Эссе "Роль современного педагога в воспитании детей и молодёжи"

Ситникова Вера  Афанасьевна

2023 год Указом Президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника. Роль педагога в прогрессивном развитии современного общества значительна прежде всего потому, что он воспитывает молодёжь, формирует поколение, которое продолжит дело старших, но уже на более высоком уровне развития общества. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль современного педагога в воспитании детей и молодёжи

              Всё начинается со школы, а в школе все начинается с учителя. Эта истина оставалась неизменной во все времена. И 21 век не исключение. Какие бы современные технологии и методики преподавания ни апробировали, какие бы порталы   дистанционного образования ни совершенствовали, какое бы оборудование ни привозили в класс – интерактивную доску, или компьютер, - главным, вечным и неизменным в школе остается УЧИТЕЛЬ… 

2023 год Указом Президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника. Роль педагога в прогрессивном развитии современного общества значительна прежде всего потому, что он воспитывает молодёжь, формирует поколение, которое продолжит дело старших, но уже на более высоком уровне развития общества. Поэтому в какой-то мере можно сказать, что педагог формирует будущее общества, будущее его науки и культуры. Не удивительно, что во все времена выдающиеся деятели просвещения высоко ценили роль учителя в жизни общества. Должность учителя превосходна, как никакая другая, «выше которой ничего не может быть под солнцем», - писал великий педагог Я.А. Коменский (1592-1670).     Значимость роли учителя в прогрессивном развитии общества определил русский педагог К.Д. Ушинский (1823-1870): «Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра и сознаёт, что его дело, скромное по наружности, - одно из величайших дел истории, что на этом зиждутся царства и им живут целые поколения».

                 Каким же должен быть современный учитель, чтобы   его деятельность способствовала успешному воспитанию подрастающего поколения?

             Современный учитель - это творческая, независимая, разносторонняя, культурная, нравственно и духовно развитая личность. Мне кажется, два главных условия успешного воспитания должны оставаться в приоритете, несмотря на постоянно изменяющиеся требования к этому процессу. Это любовь к своей профессии и высокий уровень владения своим предметом, с одной стороны, и, если не любовь (а именно она делает личность учителя уникальной), то понимание каждого ученика и уважение к его личности.   А для этого, конечно же, учитель обязательно должен знать детскую психологию, понимать душу ребёнка и уметь задавать себе вопросы: «А всегда ли я прав?».

                Успешная роль педагога в процессе воспитания зависит и от того, насколько он способен идти в ногу со временем: использовать в своей работе инновации, различные методики и технологии, которые способствуют постоянному саморазвитию учащихся, стремлению к исследовательской деятельности, решению задач будущего. Всем манерам учителя должна быть присуща одна общая черта – это соблюдение педагогического такта, который включает в себя повышенную чуткость к окружающим и умение найти такую форму общения с другой личностью, которая позволяла бы ему сохранить личное достоинство. Личностные качества в учительской профессии неотделимы от профессиональных. Со временем все выше становится уровень требований, предъявляемый учителю. Сегодня мы действительно должны знать и уметь многое, иначе будем неинтересны своим ученикам. Современный учитель должен быть не только источником знаний, но и активным участником учебного процесса. Вовлечь каждого ребёнка в процесс обучения, суметь выслушать его, сделать его своим, посмотреть глазами ученика на волнующую его проблему – вот главная задача учителя.

                  Задача педагога заключается ещё и в том, чтобы направить воспитательный процесс в сторону “восхождения” ребенка к человеческой культуре, способствовать самостоятельному освоению опыта и культуры, выработанных человечеством за многие тысячелетия. Если воспитание - постоянное восхождение к культуре и повседневное воссоздание культуры во всех жизненных актах, то назначением воспитания является формирование личности, которая бы приобрела в процессе развития способность самостоятельно строить свой вариант жизни, достойный Человека.

                На мой взгляд, современный учитель должен создавать вокруг себя такое пространство, которое удобно и ему, и детям. Для этого необходимо тесное сотрудничество с родителями, с коллегами и учениками и всеми заинтересованными в процессе воспитания и образования людьми. Только совместными усилиями можно создать будущее, и только тогда оно станет новым, когда все мы посмотрим на окружающее нас «обновленным взглядом». При этом каждый из нас должен помнить, что в основе воспитания молодого поколения незыблемыми остаются представления об общечеловеческих ценностях. Педагог учит детей регулировать своё поведение в соответствии с этими ценностями, жить по принципам доброты и милосердия, терпимости, уважения и гуманности по отношению к другим.