Моя педагогическая философия

Витулевич Светлана Владимировна

В далёкие времена по улицам Древней Спарты взрослые по утрам вели за руку в школы маленьких спартанцев. Каждый из этих людей затем терпеливо дожидался окончания занятий и отводил сына своего состоятельного хозяина домой. Этих людей называли педагогами (от греческого «пайс» - ребёнок, «агоген» - вести). За много веков  изменилось содержание понятия  «педагог», но суть  осталась прежней – вести за собой.

Любому человеку, оказавшемуся в дремучем лесу, в бескрайней пустыне, в бушующем море, всегда понадобится компас, если он хочет выбрать правильную дорогу и не сбиться с пути.  Это особенно важно, если человек  ведет  по сложному пути других, и ещё важнее, если эти другие – дети.

Я педагог, значит,  веду за собой.  Знаю ли я, кого веду,  куда надо идти, какую дорогу выбрать, а главное – пойдут ли за мной дети. Попробую ответить  на эти вопросы…

Класс наполняется пятиклашками, шумными, подвижными, доверчивыми, открытыми. Это «страна Детства». В жителях этой страны ещё жива детская любознательность. Они ещё умеют задавать вопросы. Для них всё еще самый главный человек на уроке – учитель, но они уже оценивающе поглядывают друг на друга.  Где должен быть педагог? Впереди, освещая путь детям. Его задача - сохранить познавательный интерес и  способность задавать вопросы, учиться вместе искать ответы, помочь самоутвердиться в коллективе, а значит, чаще групповая работа, коллективные творческие дела, экскурсии, походы…

 Звенит звонок…

- Здравствуйте, садитесь, пожалуйста. Тема нашего урока «Формулы». Это новое для вас слово?  Слышали ли вы  его раньше?  Вспомним всё, что на ваш взгляд связано с этим словом.  А как бы вы определили,  что такое формула?

 Всё чаще вспыхивают радостными огоньками глаза, всё выше вверх  взлетают руки. Поняли –  бояться не надо, любая мысль приветствуется. И вдруг – чёткое научное определение. Это Оксана (учебник открыт) не приняла условия игры. Урок идёт своим чередом.  Жаль, Оксана, сегодня ты упустила возможность сделать своё собственное маленькое открытие. Тебе ещё предстоит понять,  что  совершать свои  открытия  гораздо интереснее, чем заучивать чужие. Звенит звонок…

Шумные пятиклассники, подхватив свои портфели, исчезли. У них на перемену намечено очень много дел, а в кабинет подтягивается 8 класс. Это «страна Подростков».  «Она наполнена особенностями, чудесами и странностями. Границы её нечёткие, извилистые и расплывчатые. Нередко жители её сами не знают, когда и где переступили её границы. Ещё меньше замечают они, когда и как уходят они из этой  хаотической страны. Климат этой страны капризный и прихотливый, то тропический зной, то ледяной холод, и времена года не всегда сменяются последовательно.  И жители этой страны также непоследовательны – то очень весёлые и шумные, то вдруг молчаливые и угрюмые; то смелые герои, то вдруг боязливые и беспомощные;  иногда сомневающиеся и не верящие в себя; очень часто слишком самоуверенные и спесивые;  то очень скромные и замкнутые, то невыдержанные и нахальные», - так образно описал эту страну венгерский психолог Г.Элемер. Главное для подростка поиск себя в себе, познание себя. Подросток уже не ребёнок, он хочет, чтобы его считали взрослым. Он стремится к взрослости, требуя признания его прав на взрослость.

 Ну что ж, «ведущий за собой»,  пришло время быть не впереди, а рядом со своими учениками. Пришло время ставить другие задачи.  Во-первых, надо помочь ребёнку правильно организовать процесс самопознания и выстроить программу саморазвития: Витя, Маша,…всмотрись в себя: кто ты, какой ты, чего ты хочешь? Ты хочешь тепла, признания, уважения  и любви окружающих? Знай: любят – таких-то; уважают за то-то и то-то; счастливы те-то и те-то. Это ты можешь!                      

Это тебе по силам! За дело! Во-вторых, необходимо создать условия для саморазвития, самоактуализации  внутренних движущих сил, способностей и талантов ребёнка.

Звенит звонок… 

- Здравствуйте, садитесь, пожалуйста. Закройте глаза, расслабьтесь. Тема нашего урока «Электрический ток». Что представляете вы, когда звучат эти слова?  Электрический утюг? Компьютер? Электрическая лампочка? Розетка? Как же без неё! Можно ли через эти предметы дать определение электрическому току. Не получается. А если я подскажу, что слово «ток» сокращение от слова «поток». Нет идей? Что значит «поток»? Нужен толковый словарь? На физике? А почему бы и нет?! Открываем, находим, читаем, приводим примеры. Ура! Заработало! Увлеклись, забыли о своей напускной взрослости. Снова блестят глаза, снова взлетают вверх руки… Ток живёт в проводах. Какие частицы могут создавать ток в металлическом проводнике? А в воде? Какие условия должны выполняться,  чтобы создать поток? Надо пометить в  тетради, чтоб не забылось. Гипотеза – Доказательство – Вывод. Гипотеза – Доказательство – Вывод.

Закройте глаза. Какая картинка возникает у вас при словах «электрический ток» теперь? Нарисуйте её в тетрадь. Прохожу по рядам. Мы вместе совершили маленькое открытие.  Но ведь ток служит людям давно! И над этой проблемой работали многие ученые! А перед нами плод их работы – умный учебник. Вдруг в нем все по-другому? Зашелестели страницы. Всё правильно. Хорошо поработали, пора и отдохнуть. Звенит звонок…

Уставшие, но довольные своими открытиями восьмиклассники вылетают из класса, сбивая с ног солидных   десятиклассников, важно шествующих на урок алгебры.

 И снова другой мир, другая страна - «страна Юности». Юность – пора выбора своего места в жизни, время романтики, дружбы и первой любви. Когда-то давно, будучи жителем этой страны, я прочитала стихотворение, написанное  старшеклассником, и была поражена - настолько оно отражало моё состояние:

В нас столько всякого напихано,

О нас такое понаписано,

В нас столько всякого наносного,

В нас столько всякого ненужного,

В нас столько всякого наружного,

В нас столько всякого нарочного.

А люди ходят и не верят нам….

Они большие и сухие,

Они гуляют, как по берегу,

Вокруг бушующей стихии.

В нас все неведомо и утренне,

И всё уносит и приносит…. 

Весной бывают реки мутными,

Чтоб стать прозрачными под осень.

 

«А люди ходят и не верят нам»… Как хотелось тогда, чтобы в нас верили, нам доверяли. Как хочется этого сегодняшним жителям «страны Юности».

Вот теперь, педагог, ты можешь дать отдых своим усталым ногам. Твои ученики уже почувствовали свои силы и самостоятельно выбирают путь. Поверь им!  Но не расслабляйся, будь бдительным. Им, таким сильным и самостоятельным,  как никогда нужна твоя способность понять и принять их непохожесть, твоя вера в их силы, твоя житейская мудрость, добрый совет.  

   Звенит звонок…

 - Здравствуйте, пожалуйста, присаживайтесь. На прошлом уроке мы закончили  повторение темы «Действительные числа» и получили первичные результаты репродуктивной деятельности: восприняли, осмыслили, запомнили. Пора творить. На доске задача. Прошу.

  Возникает пауза.

 -Мы такого не решали. 

 -Думайте, - подбадриваю я,- любое мнение имеет место, если вы можете его обосновать. И помните: во-первых,  вы знаете по этой теме  все, что знаю я. Во-вторых, не я определяю путь решения задачи, он следует из ваших возможностей, опирающихся на теоретические знания.

Снова  пауза. Головы склонены над тетрадями. И вот первая ласточка!

               - Посмотрите, так будет правильно?

               - Молодец, Артем, хорошая идея. Ею можно поделиться, иди к доске.

                Таня внимательно смотрит на записи, сделанные Артёмом.  

                -А у меня не так.

                -Не так -  это не значит, что неправильно. Прошу к доске.

                 И вскоре на доске возникает четыре разных способа решения данной задачи. Сравниваем, выбираем наиболее рациональный. Записываю следующее задание. И снова несколько способов. Работают самостоятельно, всех захватил дух соревнования, и я им пока не нужна.

                 Встав у окна,  оглядываю класс и вижу растерянное лицо. Что-то не получается у Алексея, требуется помощь. Присаживаюсь рядом. Работаем вместе. Скоро звонок с урока.

                 -Внимание, предлагаю для домашнего задания 10 номеров. Возмущаются –       зачем так много. Объясняю: не надо делать всё подряд, сделайте любых пять на выбор. Успокоились.  Они ещё не знают, что  выбор -  трудное дело. Не только в математике, но и в жизни. Звенит звонок…

                Дрожит стрелка моего компаса. То направляет к опыту В.Ф.Шаталова, то показывает путь в личностно-ориентированную педагогику,то заставляет рефлексировать.

                  И так каждый год, каждый день, шесть уроков подряд…

Из одного предмета в другой, из одной  «страны» в другую…

Жду: вот будет свободная минутка. Пойму «секреты», скажу о них системой. А пока все в пути и в пути. Но я счастлива, что живу среди ребят, вместе с ними и для них.