Плюсы и минусы дистанционного обучения.

Митусова Татьяна Сергеевна

Плюсы и минусы дистанционного обучения.

Рассмотрим дистанционное обучение с точки зрения соотношения его достоинств и недостатков.
Каковы же положительные стороны дистанционного обучения?
• Дистанционное обучение практически ни в чём не уступает очной форме. Ученик имеет постоянный контакт с преподавателем и принимает активное участие в организации учебного процесса, но, в отличие от очной формы, не посещает образовательное учреждение.
• Это может быть удобно во время длительной болезни или во время отъезда из населенного пункта в котором находится образовательное учреждение (соревнования, отъезд родителей, которым не с кем оставить ребенка)
• дистанционное обучение создаёт уникальную информационную среду, облегчающую процесс получения новых знаний. К сожалению, подобная информационная среда далеко не всегда доступна на очной форме;
• обучающиеся, отдавшие предпочтение дистанционному образованию, имеют больше свободного времени. Не тратится время (и деньги) на проезд месту обучения.

• получение актуальной информации. Применение печатных учебников постепенно остается в прошлом, ведь учебные материалы должны соответствовать современности. Дистанционное обучение дает возможность заниматься по материалам, которые будут интересны ребенку нашего времени.

• комфортная обстановка учебы.  Учащиеся свободны в передвижениях, могут посещать уроки из любой точки. Отсутствует необходимость вставать рано, торопиться в кабинет школы. Спокойствие удаленной деятельности помогает ребятам фокусироваться на стремлении получить знания.

• становятся  более доступными различные учебные материалы. Обучающийся может пользоваться материалами  онлайн-библиотек совершенно бесплатно, которые позволяют читателям использовать любые учебные пособия. Электронные учебники для обучения в школе можно найти в интернете. Таким образом, учащиеся не тратят много времени на поиск нужного материала, родители не тратят средства на приобретение дорогостоящих пособий, а учитель знает, что у каждого ученика в наличии все необходимые материалы.

• размеренные темпы обучения. Общение с учащимися осуществляется через мессенджеры, поэтому у каждого есть время подумать, прежде чем дать ответ на вопрос. Учитель теперь может не рисковать сделать ошибку, ведь у него есть время на то, чтобы посмотреть в справочную литературу и развернуто ответить. Так сохраняются профессиональные, но при этом непринужденные взаимоотношения.

• применение игровых заданий. Цифровые технологии предполагают онлайн-игры, викторины, интерактивные задачки, развивающие уровень сообразительности. Учебный процесс становится привлекательным и прогрессивным.

• осваивание новых технологий. Каждому преподавателю и ученику, которые занимаются удаленно, придется ознакомиться с новыми форматами обучения, включая: интерактивные обучающие платформы, Электронные рабочие тетради и документы, сервисы для онлайн-конференций. За счет этого развивается навык правильно организовывать время и эффективно распределять силы.

•возможность автоматизировать рутинные процессы. Технологии выполняют скучную часть учительской деятельности (проверка домашнего задания, постройка различных статистик). Происходит большая экономия времени.

•работа с учениками в индивидуальном порядке. Ученики чувствуют себя свободно, могут задать вопрос в чате, а не робко тянуть руку в классе. К каждому из них можно найти подход, выдать задания, соответствующие навыкам и поддерживающих интерес к образованию.
• электронное обучение также выгодно и для образовательных организаций, так как позволяет снизить затраты на организацию образовательного процесса.
• дистанционное обучение реализует два очень важных социальных принципа: равноправие и доступность. С этим трудно не согласиться, ведь электронные технологии действительно сделали доступным образование для тех категорий населения, которые раньше не могли даже мечтать об этом. Имеются в виду следующие категории граждан:
• люди с ограниченными возможностями;
• люди, проживающие на отдалённых территориях;

Что же касается недостатков данной формы обучения, то их значительно меньше:
• дистанционное образование не предусматривает выработку практических навыков и умений. То есть обучающийся сам должен организовывать себе практические занятия, не рассчитывая при этом на методическую помощь и контроль преподавателей.
• высокая цена на оборудование для дистанционного обучения (компьютерная техника)

• каждому придется приобретать компьютерные навыки. Переходить к новому стилю работы бывает сложно и скучно. Отсутствие единой инструкции затрудняет процесс, однако если приложить усилия, то можно разобраться.

• нехватка личного общения. Учитель привык смотреть на учеников, поэтому на первых уроках бывает сложно, ведь отсутствует возможность осуществлять контроль над каждым. Активное общение с детьми на видеоконференциях помогает избавиться от этой проблемы.

• ученики теряют мотивацию и начинают лениться. Преподаватель должен вдохновить учеников и постоянно подпитывать интерес учиться.

• стирание границ между временем за работой и отдыхом. Нет четкого определения, когда конец рабочего дня, что ведет к переутомлению. Учащиеся меньше выходят на улицу и меньше двигаются, что вредно для здоровья. Проблема решена, если балансировать работу и отдых, а  также заниматься физическими нагрузками.

Можно удостовериться, что дистанционное образование имеет больше достоинств, чем недостатков. Поэтому, оно может стать весьма эффективным инструментом профессионального роста, но это возможно только при наличии необходимых технологических условий и готовности преподавателей работать в столь необычном режиме. И, конечно же, очень важна мотивация обучающихся при дистанционном обучении. Ведь при очном обучении мы видим, что ученик делает, выполняет ли он задания учителя, а когда ученик находится по ту сторону экрана, такая возможность у педагога не всегда есть. Педагог не может со стопроцентной уверенностью сказать всегда ли ученик самостоятельно выполняет задания или он использует различного рода помощь (взрослых членов семьи, справочной литературы, интернета и т.д.) Именно поэтому, на мой взгляд, так важна мотивация при дистанционном обучении. На удаленном обучении придется бороться с ленью, учиться самодисциплине и самоконтролю. Дистанционное образование предоставляет возможность профессионально и личностно совершенствоваться, поэтому необходимо быть уверенными и твердыми в намерении получать знания и навыки удаленно. Цифровые технологии позволяют вести комфортный учебный процесс, а к каждой проблеме можно найти подход и решение.