Актуальные проблемы дистанционного обучения в рамках филологических дисциплин

Русский язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Учителю очень важно уделять внимание каждому ученику на каждом уроке, независимо, очно или заочно проходит наш урок. Происходящие сегодня изменения в жизни общества, совершенствование информационных технологий, осложнения в санитарно-эпидемиологической сфере, конечно же, неизбежно приводят и к изменению способов и методов образования детей. С 2020г. дистанционное обучение глобально вошло в жизнь школьников, а в 2021г. уже стало для них определённой нормой (Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 11.06.2022) "Об образовании в Российской Федерации", статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий) Конечно, дистанционка не может заменить важность очных уроков, когда учитель и ученики находятся в постоянном контакте, видят, слышат друг друга; учитель может контролировать каждого, моментально корректировать методы, в зависимости от ситуации на уроке; ученик может задать вопросы здесь и сейчас, пока ему интересно, пока он вовлечён в процесс познания. Тем не менее, на сегодняшний день работа в дистанционном формате чередуется с традиционной формой обучения; нравится нам это или нет, участникам образовательного процесса приходится с этим как-то справляться. За последний учебный год только в нашей небольшой школе каждую четверть один-два класса уходили на карантин по распоряжению администрации школы, в целях не допустить распространение новой короновирусной инфекции среди детей и педагогов. При шестидневной учебной неделе, один день в каждом классе отводится на самостоятельное дистанционное обучение, т.е. является полноценным учебным днём для школьников. Учителя, находящиеся в группе риска по возрасту или состоянию здоровья, также были отстранены от очной работы и пользовались дистанционными методами обучения. Ученики со слабым здоровьем и хроническими заболеваниями, по решению и заявлению родителей, также имеют право обучаться дистанционно. «Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера», - писал философ Д. Дьюи. Именно поэтому крайне важно совершенствовать способы взаимодействия учителя, ученика и родителя, вынужденных находится на удалёнке во время учёбы.

Однако трудно не только детям. Как учитель русского языка и литературы я тоже столкнулась с рядом сложностей при переходе на дистанционный формат обучения. Именно эти трудности дали мне толчок, чтобы искать новые способы, методы работы с моими учениками. Первая проблема: я моментально была завалена фотографиями письменных работ школьников, которые мне приходилось проверять и днём, и ночью. Работы поступали на электронную почту, в социальные сети, в мессенджеры, что только усиливало путаницу. Вторая: часть учеников «потерялась», выпала из процесса. Третья проблема: ученики, быстро освоив Интернет-ресурсы, стали списывать ответы из сервисов с готовыми домашними работами. В русском языке слова пишутся традиционно, каждое можно проверить в интернете, тогда зачем учить правила? Сочинения на заданные темы также легко найти и списать. Поэтому моя работа осложнялась тем, что каждую работу ученика требовалось проверить на плагиат. Работа по развитию речи в формате «изложение» отпала сама собой. По литературе сложно стало контролировать знание текста. Дети ограничивались кратким содержанием или всё теми же готовыми домашними заданиями. В наше время стремительной популяризации социальных сетей, явилось настоящей проблемой то, что люди, оставляя комментарии под постами, ведя собственные блоги, допускают огромное количество орфографических, пунктуационных, речевых ошибок. Некоторую письменную речь довольно сложно понять. Для меня, как учителя русского языка и литературы, важно, чтобы ученик смог в дальнейшем применить свои знания на практике. Именно поэтому, я придерживаюсь мысли, что только те задачи, которые ученик решил сам (не списал), он запомнит надолго.

Тем не менее, «обучая, учусь» (Сенека Старший). Пробуя различные способы, я пришла к выводу, что необходимо в дистанционной работе сочетать доступные ресурсы, чтобы работа стала успешной. Кроме того, при дистанционном обучении важным аспектом является общение между участниками учебного процесса, обязательные консультации учителя.