Формирование естественно-научных компетентностей учащихся посредством освоения умений учебно-исследовательской и проектной деятельности

Березняк Алёна Александровна

В современном обществе неуклонно возрастает значение образования, с его развитием связывают духовный культурный и нравственный потенциал общества, успехи социально-политических реформ, перспективы научно- технического роста, интеграцию в мировое сообщество, и, в конечном итоге - человеческую цивилизацию в целом. В рыночных условиях становится очевидным, что высокое качество жизни также обеспечивается качеством образования, гарантирующим человеку конкурентоспособность и успешную адаптацию к деятельности в меняющихся условиях труда и производства. При этом основой стабильности и способности самореализации личности становится качественное образование. Для достижения этих целей учителю необходимо использовать различные активные формы и методы работы с учащимися. Необходимо соблюдать принцип гуманизации образовательного процесса. Это требует пересмотра всего содержания обучения, а именно признание творческой природы личности каждого ребенка. Главная цель образовательного процесса – целостное развитие личности ученика. Средством же развития личности, раскрывающим ее потенциальные внутренние способности является самостоятельная познавательная и мыслительная деятельность. Следовательно, задача учителя – обеспечить на уроке такую деятельность, чему способствуют современные интерактивные технологии. В этом случае ученик сам открывает путь к познанию. Усвоение знаний – результат его деятельности.

Как предписывает нам ФГОС ООО, Образовательная программа учреждения должна включать программу развития универсальных учебных действий, обеспечивающую «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностной или социально значимой проблемы».

 Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему УУД, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования. Таким образом, стратегия модернизации образования предусматривает в качестве одного из путей обновления содержания общего образования внедрение компетентностного подхода.
Компетентностной подход – это подход к исследованию, проектированию и организации образовательного процесса, ключевой категорией которого выступает понятие «компетенция». Под компетентностью в настоящее время понимают «способность применять свои знания и умения, готовность к осуществлению какой-либо деятельности в конкретных ситуациях». Реалии нашей жизни таковы, что востребованными оказываются люди, способные активно откликаться на возникающие перед обществом проблемы, умеющие системно мыслить, сравнивать, анализировать, делать свои выводы, а также практически решать возникающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы.

Ключевых образовательных компетенций достаточно много, остановлюсь лишь на некоторых из тех, которые можно часто использовать на уроках химии и биологии:

Исследовательская компетентность; она наиболее полно отражает современные требования к качеству школьного образования… Феськова Е.В. кандидат педагогических наук, доцент кафедры современных образовательных технологий определяет исследовательскую компетентность как «… совокупность знаний, умений, способов деятельности, позволяющих человеку быть в позиции исследователя по отношению к окружающему миру, выражающаяся через чувствительность к проблемам окружающего мира, умение распознать и разрешить проблемную ситуацию с любым произвольным объектом или явлением, используя для этого различные источники информации».

Любой развивающийся человек изначально находится в противоречивом состоянии выбора – исследовать или принимать на веру. Этот выбор мы совершаем постоянно и, в большинстве случаев, неосознанно, но так как  каждый из нас изначально, по своей природе, исследователь, то эффективность осуществления исследовательской деятельности связана с развитостью и устойчивостью исследовательской компетенции личности.

Все, выше названные, компетентности используются в моей деятельности при написании исследовательских работ и работ над проектами. В чем отличие исследовательской работы и работы над проектом?

 Исследование – это процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Исследовательские – это творческие  работы, выполненные с помощью научной методики. С помощью этой методики учащиеся получают собственный экспериментальный материал, на основе которого делают анализ и выводы.

Проблема для исследования – отсутствие какого-либо знания. Цель исследования – узнать.

Совместная с учителем работа над исследованием даст ученику возможность освоить новые знания, умения, навыки, способы деятельности, сформировать компетенции и усовершенствовать уже имеющиеся. Считаю, что поставленная таким образом деятельность учителя, кроме предметных компетенций позволяет формировать и ключевые компетенции выпускников школы, такие как: коммуникативные, информационные, социальные.

Биология и химия – это науки, которые на практике  могут в полной мере реализовать потребность в исследовании.  Под исследовательской деятельностью школьников понимается деятельность, связанная с выполнением творческой задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, сформированных на научных традициях:

  1. Формулировка целей и задач
  2. Работа с литературой
  3. Формулировка гипотезы
  4. Подбор объекта исследования
  5. Выбор методики исследования
  6. Проведение исследования
  7. Обработка результатов
  8. Формулировка выводов
  9. Написание отчёта

 

 

Типы исследовательских работ:

Проблемно - реферативные – это творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, на основе которых вырабатываются собственные трактовки поставленной проблемы;

Экспериментальные – работы, написанные на основе эксперимента, уже описанного в науке и имеющего известный результат (они носят иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку  особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий)

Описательные – работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого – либо явления;

В своей работе, как учителя биологии, я чаще всего использую два типа исследовательских работ, которые наиболее, на мой взгляд, подходят  для  формирования исследовательской компетенции на начальном этапе введения ФГОС по биологии в 5 и 6 классах – это проблемно – реферативный и описательный. Как учитель химии, в 8-ых – 10-ых классах мною используются экспериментальные и описательные работы, а так же написание проектов.

Проект – это совокупность действий, исполнителей и средств по выработке вариантов решения определенной проблемы, достижения определенных целей. Основная цель работы над проектом – найти способ решения поставленной проблемы.  Учебный проект, с точки зрения обучающегося - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.

В современном понимании, проект – это 6 «П»:

  1. Проблема
  2. Проектирование
  3. Поиск информации
  4. Продукт
  5. Презентация
  6. Портфолио

Классификация проектов

  • по доминирующей деятельности учащихся – практико-ориентированные, исследовательские, информационные, творческие, ролевые;
  • по продолжительности – мини-проекты, краткосрочные, годичные;
  • по количеству участников – индивидуальные и групповые;
  • по форме продукта – газета, буклет, журнал, словарь, сборник сочинений, спектакль, мультимедийный продукт и т.д.

 

Этапы проектной деятельности.

1. Организационно-подготовительный.

На первом этапе осуществляются выбор проблемной области, постановка задач, определяется конечный вид создаваемого продукта, его назначение и круг пользователей, происходит формирование состава проектной бригады и распределение обязанностей. Этот этап завершается формулировкой темы проекта и определением вида его завершенной формы, написанием краткой аннотации проекта.

2. Поисковый.

На данном этапе предполагается сбор, анализ и систематизация необходимой информации, обсуждение ее в микро-группах, выдвижение и проверка гипотез, оформление макета или модели проекта, отбор содержания и определяется примерный объем проекта, производится его предельная детализация, прописываются роли всех участников проекта, сроки исполнения ими каждого вида работы.

3. Этап практической работы.

На этом этапе ведется работа по воплощению в жизнь поставленных задач, которая требует от всех участников предельной исполнительности, слаженности в действиях, а также значительных усилий от руководителя проекта по координации деятельности участников проекта и постоянного контроля над ходом и сроками производимых работ.
4. Итоговый.

На данном этапе осуществляется предварительный просмотр проекта, выявляются недоработки, намечаются пути устранения выявленных недостатков, оформляется пакет документов по проекту и информационных стендов, схем, диаграмм, подготовка устной презентации производится корректировка содержания и времени публичного выступления.

5. Этап публичной защиты проекта.

На этом этапе производится устная защита проделанной работы. Здесь отмечается умение четко, емко и лаконично представить результаты работы, уложившись во временной регламент, ценится оригинальность раскрытия темы; умение четко и по существу отвечать на возникшие вопросы, артистизм, способность заинтересовать аудиторию, использование наглядности и технических средств. На основании всего изложенного дается оценка проекту членами аттестационной комиссии.

Таким образом, учебно – исследовательская и  проектная деятельность — прекрасная возможность научить школьников размышлять и находить нужную информацию, решать сложные задачи, принимать решения, организовывать сотрудничество с одноклассниками и учителем, такая работа даст ученику возможность освоить новые знания, умения, навыки, способы деятельности, сформировать компетенции и усовершенствовать уже имеющиеся. Считаю, что поставленная таким образом деятельность учителя, кроме предметных компетенций позволяет формировать и ключевые компетенции выпускников школы, такие как: коммуникативные, информационные, социальные.

Эффективность этих методов в становлении личности, в профессиональном определении несомненна. Еще Аристотель заметил, что «…ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле…» Для многих ребят первые шаги в научной деятельности определили и дальнейший жизненный путь. Среди моих выпускников есть врачи, ветеринары, химики-технологи перерабатывающей промышленности, фармацевты, ландшафтные дизайнеры. Но какой бы они не выбрали свой дальнейший путь, главное, что в школе они учатся работать в команде, находить истину, видеть проблему и пути ее решения, планировать, формулировать мысли, находить любую информацию.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                Приложение 1

Диагностическая карта формирования УУД

УУД

Критерии

Балл

Регулятивные УУД

1

Определять   и формулировать

цель деятельности(понять свои интересы, увидеть проблему и задачу, выразить ее словесно) на уроках, внеурочной деятельности, на практике

Умеет самостоятельно поставить и сформулировать  задание, определять  его цель

2

Умеет при помощи  учителя  поставить и сформулировать  задание, определить цель. Иногда выполняет эти действия самостоятельно, но неуверенно.

1

 Не способен формулировать  словесно задание, определять  цель своей деятельности. Попытки единичные и неуверенные

0

2

Составить план действий по решению проблемы на уроках, внеурочной деятельности, практике

Умеет самостоятельно прогнозировать результат, составлять алгоритм деятельности при решении  проблем учебного, творческого и поискового  характера.

2

Умеет самостоятельно прогнозировать результат в основном учебных (по образцу) заданий, планировать алгоритм  его выполнения

1

Не умеет  самостоятельно прогнозировать результат даже учебных (по образцу) заданий, планировать алгоритм  его выполнения

0

3

Соотносит результат своей деятельности  с целью или образцом, предложенным учителем

В процессе выполнения  задания постоянно соотносит  промежуточные и конечные  результаты  своей деятельности  с целью или образцом, предложенным учителем.

2

Выполняет задания,  не соотнося  их с целью или образцом, предложенным учителем.

1

Самостоятельно не может найти ошибку в своей деятельности.

0

4

Самостоятельно осуществлять  действия по реализации  плана достижения цели, сверяясь с результатом.

Умеет самостоятельно корректировать  работу по ходу выполнения  задания

2

Умеет  корректировать  работу по ходу выполнения  задания при указании  ему на ошибки  извне (учителем, учеником)

1

Не умеет корректировать  работу по ходу выполнения  задания  при указании  ему на ошибки  извне (учителем, учеником)

0

5

Оценка результатов своей деятельности

Умеет самостоятельно  оценивать результат своей работы. Умеет оценивать результат действия  других учеников, выделяет критерии  оценки.

2

Умеет самостоятельно  оценивать результат своей работы по предложенным  учителем критериям  оценки. Не умеет оценивать действия других учеников.

1

Может с помощью учителя соотнести  свою работу с готовым результатом, оценка необъективна.

0

Итого: 10-9 баллов- высокий уровень, 8-5 баллов- средний,

4-0 баллов- низкий

Познавательные УУД

1

Самостоятельно предполагать информацию, которая нужна для обучения, отбирать источники информации среди предложенных

Самостоятельно осуществляет поиск и выделяет необходимую информацию. Применяет методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

2

Самостоятельно осуществляет  поиск и выделяет необходимую информацию при помощи учителя или одноклассников.

1

Затрудняется в поиске и выделении необходимой информации даже при оказании ему помощи.

0

2

Добывать новые знания из различных источников различными способами

Систематически самостоятельно применяет методы информационного поиска, добывает новые знания, в том числе с помощью компьютерных средств.

2

Эпизодично и, в основном, по заданию учителя применяет методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

1

Не умеет применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

0

3

Перерабатывать информацию из одной формы в другую, выбирать наиболее удобную форму. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ

Выбирает наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. Умеет представить результатыработы (исследования) в заданном формате, составить текст отчѐта и презентацию с использованием ИКТ.

2

Выбирает наиболее простые способы решения задач (действует по образцу). Не всегда умеет представить результаты работы (исследования) в заданном формате, составить презентацию с использованием ИКТ.

1

Затрудняется  перерабатывать информацию из одной формы в другую. Не может представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ

0

4

Перерабатывать информацию для получения нового результата. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты

Умеет выполнять логические действия абстрагирования, сравнения, нахождения общих закономерностей, анализа, синтеза; осуществлять эвристические действия; выбирать стратегию решения; строить и проверять элементарные гипотезы. Способен переработать информацию для получения результата

2

Частично владеет навыками исследовательской деятельности; самостоятельно план проверки предложенной учителем гипотезы; осуществляет наблюдения и эксперименты; умеет классифицировать и обобщать.

1

Не владеет навыками исследовательской деятельности.  Не способен переработать информацию для получения результата

0

5

Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде, планировать свою работу по изучению незнакомого материала

Определяет основную и второстепенную информацию. Умеет передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде.  Умеет хранить, защищать, передавать и обрабатывать информацию.

2

Не всегда  определяет основную и второстепенную информацию. Периодически может передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде.  

1

Неправильно определяет основную и второстепенную информацию. Не умеет передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде.

0

ИТОГО: 10-9 баллов  высокий уровень,

8-5 баллов  средний уровень, 0-4 балла низкий уровень.

Коммуникативные УУД

1

Доносить свою позицию

до других с помощью

монологической и

диалогической речи с учетом своих учебных и жизненных ситуаций

Умеет оформлять свои мысли в устной или письменной форме с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Критично относится к своему мнению. Осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной и письменной форме.

2

Умеет использовать речь для регуляции своего действия. Не всегда может донести свою позицию до других.

1

Не умеет оформлять свои мысли в устной или письменной форме с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

0

2.

Читать различную литературу, понимать прочитанное, владеть навыками смыслового чтения.

Структурирует знания. Понимает  цель чтения и осмысливает прочитанное. Умеет задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет.

2

Умеет читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, извлекать из текста информацию в соответствии с коммуникативной задачей.

1

Умеет читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг. Не умеет извлекать из текста информацию в соответствии с коммуникативной задачей.

0

3

Понимать возможность различных точек зрения на вопрос. Учитывать разные мнения и уметь обосновывать собственное.

Умеет учитывать разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве. Умеет договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Умеет контролировать действия партнера.

2

Умеет участвовать диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Умеет отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. Понимает и принимает факт, что у людей могут быть различные точки зрения, в том числе не совпадающие с его собственной.

1

Не умеет участвовать диалоге. Отстаивая свою точку зрения, не соблюдает правила речевого этикета. Не может аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. Не считается с другой точкой зрения на проблему.

0

4

Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то

сообща

Умеет адекватно использовать все коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой). Владеет диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного взаимодействия.

Умеет адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить сложные монологические высказывания, владеет диалогической речью, выполняя различные роли в группе, умеет сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Не умеет договариваться с людьми, работать в группе, не  владеет диалогической речью, не может выполнять различные роли в группе, не умеет сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

ИТОГО: 8-7 баллов  высокий уровень,

6-3 балла  средний уровень, 0-2 балла низкий уровень.

Личностные УУД

1

Самооценка.

Оценивать ситуации и  поступки (ценностные

установки)

Формирует самоуважение и эмоционально-положительное отношение к себе, видны готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать.

2

Проявляет интересы, инициативы и любознательность, учится с четкой организацией своей деятельности. Не всегда открыто выражает и отстаивает свою позицию. Не всегда адекватно себя оценивает.

1

В учении не проявляет интересы, инициативы и любознательность. Отмалчивается, не выражает и не отстаивает свою позицию. Не адекватно себя оценивает.

0

2.

Объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей

(личностная саморефлексия, способность ксаморазвитию,

мотивация к познанию, учѐбе)

Выполняет самостоятельные поступки и действия (в том числе руководящего плана), принимает ответственность за их результаты. Целеустремленно и настойчиво идет к достижению целей, готов к преодолению трудностей.

2

Проявляет самостоятельность, инициативу и ответственность как личность. Иногда не доходит до цели, боится преодоления трудностей.

1

Не проявляет или проявляет крайне редко самостоятельность, инициативу и ответственность как личность. Выполняет только самые простые задания, нацелен на неуспешность.

0

3

Самоопределяться в

жизненных ценностях

(на словах) и поступать в

соответствии с ними,

отвечая за свои поступки

(личностная позиция,

российская и

гражданская

идентичность)

Проявляет толерантность и  противодействует действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей. Осознает себя гражданином, имеет активную сформированную гражданскую позицию. Участвует в социальном проектировании.

2

Проявляет уважение к другим людям, самодостоинство.  Понимает и принимает возможность человека быть самим собой и принимать самостоятельные решения в самых разных социальных, профессиональных и личностных ситуациях. Осознает себя гражданином, имеет активную, но не до конца сформированную гражданскую позицию.

1

Не проявляет уважение к другим людям.  Не принимает возможность человека быть самим собой. Осознает себя гражданином, имеет пассивную, не сформированную гражданскую позицию.

0

ИТОГО: 6-5 баллов  высокий уровень,

4-3 баллов  средний уровень, 0-2 балла низкий уровень.

ИТОГИ  ФОРМИРОВАНИЯ     УУД (регулятивных, познавательных , коммуникативных, личностный)

34-31 баллов - высокий уровень;30-16 баллов  - средний уровень;  0-15 баллов - низкий уровень.

 Сведения верны.

Директор школы ____________ Н.Н. Свидовская

18.01.2023г.



Предварительный просмотр:

Опросник изучения познавательной активности обучающихся

Инструкция

Прочитайте приведенные ниже вопросы. Обведите в кружок букву варианта ответа, который наиболее Вам подходит. Будьте внимательны, не пропустите ни одного вопроса.

1. Тебе нравится выполнять

а) легкие учебные задания?   б) трудные?

2. Ты возражаешь, когда кто-либо подсказывает тебе ход выполнения трудного задания?

а) да;  б) нет.

3. По-твоему, перемены в школе должны быть длиннее?

а) да;  б) нет.

4. Ты когда-нибудь опаздывал на занятия?

а) да; б) нет.

5. Тебе хотелось бы, чтобы после объяснения нового материала учитель сразу вызвал тебя к доске для выполнения упражнения?

а) да; б) нет.

6. Тебе больше нравится выполнять учебное задание

а) одним способом?   б) искать разные способы решения?

7. Тебе хочется обычно учиться после болезни?

а) да; б) нет.

8. Тебе нравятся трудные контрольные работы?

а) да; б) нет.

9. Ты всегда ведешь себя таким образом, что у учителей не возникает повода сделать тебе замечание?

а) да; б) нет.

10. Ты предпочитаешь на уроке

а) самостоятельно выполнять задания?  б) слушать объяснения учителя?

11. Ты предпочел бы заниматься

а) несколькими небольшими заданиями? б) одним большим и трудным — весь урок?

12. У тебя возникают вопросы к учителю по ходу его объяснения учебного материала?

а) да; б) нет.

13. Если бы вообще не ставили отметок, по-твоему, дети в вашем классе учились бы хуже, чем теперь?

а) да; б) нет.

14. Было ли так, что ты пришел в школу, не выучив всех уроков?

а) да; б) нет.

15. Хотел бы ты, чтобы было меньше уроков в школе по основным предметам?

а) да; б) нет.

16. Тебе нравится выполнять трудное задание

а) вместе со всем классом?    б) одному?

17. Ты вспоминаешь дома во время занятия другим делом о том новом, что узнал на уроках?

а) да;  б) нет.

18. Ты считаешь, что учебники слишком толстые и их лучше сделать тоньше?

а) да;  б) нет.

19. Ты всегда выполняешь то, о чем просит тебя учитель?

а) да;  б) нет.

20. Заглядываешь ли ты иногда в толковые словари (фразеологический, этимологический или словарь иностранных слов), чтобы уточнить какой-то вопрос?

а) да;   б) нет.

21. Ты часто рассказываешь родителям или знакомым о том новом, интересном, что узнаешь на уроках?

а) да;  б) нет.

22. Некоторые ученики считают, что нужно ставить только самые хорошие оценки, а других отметок не ставить. Ты тоже так считаешь?

а) да;   б) нет.

23. Ты часто дополняешь ответы других учеников на уроке?

а) да;   б) нет.

24. Если ты начал читать какую-либо книгу, то обязательно дочитаешь ее до конца?

а) да;   б) нет.

25. Хотел бы ты, чтобы не задавали домашних заданий?

а) да;   б) нет.

26. Кажется ли тебе иногда, что надоедает узнавать все новое и новое на уроках?

а) да;   б) нет.

27. Тебе трудно было бы высидеть подряд несколько уроков по одному и тому же основному предмету (например, языку, математике, литературе)?

а) да;   б) нет.

28. Ты предпочел бы играть

а) в несложные, развлекательные игры?      б) в сложные игры, где нужно много думать?

29. Ты когда-нибудь пользовался подсказкой?

а) да;      б) нет.

30. Если ты сразу не находишь ответа при решении какой-либо задачи, то:

а) постоянно думаешь о ней в поисках ответа?

б) не тратишь много усилий на ее решение и начинаешь заниматься чем-то другим?

31. Ты считаешь, что нужно задавать

а) простые домашние задания?    б) сложные домашние задания?

32. Тебе надоело бы выполнять одно большое трудное задание два урока подряд?

а) да;    б) нет.

33. Хотел бы ты ходить в какой-нибудь учебный кружок?

а) да;    б) нет.

34. Ты завидуешь иногда тем ребятам, кто учится лучше тебя?

а) да;     б) нет.

35. Кажется ли тебе, что учителя иногда ошибаются, объясняя учебный материал на уроке?

а) да;    б) нет.

36. Хотел бы ты вместо учения заниматься одним спортом или какими-либо играми?

а) да;   б) нет.

37. Кажется ли тебе иногда, что ты мог бы что-то изобрести?

а) да;   б) нет.

38. Ты просматриваешь в школьных учебниках материал, который в школе еще не проходили?

а) да;   б) нет.

39. Радуешься ли ты своим успехам в школе?

а) да;   б) нет.

40. Ты ищешь ответы, на вопросы, возникающие на уроках не только в учебниках, но и в других книжках (например, научно-популярных)?

а) да;   б) нет.

41. Нравится ли тебе во время летних каникул читать или просматривать учебники следующего класса?

а) да;   б) нет.

42. Если бы ты сам ставил отметки за свои ответы, у тебя оценки были бы

а) лучше?   б) хуже?

43. Тебе доставляет больше удовольствия:

а) когда ты получаешь правильный ответ при решении задачи?    б) сам процесс решения задачи?

44. Ты всегда внимательно слушаешь все объяснения учителя на уроке?

а) да;   б) нет.

45. По-твоему, нужно ли спорить с учителем, если ты имеешь собственную точку зрения по тому или иному вопросу?

а) да;   б) нет.

46. Хотел бы ты иногда, чтобы незаконченный материал по языку или математике учитель продолжал объяснять на следующем уроке вместо физкультуры или какого-нибудь развлечения?

а) да;  б) нет.

47. Хотел бы ты:

а) лучше выполнить легкую контрольную работу и получить хорошую отметку?

б) услышать объяснения нового материала?

48. Тебе нравится, если тебя редко вызывают на уроках?

а) да;  б) нет.

49. Ты всегда подготовлен к началу занятий?

а) да;  б) нет.

50. Хотел бы ты, чтобы удлинились каникулы?

а) да;  б) нет.

51. Когда ты занимаешься на уроке интересным учебным заданием, трудно ли отвлечь тебя каким-нибудь другим интересным, но посторонним делом?

а) да;  б) нет.

52. Думаешь ли ты иногда на перемене о том новом, что

ты узнал на уроке?

а) да;  б) нет.

Опросник разработан психологом Пашневым Б.К.

Обработка результатов тестирования

Опросник состоит из двух групп вопросов:

• 42 вопроса, которые направлены на изучение познавательной активности;

• 10 вопросов, с помощью которых исследуется показатель неискренности или социальной желательности ответа.

Варианты индивидуальных ответов сравниваются с «ключом».

За каждое совпадение ответа с «ключом» насчитывается 1 балл.

Общая сумма полученных баллов сравнивается с имеющимися нормами для соответствующих возрастных групп.

 «Ключ»

Познавательная активность:

10а

11б

12а

13б

15б

16б

17а

18б

20а

21а

22б

23а

25б

26б

27б

28б

30а

31б

32б

33а

35а

36б

37а

38а,

40а

41а

42б

43б

45а

46а

47б

48б

50б

51а

52а

Шкала неискренности:

14б

19а

24а

29б

34б

39б

44а

49а

При совпадении 6 и более ответов с «ключом» «шкалы неискренности» результаты исследования считаются недействительными для возрастного диапазона учащихся 13-17 лет.

При совпадении 7 и более ответов с «ключом» «шкалы неискренности» результаты исследования считаются недействительными для возрастного диапазона учащихся 11-12 лет.

При совпадении 8 и более ответов с с ключом» «шкалы неискренности» результаты исследования считаются недействительными для возрастного диапазона учащихся 9-10 лет.

Интерпретация результатов:

35 – 42 - высокий уровень  20 – 34 – средний уровень      0 – 19 – низкий уровень

Уровни познавательной активности

Психолого-педагогические особенности учащихся

Низкий

уровень

Обучающийся пассивен, слабо реагирует на требования учителя, не проявляет желания к самостоятельной работе.

Данный уровень отличается неустойчивостью волевых усилий, отсутствием у обучающегося интереса к углублению знаний, отсутствием вопросов типа: «Почему?».

Средний

уровень

Обучающийся стремится к выявлению смысла изучаемого материала, стремится познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в большей степени в неизмененных условиях.

Характерный показатель:  относительная устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что обучающийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а принимает помощь или ищет пути решения.

Высокий

уровень

Характеризуется интересом и стремлением проникнуть в сущность явлений и их взаимосвязей, овладеть способами применения знаний в измененных условиях, возможно, найти для этой цели новый способ.

Характерная особенность – проявление высоких волевых качеств обучающегося, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы.



Предварительный просмотр:

Изучения познавательной активности учащихся по биологии

(по Г.Н. Казанцевой)

Раздел I 

Назови из всех изучаемых в школе предметов  которые тебе нравятся или не нравятся:

А. Любимый предмет __________________________________________________________

Б. Нелюбимый предмет ________________________________________________________

В. Как ты относишься  к проектно-исследовательской деятельности

Раздел II 

Подчеркни причины, характеризующие твое отношение к предмету биология.

Допиши недостающие.

Люблю предмет потому, что:

1. Данный предмет интересен

2. Нравится, как преподает учитель

3. Предмет нужно знать всем

4. Предмет нужен для будущей работы

5. Предмет легко усваивается

6. Предмет заставляет думать

7. Предмет считается выгодным

8. Требует наблюдательности, сообразительности

9. Предмет требует терпения

10. Предмет занимательный

11. Товарищи интересуются этим предметом

12. Интересны отдельные факты

13. Родители считают этот предмет важным

14: Хорошие отношения с учителем

15. Учитель часто хвалит

16. Учитель интересно объясняет

17. Получаю удовольствие при его изучении

18. Знания по предмету необходимы для поступления в институт

19. Предмет помогает развивать общую культуру

20. Предмет влияет на изменение знаний об окружающем мире

21. Просто интересно

Не люблю предмет потому что:

1. Данный предмет не интересен

2. Не нравится, как преподает учитель

3. Предмет не нужно знать всем

4. Предмет не нужен для будущей работы

5. Предмет трудно усваивается

6. Предмет не заставляет думать

7. Предмет не считается выгодным

8. Не требует наблюдательности, сообразительности

9. Предмет не требует терпения

10. Предмет не занимательный

11. Товарищи не интересуются этим предметом

12. Интересны только отдельные факты

13. Родители не считают этот предмет важным

14. Плохие отношения с учителем

15. Учитель редко хвалит

16. Учитель неинтересно объясняет

17. Не получаю удовольствия при его изучении
18. Знания по предмету не играют существенной роли при поступлении в институт

19. Предмет не способствует развитию общей культуры

20. Предмет не влияет на изменение знаний об окружающем мире

21. Просто неинтересно

Раздел III 

Почему ты вообще учишься? Подчеркни наиболее соответствующий этому вопросу ответ или допиши недостающий.

1. Это мой долг.

2. Хочу стать грамотным.

3. Хочу быть полезным гражданином.

4. Не хочу подводить свой класс.

5. Хочу быть умным и эрудированным.

6. Хочу добиться полных и глубоких знаний.

7. Хочу научиться самостоятельно работать.

8. Все учатся и я тоже.

9. Родители заставляют.

10. Нравится получать хорошие оценки.

11. Чтоб похвалил учитель.

12. Чтобы товарищи со мной дружили.

13. Для расширения умственного кругозора.

14.  Хочу учиться.

Изучение отношения к учебному предмету .Обработка результатов.

Первый раздел составлен с целью выявления предпочтения к  учебному предмету биология и  способности учащихся к проектно-исследовательской деятельности, второй — причин предпочтительного отношения к предмету, третий – для выяснения того, почему ученик вообще учится, какие мотивы  и уровень преобладают (мировоззренческие, общественные, практически значимые, личностные и др.), на основе чего делается соответствующий вывод,  познавательной активности учащихся по биологии,  лежащей в основе положительного или отрицательного отношения к  предмету и к учению в целом.



Предварительный просмотр:

Основные этапы проведения научного исследования и проектных работ (А. В. Леонтович)

Проект  

Научное исследование

Выбор сферы деятельности, доказательство актуальности планируемых работ

Формулировка замысла проекта: описание продукта проектной работы и его соответствие условиям будущего использования

Осознание проблемы, существующей в данной научной сфере.

Формулировка гипотезы, направленной на разрешение данной проблемы

                                                        Формулировка целей

Направлены на выполнение замысла проекта

Направлены на решение научной проблемы

                                                            Постановка  задач

Нацелены на получение конкретного продукта проектных работ

Нацелены на разностороннее научное исследование объекта изучения

                                                             Выбор методов

Выбор методов обработки изделия.

Выбор основных и вспомогательн. материалов. Выбор инструментов, приспособлений и оборудования.

Выбор общенаучных методов исследовательской деятельности.

Выбор специфических методов исследовательской деятельности.

Проведение проектных или исследовательских работ

Реализация проектных работ в соответствии с замыслом, целями и задачами, с использованием выбранных материалов и инструментов.  

Получение конкретного продукта проектной деятельности.

Проведение научного исследования, направленного на решение существующей научной проблемы. Экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы, достижение поставленных целей исследования. Решение задач, конкретизирующих цели исследования.

Оценка  свойств разработанного продукта.  Разработка рекомендаций к использованию полученного продукта

Анализ, обработка результатов научного исследования. Оформление результатов исследования.

Проверка возможности использования изделия в конкретных условиях.

Обсуждение полученных результатов исследования с компетентными лицами.

Практическое использование полученного продукта.

Прогноз дальнейшего развития научных исследований.



Предварительный просмотр:

Памятка (А.В.Леонтович) для учащихся

1. Начинать свое выступление следует со стандартной фразы:

«Здравствуйте! Меня зовут … (Фамилия имя), я ученик … класса. Тема моей работы ….»

 2. Далее следует упомянуть о проблеме и цели работы (из проблемы, существующей в окружающем мире, формулируется цель вашей работы как один из путей решения проблемы), о решенных задачах (изучить литературу, проанализировать полученные данные, составить сравнительную таблицу, разработать модель и т.д.) и актуальности для автора (чем лично для вас интересна эта работа, почему вы выбрали именно эту тему) 

3. При подготовке к защите работы помните, что Ваше сообщение должно отвечать на вопросы:
- На какие части делится ваша работа (что вы сделали сначала, что потом)? 
- Что вам стало известно из источников по теме Вашего исследования (очень коротко основные понятия)?
- Где и как проводились ваши исследования? Каков продукт проекта?
- Какие результаты (в цифрах) получены? (если они есть)
- Как вы собираетесь знакомить окружающих с выводами вашей работы?
- Какие выводы были сделаны вами по результатам своей работы?

Ответить на данные вопросы необходимо при защите любой исследовательской или проектной работы.

4. При подготовке выступления следует учесть, что выступление должно быть устным, т.е. не надо читать по бумаге, а нужно рассказывать. Поэтому необходимо подготовить конспект (план) выступления. В качестве такового можно использовать тезисы Вашей работы с подчеркнутыми в них основными мыслями. Заглядывать в план можно.

 5. Все наглядно-иллюстративные материалы (диаграммы, графики, схемы, таблицы и т.п.), используемые Вами при выступлении должны быть легко читаемы сидящими в аудитории и понятными без дополнительных объяснений. Во время выступления наглядно-иллюстративный материал должен использоваться. Если речь идет о цифрах, показанных в таблице, или проиллюстрированных графиком, то нужно обращаться к соответствующей таблице или графику.

6. При демонстрации наглядно-иллюстративного материала следует использовать указку, карандаш, ручку, но никак не палец. При этом нужно повернуться к слушателям лицом, а не спиной. Во время выступления смотрите на своих слушателей, лишь по необходимости заглядывая в конспект выступления.

7. Чтобы преодолеть неуверенность, полезно найти (глазами) в зале кого-то внимательно слушающего и доброжелательно смотрящего на Вас (таковым может быть Ваш учитель или одноклассник). Чаще смотрите на него (или на нее) во время выступления.

8. Старайтесь уложиться в регламент (6-8 минут на сообщение). Для этого полезно потренироваться заранее, используя часы и убирая из сообщения лишнее. Сокращать выступление можно, убирая из него все то, что не соответствует плану, предложенному в п.1-3.

9. Не бойтесь вопросов, так как обычно вопросы (как из зала, так и от жюри) задаются для того, чтобы лучше понять суть Вашей работы. Кроме того, наличие вопросов говорит о том, что сказанное Вами заинтересовало слушателей. Отвечая на вопросы, Вы можете показать свой уровень владения материалом. Не упускайте такую возможность!

10. Проконсультировавшись с экспертами (членами жюри), Вы узнаете о сильных и слабых сторонах своей работы. Постарайтесь, в дальнейшем, учитывая рекомендации экспертов, показать достоинства своей работы и, по возможности, не выставлять ее недостатков. Посерьезнее отнеситесь к советам экспертов.

11. Выступая, помните, что Вы имеете по крайней мер два преимущества. Во-первых, Вы рассказываете об интересующих Вас исследованиях или экспериментах тем, кому это так же весьма интересно. А во-вторых, Вы лучше всех владеете данным материалом, т.к. никто кроме Вас (не считая руководителя и соавторов) эту работу не выполнял.

12. Свое выступление надо рассматривать как обмен опытом работы по интересующей вас тематике. Не надо волноваться. Успокойтесь, глубоко несколько раз вдохните и выдохните через нос. Вы обязательно успешно защитите свою работу! Удачи! Победы!