприятия

Фамилия, имя, класс

Уровень результата

Учредитель мероприятия

2016-2017

Муниципальный конкурс по информатике «Алгоритмика-2017»

Сизых Александра, 7 класс

1 место

Управление образования администрации муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район»

Муниципальный конкурс по информатике «Новогодняя открытка-2018». Номинация: «Scratch 5-7»

Сизых Александра. 7 класс

1 место

Управление образования администрации муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район»

2018-2019

Муниципальный конкурс по информатике «Безопасный интернет»

Команда МКОУ «СОШ № 10»

1 место

Управление образования администрации муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район»

Муниципальный конкурс по информатике «Алгоритмика-2018»

Сизых Александра, 8 класс

1 место

Управление образования администрации муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район»

Муниципальный конкурс по информатике «Алгоритмика-2018»

Брыкина Екатерина, 5 класс

1 место

Управление образования администрации муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район»

Муниципальный конкур «Новогодняя открытка – 2018»

Николюк Никита, 5 класс

участник

Управление образования администрации муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район»

2019-2020

IV международная научно-практическая конференция обучающихся «Мир моих исследований»

Кесслер Алексей, 9 класс

2 место

Новокузнецкий институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» , факультет информатики, математики и экономики, Центр педагогических технологий

Региональный дистант-форум талантливой молодежи «Шаг в будущее, Сибирь!»

Кесслер Алексей, 10 класс

1 место

Головной Координационный Центр Российской научно-социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее» по Иркутской области МБОУ «Лицей № 1» г. Усолье-Сибирское

2020-2021

I этап всероссийской онлайн-олимпиады Учи.ру по программированию для 1-9 классов

Ефимова Анна, 6 класс

Победитель

Платформа «Учи.ру»

I этап всероссийской онлайн-олимпиады Учи.ру по программированию для 1-9 классов

Черных Дарья, 8 класс

Участник, похвальная грамота

Платформа «Учи.ру»

I этап всероссийской онлайн-олимпиады Учи.ру по программированию для 1-9 классов

Турсунова Мубинабону, 8 класс

Победитель

Платформа «Учи.ру»

Муниципальная научно-практическая конференция «Шаг в будущее»

Кесслер Алексей, 10 класс

Призер

Управление образования муниципального района муниципального образования «Нижеудинский район»

Региональный конкурс дистанционных учебных заданий «Дети для детей онлайн»

Команда «Школа Х»

Жажкова Татьяна

Кесслер Алексей

Сизых Александра, 10 класс

Участники

Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Иркутской области «Институт развития образования Иркутской области»

Региональный конкурс дистанционных учебных заданий «Дети для детей онлайн» в номинации «Разработан на CORE»

Команда «Школа Х»

Жажкова Татьяна

Кесслер Алексей

Сизых Александра, 10 класс

Лауреаты III степени

Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Иркутской области «Институт развития образования Иркутской области» совместно с автономной некоммерческой организацией «Онлайн платформа развития и образования для детей и молодежи «Национальная открытая школа»

2021-2022

Муниципальный конкурс по информатике «Алгоритмика-2021»

Брыкина Екатерина, 8 класс

1 место

Управление образования администрации муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район»

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников

Кесслер Алексей

Победитель

Управление образования администрации муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район»

Муниципальный конкурс по информатике «Пользователь ПРОФИ-2022»

Кузьменков Даниил

2 место

Управление образования администрации муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район»

Муниципальный конкурс по информатике «Пользователь ПРОФИ-2022»

Брыкина Екатерина

1 место

Управление образования администрации муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район»