Деятельность социального педагога в школе.

Кулакова Елена Николаевна

Социальный педагог – это специалист, который создает условия для успешной адаптации ребенка в обществе, создает благоприятные условия для развития ребенка, установления связей и партнерских отношений между образовательным учреждением и семьей, выявляет интересы и потребности, отклонения в поведении, конфликтные ситуации и оказывает своевременную помощь воспитанникам, выступает посредником между ребенком, образовательным учреждением, семьей и органами власти, способствует реализации прав и свобод ребенка.

Основные направления социально-педагогической работы в школе определяются, прежде всего, проблемами, возникающими в процессе обучения и воспитания детей, без решения которых сложно добиться хороших результатов.

Одним из направлений работы социального педагога в школе непременно является деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, которая основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Считаю, что в наше время актуальными остаются традиционные методы воспитания и воспитательной работы: убеждение, разъяснение, совет, педагогическое стимулирование активности личности по решению возникающих проблем, деятельность трудовой, игровой и спортивной направленности в вопросах воспитания, волонтерская деятельность, психолого-педагогическое просвещение и консультирование. Проблемы социальной жизни ребенка, его адаптация в современных условиях – считаю главным объектом внимания социального педагога.

В сентябре каждого учебного года проводится диагностика социальной среды обучающихся: социальная паспортизация классов и школы. В течение учебного года вносятся изменения в эти документы. При составлении социального паспорта школы учитывается общая диагностика контингента учащихся, условий их жизнедеятельности; проходит формирование списка детей, состоящих на учете в КДН, списки детей-сирот, списки детей-инвалидов, списки многодетных семей, количество детей, проживающих в них, списки детей из неполных семей, списки детей, состоящих на ВШК, списки детей, проживающих с родственниками на основании доверенности, согласия родителя (законного представителя).

По результатам, полученным при составлении социального паспорта видно, что в школе большое количество детей из малообеспеченных, неполных и многодетных семей. Нередко родители (чаще отцы) уезжают на заработки и воспитанием детей занимаются мамы и бабушки. Растет число семей, относящихся к «группе риска». К семьям «группы риска» можно отнести: многодетные и неполные семьи; семьи, имеющие детей с особенностями психофизического развития; аморальные, вновь образованные и разведенные семьи; приемные, смешанные семьи; семьи, стесненные жилищными условиями; семьи наркоманов и алкоголиков, лиц, отбывавших заключения в местах лишения свободы; семьи, члены которых имеют отклонения в физическом и/или психическом развитии, и ряд других.

Фактор риска – психогенный фактор измененных (непривычных) условий существования, характеризующихся наличием угрозы для жизни. Анализируя факторы социального риска, то нашему контингенту свойственны следующие: 1) социально-экономические: низкий материальный уровень жизни семьи, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия и др.; 2) социально-демографические: неполные или многодетные семьи; 3) социально-психологические и психолого-педагогические: семьи с деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями, педагогической несостоятельностью родителей, деформированными ценностными ориентирами и др. 

Наличие того или иного фактора социального риска в большинстве означает возникновение социальных отклонений в поведении детей, рождает безнадзорность и преступность среди несовершеннолетних и требует к себе повышенного внимания всех субъектов профилактики.

Я считаю, что предупреждение и искоренение детской безнадзорности и преступности несовершеннолетних – важная задача, успешное решение которой требует совместных усилий правоохранительных органов, общественных организаций, школы и семьи.