Изучение истории стран бывшего Советского союза в старших классах

Софян Анна Борисовна

В 1991 году в жизни десятков миллионов людей произошли кардинальные изменения: перестал существовать Союз Советских Социалистических республик. Это событие раскололо население бывших союзных республик разные и, увы, далеко не всегда на дружественные лагеря. Получили свое дальнейшее развитие вновь разразившиеся конфликты между соседними народами.

Однако осталась неизменной связь бывших советских народов с Россией и взаимная необходимость друг другу, память об общей с Россией истории. Россия по-прежнему, желает она того или нет, определяет во многом судьбы и будущее этих народов или, по крайней мере, участвует в их истории. Чтобы эта связь и сотрудничество были плодотворными, чтобы на этом сложном пути не возникли трагические для всех стран и народов конфликты, необходимо знать особенности истории и культуры как русского народа, так и народов стран бывшего СССР, изучить их достаточно подробно, иметь представление о предпосылках явлений, происходящих в 21 веке, и вместе противостоять разрушительным силам, стремящимся ввергнуть этот мир в хаос и погубить его. У них это уже почти получилось…

К сожалению, как в дореволюционной, так и в советской и современной школе, акцентируя основное внимание учащихся на истории только русского народа, а в рамках всеобщей истории – на европейских странах либо на крупных и влиятельных государствах Азии, авторы и составители учебных программ практически не уделяют внимание истории народов, живших и живущих на территории России, а также стран, являющихся ближайшими соседями России, а в прошлом – входивших в состав Российской империи и СССР. Подтверждением этому является как содержание учебников по истории, так и требования Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. 12 августа 2022 года в стандарт были внесены серьезные изменения, включавшие конкретизацию требований к уровню знаний и подготовке выпускников по общеобразовательным предметам. Среди тем, обязательных для изучения в старших классах, указан распад СССР и его последствия, что подразумевает, в том числе, и изучение истории республик, входивших в состав Советского Союза. Однако практика показывает, что чаще всего история данных республик практически не изучается на уроках.

Отчасти этому есть объяснение в перегруженности содержания и нехватке часов в ученом плане. Но незнание истории, как теперь принято их называть, «стран СНГ» или «стран ближнего зарубежья» затрудняет общение между народами, может привести в дальнейшем к неверным решениям и в конечном итоге к провалам во внешней политике Российской Федерации и даже к цивилизационной катастрофе.

Именно поэтому изучение истории стран бывшего СССР необходимо включить в образовательную программу в старших классах если не в рамках базового курса истории, то в рамках углубленного курса или в качестве программы внеурочной деятельности.

Другая проблема, связанная с преподаванием истории стран бывшего СССР, заключается в том, что состояние большинства межнациональных и межгосударственных конфликтов нельзя считать даже близким к разрешению и мирному урегулированию. Стороны конфликтов строят свои отношения друг с другом на основе взаимных обвинений, более или менее справедливых. Эти конфликты еще не ушли в прошлое, и неизвестно, каким будет их исход. Это раны, которые не только не начали еще заживать, они кровоточат и болят при малейшем прикосновении.

Третья сложность, которая неизбежно может возникнуть в ходе изучения стран бывшего Советского Союза, связана с личной заинтересованностью педагога в изучаемом материале. Понимая, что не сможет оставаться до конца объективным, педагог может сознательно избегать освещения тех вопросов, на которые у него сложилась своя, субъективная точка зрения.

Однако нельзя исключать данный раздел истории из списка изучаемых вопросов только по этим причинам. Врач, желая излечить пациента, должен сначала исследовать пораженный орган, и его не должна останавливать опасность причинить пациенту боль. В то же время он обязан сделать все, чтобы сделать процесс лечения как можно менее болезненным. Поэтому, учитывая многонациональный состав современных российских школ, который включает часто представителей враждующих друг с другом государств, необходимо отбирать содержание таких занятий очень осторожно и тщательно: на учителя возложена огромная ответственность не только за патриотическое воспитание, но и за воспитание взаимного уважения между народами.

Отсюда следуют некоторые рекомендации, относящиеся к изучению истории стран СССР.

Прежде всего, информация, которую использует учитель на таких уроках, должна исходить только из проверенных источников, основанных на научных и фактических данных.

Во-вторых, как бы ни был велик соблазн, ни в коем случае нельзя допускать оценочные суждения и другие реплики как со стороны учителя, так и со стороны обучающихся, не подтвержденные фактами, аргументами, доказательствами. Данное правило действует в отношении всех тем по истории, а при изучении современной истории оно является непреложным.

Наконец, обязанность по формированию у обучающихся толерантности обусловливает еще одну, третью рекомендацию по отбору содержания. Необходимо обращать внимание обучающихся на общие ценности, цели и стремления всех народов, приводить примеры добрых отношений и взаимовыручки между ними, общих испытаний, которые преодолевались вместе. Кроме того, при обсуждении данной темы будет уместным еще раз напомнить обучающимся, что происхождение всех межнациональных и межрелигиозных конфликтов носило и носит антинародный характер: желание правителей соседних стран удовлетворить свои низменные амбиции, стремление к безграничной власти, находя благодатную почву среди необразованной, суеверной и неправильно воспитанной части общества, приводят к изданию дискриминационных законов против представителей других народов, живущих в данных государствах, а в дальнейшем - межгосударственным, межнациональным столкновениям, в которые переходят неизбежные межличностные конфликты.

Наиболее уместным будет включение истории стран СССР в разделы программы по истории, посвященные формированию и прекращению существования Советского Союза. Именно в период формирования Союза Советских Социалистических республик, следуя принципу права наций на самоопределение, была выбрана национальная основа для административно-территориального деления СССР, а также отсутствие учета расселения народов на территориях вновь сформированных республик, в результате чего территориальные претензии стали более острыми и серьезными.

Таким образом, изучение истории стран бывшего СССР, при всей болезненности затрагиваемых вопросов, является необходимым в курсе истории XX – начала XXI века для создания у обучающихся полноты картины исторического развития России и мира. Наиболее подходящими разделами программы для включения данного содержания в курс истории являются темы, посвященные формированию и прекращению существования СССР. Вместе с тем в ходе изучения истории стран бывшего СССР учителю необходимо соблюдать ряд рекомендаций, позволяющих формировать у обучающихся толерантное сознание и уважение к другим народам.