Структурные элементы процесса воспитания

Структурными элементами воспитания являются: цель, задачи, закономерности, принципы, методы, средства, результаты воспитания и их корректировка. Ими и представлен процесс воспитания как система.

В современной теоретической педагогике по критериям связи и зависимостей между компонентами процесса воспитания выделяют следующие этапы (стадии) его организации:

  1. проектирование процесса, включающего определение цели и конкретных задач воспитания,

  2. определение содержания воспитания,

  3. выбор форм, методов регулирования межличностного общения и его коррекция в процессе основных видов деятельности воспитанников,

  4. контроль и подведение итогов, установление соотношения между полученными и запланированными результатами, анализ достижений.

По критерию последовательности этапов процесса воспитания и соответствующих им педагогических действий выделяют следующие стадии:

  1. ознакомление с общими нормами и требованиями;

  2. формирование отношений;

  3. формирование взглядов убеждений;

  4. формирование общей направленности личности

Коротко рассмотрим эти этапы:

Этап ознакомления с общими нормами и требованиями связан с осознанием воспитанниками норм и правил поведения, которых им необходимо придерживаться. С этой целью с учениками обычно проводят ряд установочных бесед.

Источниками получения знаний о нормах и правилах поведения являются различные уставы, нормы, правила, которые действуют в образовательной организации, а также требования и личный пример педагогов, книги, статьи в газетах и журналах. Отечественная школа периода авторитарной педагогики, предпочитая словесным методам воспитания, преувеличивала значение этого этапа.

Второй этап касается отношения учащихся с нормами и правилами поведения. На этом этапе наставнику следует позаботиться о том, чтобы воспитанник не только понял и осознал требования норм и правил поведения, а и принял их посредством собственной эмоциональной сферы.

Третьим этапом является формирование взглядов и убеждений. Это вызывает необходимость не только в восприятии и усвоении этих норм, но и в превращении их в личное достояние, что послужит руководством к соответвующим поступкам в жизни.  ля того, чтобы определенная усвоенная норма превратилась в убеждение, необходимо, чтобы она прошла через определенные действия, требующие проявления его четкой позиции.

Четвертым этапом является содействие воспитаннику в формировании целесообразной направленности согласно внутренне заложенным возможностям.