План урока по предмету «Технология» в соответствии с требованиями ФГОС ООО

Ртищева Гульсина Мавлетзяновна

План урока по предмету «Технология»

в соответствии с требованиями ФГОС ООО

Учителя высшей категории МАОУ СОШ   с. Нижнетроицкий

Ртищевой Гульсины Мавлетзяновны

Класс: 5

Тема урока: Производство ткани.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_-_tehnologiya_5_klass.docx33.17 КБ

Предварительный просмотр:

План урока по предмету «Технология»

в соответствии с требованиями ФГОС ООО

Учителя высшей категории МАОУ СОШ   с. Нижнетроицкий

Ртищевой Гульсины Мавлетзяновны

Класс: 5

Тема урока: Производство ткани.

  1. Дидактическое обоснование урока
  1. Цели урока:
  • Предметные цели:
  1. способствовать формированию и развитию знаний о технологии изготовления пряжи, нитей, ткани;
  2. способствовать развитию умения определять в ткани нити основы (долевой), нити утка (поперечной), кромки, лицевой стороны ткани.
  3. ознакомить с видами переплетений нитей в ткани (полотняное).
  • Личностные цели:

1.способствовать развитию речи учащихся;

2.учить анализировать свою работу, выделять главное;

3.учить сравнивать свою работу с работой друзей по классу;

4.способствовать овладению всеми видами памяти;

5.способствовать формированию и развитию познавательного      интереса учащихся к предмету «Технология».

  • Метапредметные цели:
  1. ознакомить со старинными способами получения пряжи, нитей и ткани (познавательные УУД);
  2. ознакомить с современной технологией производства ткани: прядением, ткачеством, отделкой (познавательные УУД);
  3. проинформировать о профессиях: оператор прядильного производства и ткач;
  4. ознакомить с видами переплетения нитей в ткани, научить определять на схеме раппорт ткацкого рисунка (познавательные УУД).
  • Профориентационные  цели:
  1. Развивать представление о народном хозяйстве и потребности  в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации.
  2. Воспитывать уважение к работающему человеку.
  3. Сформировать представление о профессиях прядильщик, ткач.
  1. Методическое оснащение урока:
  • Материально – техническая база:
  1. кабинет технологии:
  2. инструменты, приспособления;
  3. материалы (ткани растительного происхождения);
  4. компьютер;
  5. коллекции «хлопок», «лён».
  • Дидактическое обеспечение:
  1. Учебное пособие §14: Н.В.Синица, В.Д.Симоненко «Технологии ведения дома» 5 класс Москва: «Вентана-Граф», 2018
  2. Рабочая тетрадь 5 класс Н.В.Синица, Москва: «Вентана-Граф», 2018
  3. интернет (видео)
  4. презентации

  • Учебно-техническая документация:
  1. тесты;
  2. таблицы « Производство пряжи», «Производство ткани»;
  3. инструкционно - технологические карты (определение лицевой и изнаночной сторон в ткани, определение  направления нитей основы);
  4. кроссворд.

Методы обучения:

 рассказ, демонстрация наглядных пособий,  беседа, лабораторные работы, опрос

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок-исследование

Словарная работа на уроке:

 волокна растительного происхождения (хлопок, лён),

прядение, пряжа (нити), прядильщик,

ткач;

долевые нити (основа), поперечные нити (уток), кромка;

полотняное переплетение,

 ткацкий рисунок, раппорт;

отбеливание, крашение, печатание.

  1. Ход урока

Этапы урока

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Мотивационно-целевой этап

I.Организационный момент

Цель этапа:

  • настрой учащихся на предстоящие исследования, на получение новых знаний
  • создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс
  • приветствие
  • проверка явки учащихся
  • заполнение учителем классного  журнала
  • проверка готовности учащихся к уроку
  • настрой учащихся на работу
  • доведение до учащихся плана урока

Личностные УУД

Осуществляемые действия:

-эмоциональный положительный настрой на урок

Формируемые способы деятельности:

-проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности

Регулятивные УУД

Осуществляемые действия:

- помощь учителю в проверке явки на урок

Формируемые способы деятельности:

-выявление готовности к уроку

Познавательные УУД

Осуществляемые действия:

-активное слушание учителя

-выдвижение предложений по теме урока

Формируемые способы деятельности:

-формулирования собственных ожиданий

Коммуникативные УУД

Осуществление действия:

-слушание собеседника

Формируемые способы деятельности:

- построение понятных для собеседника высказываний

II. Проверка выполнения домашнего задания

Цель этапа:

  • установление правильности и осознанности выполнения всеми  учащимися домашнего задания
  • устранение в ходе проверки обнаруженных пробелов в знаниях
  • выяснение степени усвоения домашнего задания
  • выявление факта выполнения домашнего задания у учащихся, устранение типичных ошибок
  • формирование понимания у учащихся связи выполнения домашней работы с результатами своего обучения

Личностные УУД

Осуществляемые действия:

-повторение ранее изученного материала

Формируемые способы деятельности:

-проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности

Регулятивные УУД

Осуществляемые действия:

-контролируют правильность ответов учащихся

Формируемые способы деятельности:

-оценивают результат по алгоритму

-адекватное восприятие оценки учителя

Познавательные УУД

Осуществляемые действия:

- взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность

Формируемые способы деятельности:

-развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия:

-взаимодействуют с учителем во время опроса

Формируемые способы деятельности:

-продолжение развития умения использовать простые речевые средства для передачи своего мнения

-умение полно и точно выражать свои мысли

III. Актуализация знаний

Цель этапа:

  • организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания
  • заслушивание сообщений учащихся
  • предложить учащимся ответить на вопросы:

-что служит сырьём для производства тканей;

- из каких растений получают волокно для изготовления ткани

Личностные УУД

Осуществляемые действия:

-активизация имевшихся ранее знаний

- активное погружение в тему

Формируемые способы деятельности:

- умение слушать в соответствии с целевой установкой –принимать и сохранять учебную цель и задачу

-дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

Познавательные УУД

Осуществляемые действия:

-развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

Практический этап

IV.Проблемное изложение новых знаний

Цель этапа:

  • сформулировать и согласовать цели урока
  • организовать уточнение и согласование темы урока
  • организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового материала
  • объяснения учителя с опорой на личные знания учащихся
  • демонстрация мультимедийных приложений из сети интернет
  • информирование учащихся о классификации текстильных волокон
  • объяснить из каких этапов состоит процесс производства ткани
  • дать характеристику нитям и объяснить различие
  • продемонстрировать макеты переплетений
  • продемонстрировать приёмы определения долевой нити, кромки
  • научить определять лицевую сторону в ткани

Регулятивные УУД

Осуществляемые действия:

-самостоятельное определение темы урока

-осознание целей и задач обучения

Восприятие, осмысление, запоминание учебного материала

- осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих к усвоению

Формируемые способы деятельности:

- формирование умения учится высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника

- формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

- формирование умения слушать и понимать других

Формирование умения формулировать свои мысли в устной форме

Познавательные УУД

Осуществляемые действия:

-развитие углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

-развитие умения получать информацию из рисунка, текста и строить сообщения в устной форме

-развитие умения осуществлять поиск необходимой информации, используя дополнительные источники информации

-развитие умения строить простые рассуждения

Формируемые способы деятельности:

-формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию

V. Первичное закрепление

Итог урока:

организовывать усвоение учащимися нового материла

  • предложить учащимся выполнить в рабочей тетради задание 13 п.1,2
  • использовать различные способы закрепления знаний, творческого осмысления материала

Личностные УУД

Осуществляемые действия:

-осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению

-применение на практике и последующее повторение нового материала

Формируемые способы деятельности:

-формирование умения выказывать своё отношение к новому материалу, выражать свои эмоции

Формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

-формирование умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия

-формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками

Формируемые способы деятельности:

-умение строить речевые высказывания 

VI.Физкультминутка

Приложение 3

VII. Лабораторные работы:

1. « Определение направления нити основы»,

2.«Определение лицевой и изнаночной сторон ткани»

проверить умения работать по алгоритму;

организовать самопроверку работы.

 Вводный инструктаж учителя:

  • сообщение темы, цели и задачи работы
  • обсуждение порядка её выполнения
  • сообщение оценивания этой работы

Текущий инструктаж:

контроль правильности выполнения работы (по мере необходимости проведение индивидуальных инструктажей)

Заключительный инструктаж:

выслушивание сформулированных выводов во время лабораторной работы

Личностные УУД

Осуществляемые действия:

-проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности

-восприятие, осмысление , запоминание учебного материала

Формируемые способы деятельности:

-применение на практике полученных знаний

Регулятивные УУД

Осуществляемые действия:

-взаимоконтроль и внесение корректив учебно-познавательную деятельность

-самоконтроль выполнения задания

Формируемые способы деятельности:

-планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Познавательные УУД

Осуществляемые действия:

-усвоение новых способов умственной деятельности через разные виды получения информации

Формируемые способы деятельности:

-умения структурировать знания

-построение логической цепи рассуждений

Рефлексивно-оценочный этап

VIII. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания

Цель этапа:

включить новый способ действий в систему знаний

  • инструктаж учителя по выполнению домашнего задания
  • задание учащимся на подготовку к следующему уроку
  • сообщение темы следующего урока

Познавательные УУД

Осуществляемые действия:

-отработка алгоритма по изученной теме «Производство текстильных материалов»

-поиск в интернет источниках и электронных книгах

Формируемые способы деятельности:

-поиск и выделение информации

IX.Уборка рабочих мест

Контроль за выполнением

Регулятивные УУД

Формируемые способы деятельности:

-планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

X. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель этапа:

Организовать проведение самооценки учениками работы на уроке

По результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей деятельности

  • рефлексия учителя и учащихся о достижении целей
  • выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся

                                             Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия:

- оценка и самооценка учебной деятельности

- обобщение и систематизация знаний

-выражение учащимися эмоций по поводу урока

Формируемые способы деятельности:

-формирование умений полно и точно выражать свои мысли

Новый подход к образованию соответствует современному представлению об уроке. Именно такой урок называется современным, где учитель вместе с учащимися на равных ведет работу по поиску и отбору научного содержания знания, подлежащего усвоению; только тогда знание становится личностно значимым, а ученик воспринимается учителем как творец своего знания. А значит, именно такие уроки позволяют сегодня реализовывать новые образовательные стандарты.

Наша главная задача (задача современного учителя) на уроке – формировать и развивать УУД, то есть умения учиться всю жизнь.

Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».

 

Литература:

  1. Н.В.Синица, В.Д.Симоненко, Технология. Технология ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, М.: Вентана-Граф, 2018
  2. Н.В.Синица, В.Д.Симоненко, Технология. Технология ведения дома: 5 класс: рабочая тетрадь для учащихся образовательных учреждений, М.: Вентана-Граф, 2018
  3. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2015 г.
  4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. - А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под редакцией А.Г. Асмолова М.: Просвещение, 2017.)
  5. http://terpug.at.ua/news/2017-03-28-483
  6. http://magarif-uku.ru/chto-neobkhodimo-znat-pedagogu-pri-per/

Приложение 1

Этапы конструирования урока

  • Определение темы учебного материала.
  • Определение дидактической цели темы.
  • Определение типа урока:
  • урок изучения и первичного закрепления новых знаний;
  • закрепления новых знаний;
  • комплексного применения знаний, умений и навыков;
  • обобщения и систематизации знаний;
  • проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков учащихся;
  •  комбинированный.
  • Продумывание структуры урока.
  • Обеспеченность урока (таблица).
  • Отбор содержания учебного материала.
  • Выбор методов обучения.
  • Выбор форм организации педагогической деятельности
  • Оценка знаний, умений и навыков.
  • Рефлексия урока.

Приложение 2

Структура комбинированного урока.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

                                                                                                   Приложение 3

Физкультминутка

Дети по лесу гуляли, 
За природой наблюдали! 
Вверх на солнце посмотрели, 
И их лучики погрели. 
Бабочки летали, 
Крылышками махали. 
Дружно хлопнем: раз, два, три, четыре, пять, 
Нам пора букет собрать. 
Раз присели, два присели, 
В руках ландыши запели.