Возможности использования художественных фильмов на уроках истории

Софян Анна Борисовна

История как учебная дисциплина изучается в школах так давно, как они существуют. В различные эпохи и для разных сословий отбор содержания и методов преподавания был различен и зависел от цели изучения данного предмета.

Уже много лет назад было замечено, что, если изучать историю как сухое чередование событий с выявлением закономерностей, причинно-следственных связей и тенденций, это не принесет никакой пользы обучающимся, если не будет пропущено через их души. Более того, школьники выйдут из стен образовательного учреждения с весьма скудным багажом в данной области: ведь, изучая исторические факты и прослеживая закономерности без связи их с личной судьбой людей, пусть даже живших за много поколений до нас, даже взрослый с трудом поймет, зачем нужна история вне стен школы. Пресловутое «история – учительница жизни» и «изучение истории важно, чтобы не повторять ошибки прошлого» мало помогает тем, кто не принимает судьбоносных решений… так кажется многим, кто не видит человеческих судеб за страницами учебника. Так возникает ситуация, когда окончивший школу выпускник забывает историю почти полностью.

Решению данной проблемы может способствовать изучение повседневной жизни людей в изучаемую эпоху – как судеб отдельных личностей, так и жизни целого сословия или других групп. Но, чтобы такая информация не превратилась снова просто в «информацию», необходимо пропустить ее, как уже упоминалось, через души и сердца обучающихся, вызвать у них эмоциональный отклик, а возможно, и слезы на глазах.

Двадцатый век подарил миру прекрасный и удивительный мир звукового кино и мультипликации. Режиссеры и художники-мультипликаторы всех стран создавали шедевры, которые пользуются заслуженной любовью по сей день. Поколения наших мам и бабушек узнавали о многих исторических событиях, а некоторые из них принимали решение посвятить себя исторической науке благодаря просмотру отечественных и зарубежных художественных фильмов высокого качества. Среди них документальные и художественные фильмы, познавательные мультфильмы-экранизации вечных литературных, исторических и мифологических сюжетов, способствующие более глубокому восприятию и переживанию исторического содержания при условии грамотного их подбора преподавателем и соблюдения некоторых рекомендаций.

В зависимости от условий и возможностей учебного заведения, а также от времени, которым располагает учитель, просмотр кинофильма или мультипликационного фильма можно рекомендовать для самостоятельной работы или ознакомить аудиторию с фильмом, продемонстрировав его фрагмент на уроке. Прекрасно, если появляется возможность для организации исторического киноклуба в стенах школы.

Разумеется, с кино- и мультипликационными фильмами необходима определенная работа. Мало показать фильм; чтобы он оказал воздействие, нужно рассказать о предыстории событий, происходивших в нем, если это художественный фильм, а также напомнить о том, что диалоги являются чаще всего вымышленными, хотя режиссер и сценаристы приложили все усилия, чтобы передать их как можно более близко к тому, что могло быть сказано персонажами в подобной ситуации. Можно также порекомендовать зрителям обратить внимание на то, как освещается тот или иной исторический сюжет в фильме, прочитать информацию о том, как данный фильм создавался; обратить внимание на титры в начале и в конце киноленты. Ведь художественный фильм не только обладает развлекательным, воспитывающим и развивающим потенциалом, но и может являться историческим источником, повествующим о представлениях и идеалах времени, в которое он создавался. Так, одни и те же исторические персонажи могут быть представлены как положительные или отрицательные герои в зависимости от господствующей идеологии (или ее наличия) и взглядов создателей фильма. Если же это мультипликационный фильм, то необходимо обратить внимание обучающихся на то, что создавался он, в первую очередь, для детей, а потому некоторое упрощение сюжета не является недостатком.

В то же время не рекомендуется навязывать школьникам написание отзыва или рецензии о просмотренном фильме: такую форму работы можно предложить, но только как инициативу обучающегося. Обсуждение представляется более уместным. В психологически комфортной среде, а также при условии доверия к окружающим молодые люди и особенно девушки сами начинают делиться своими мыслями. Ни для кого уже не является тайной, что все чаще родители, занятые работой и повседневными делами, не слышат и не слушают своих уже подросших детей. Подросткам же при всей их застенчивости и замкнутости необходимо быть услышанными человеком, который постарается понять их и не станет обесценивать их чувства, мысли и переживания.

Помимо воспитательного, использование кино и мультипликационных фильмов обладает и большим образовательным потенциалом, а также способствует созданию мотивации к изучению того или иного периода. Так, перед изучением периода монголо-татарского ига на Руси целесообразно продемонстрировать фрагмент фильма А. Тарковского «Андрей Рублёв» со сценой нападения на город ордынского войска; прекрасной иллюстрацией к эпохе Ивана IV станет фрагмент одноименного фильма С. Эйзенштейна. Здесь мы не будем приводить много примеров, так как любой учитель сможет это сделать и самостоятельно.

При подготовке к работе с художественными и мультипликационными фильмами преподавателю рекомендуется соблюдать следующие правила:

1) Перед демонстрацией фильма в аудитории необходимо просмотреть его самостоятельно, чтобы удостовериться в безопасности содержания для обучающихся, например, в отсутствии чрезмерно жестоких сцен, которые могут травмировать их.

2) Если позволяют технические возможности, желательно вырезать и сохранить на внешнем носителе определенный фрагмент или запомнить его хронологические рамки, чтобы при демонстрации его в аудитории не приходилось искать его наугад, передвигая курсор по временной шкале. Кроме экономии времени на уроке, это позволит учителю не зависеть от качества Интернет-сигнала.

3) Видеофрагмент должен быть небольшой продолжительности, если его предполагается демонстрировать на уроке. Это требование объясняется как временными рамками урока и изучения темы, так и санитарными требованиями, а также особенностями современных школьников, которым не всегда под силу сосредоточиться на фильме дольше, чем в течение 15-20 минут.

4) Как и любой наглядный материал, фильмы и их фрагменты нежелательно демонстрировать без последующего или предшествующего обсуждения.

5) Видеоматериал не должен прерываться рекламой. К сожалению, в современных условиях бесплатная демонстрация фильмов посредством сети Интернет невозможна без назойливой рекламы, прерывающей фильм один раз в 3-4 минуты, а иногда даже чаще. Может возникнуть ситуация, когда в середине самого напряженного фрагмента фильма (например, о блокаде Ленинграда) демонстрируется рекламный ролик о кошачьем корме или заказе такси, и это самые безобидные случаи. В связи с этим можно только пожалеть о почти полном исчезновении в некоторых учебных заведениях DVD-проигрывателей с телевизором, а также компьютеров с дисководом и большим количеством USB-входов: пусть и устаревшие, эти устройства способствовали более комфортному использованию художественных фильмов в учебном процессе.

Таким образом, мы можем прийти к выводу, что воспитательный, познавательный и развивающий потенциал художественных и мультипликационных фильмов при условии обоснованного использования и соблюдения определенных рекомендаций будет полностью реализован, и использование данного ресурса будет способствовать более глубокому усвоению исторических знаний и формированию ценностного отношения к ним.