Обзор ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ программных ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ средств ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ управления ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ ㅤ проектами ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ в ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ сфере ‏ㅤ ‏ㅤ ‏ㅤ образования

Габитова Альбина Ринатовна

Обзор программных средств управления

проектами в сфере образования

Габитова А.Р. – учитель математики и информатики

Аннотация: Статья посвящена обзору программных средств управления проектами в сфере образования. Учитывая, что  сфера образования малобюджетная,  следовательно,  в настоящее время и в будущем стоит выбирать программные средства управления проектами из числа бесплатных и облачных решений.

Ключевые слова: программные средства управления проектами, Microsoft Project, Oracle Primavera, проектная деятельность.

Abstract: This paper provides an overview of project management software in education. Given that the low-budget sphere of education, therefore, now and in the future is to choose the software project management of the number of free and cloud solutions.

Keywords: project management software, Microsoft Project, Oracle Primavera, project activity.

Роль и место проектной деятельности в сфере образования в значительной мере определяются типологией соответствующих образовательных и научных инноваций. Управление разработкой и внедрением образовательных инноваций в реальную педагогическую практику  предполагает применение технологий проектного  управления в образовательном и воспитательном процессах,  а также в их организации и проведении.  Научные инновации воплощают в продуктах и услугах новые научные знания, полученные в ходе реализации научных проектов, являющихся основной формой организации научной деятельности образовательных учреждений.

Допустимо утверждать, что проектная деятельность является дополнительным элементом системы управления учебными заведениями разного уровня образования. Управляя проектами в сфере образования, важно понимать их масштаб. На рисунке 1 представлен типовой состав системы управления проектами образовательного учреждения. Выбор инструментальных средств управления проектами в сфере образования должен осуществляться с учетом возможности оказания полноценной информационной поддержки, обеспечивающей выполнение определенного набора функций.

В процессе управления образовательными и научными проектами на их различных этапах могут потребоваться разные типы программного обеспечения (ПО) при осуществлении тех или иных управленческих функций (рис. 2). Отраслевые и ресурсные особенности проектов определяют типы решений и список критериев для выбора наиболее подходящего ПО.

Учитывая вышесказанное, определимся с классификацией программного обеспечения управления проектами:

 

Рисунок 1 – Типовой состав системы управления проектами образовательного учреждения

 

  1. по стоимости:
    • дорогое (более 1000$);
    • недорогое (менее 1000$);
    • бесплатное;
  2. по количеству поддерживаемых функций:
  • непрофессиональное (настольное);
  • профессиональное.
  1. по уровню специализации:
  • универсальное;
  • специализированное.

Выявляя лидеров среди информационных систем управления проектами (ИСУП) в сегменте крупных универсальных решений (hi-end) (Primavera Enterprise Project Portfolio Management - EPPM), воспользуемся результатами исследований Gartner Group [1].

 

Рисунок 2 – Типовой состав системы управления проектами образовательного учреждения

 

 

В настоящее время неоспоримыми преимуществами обладают MS Project, HP PPM и Oracle Primavera (рис. 3), функционал которых сформирован на основе процессов описанных в методологии проектного управления и соответствует требованиям оптимальности. Последнее значительное перераспределение ведущих позиций в нишевой группе лидеров ( Leaders) квадрата Gartner связано с покупкой компанией Oracle  в 2008 г. Primavera Systems и появлением в 2010 г. появлением MS Project 2010.

 

Рисунок 3 – Квадрата Gartner для решений уровня EPPM

Для выполнения сравнительного анализа указанных решений уровня EPPM с учетом возможности их использования при управлении проектами в сфере образования воспользуемся аналитическими отчетами Gartner и рекомендациями В. Богданова по их сравнительному анализу на основе бальных оценок трех сильных сторон и трех ограничений (-2, -1, 0, 1, 2). Сведем результаты сравнения в таблицу 1 [3].

Дополним анализ итогами еще одного исследования Gartner, определяющего рейтинг Market Scope

по новой схеме легких, средних и тяжелых решений по схеме "срок/деньги/результат" [4].

 

Таблица 1 – Сравнительный анализ ведущих EPPM-систем

 

MS Project Server

HP PPM

Oracle Primavera

Сильные стороны

Единое информационное пространство с другими решениями компании на основе единой платформы

+2

 

 

Возможности управления проектами и портфелями проектов в рамках одного решения

+2

+2

+2

Наличие решений компании, интеграция с которыми добавляет преимущества в предметных областях

 

+1

 

Зрелость решения и его многолетнее присутствие в сегменте рынка EPPM

 

+1

+1

Зрелость и финансовая стабильность компании-производителя

+1

 

+1

Ограничения

Отсутствие собственных сервисов облачных систем управления проектами (SaaS)

-1

-1

-1

Отсутствие инструментов бюджетного проектирования

-2

 

 

Отсутствие преднастроенной аналитики

-2

 

 

Избыточные требования к формализации процессов

 

 

-2

Требования к высокому уровню культуры управления проектами

 

 

-2

Поддержка только Oracle в качестве БД

 

-2

 

Продвижение только среди собственных клиентов

 

-2

-1

Итоговый рейтинг

Суммарная бальная оценка

0

-1

-1

 

В соответствии с этим критерием HP PPM и Oracle Primavera отнесены к средним решениям (группа «Позитивные», Positive), а решение Microsoft Project признано легким решением (группа «Перспективные», Promising). Бюджетность решения при широком функционале и уверенном положении в сегменте мирового рынка EPPM делают Microsoft Project предпочтительным в качестве программного решения управления проектами в сфере образования.

Согласно результатам исследований российского рынка PPM-систем, проведенного Российской ассоциацией управления проектами «Совнет», лидерами российского сегмента рынка ИСУП являются уже упоминаемые Microsoft Project и Oracle Primavera, Open Plan, первая российская ИСУП Spider Project (Spider Technologies Group) и другие российские программы, такие как Project Expert (Про-Инвест-ИТ) и решения 1С:PM Управление проектами ПРОФ, 1С: Управление проектной организацией и 1С: Управление проектным офисом [5].

Оценить занимаемые доли российского рынка EPPM условно можно согласно статистике реализованных проектов по внедрению от Центра обработки данных Advaser (рис. 4)[6].

Присутствие сервисов облачных систем управления проектами (SaaS), такие как, Zilicus PM, Zoho Projects, Podio, Planbox, Basecamp, на российском рынке EPPM-систем характеризует тенденцию ускоренной интеграции облачных технологий в портфели ИТ. [8].

Представленная на диаграмме выше, также облачная, но изначально разработанная для российских компаний Адванта (Advanta Group) представляет полный набор инструментов для организации проектной деятельности, позволяющий создавать множество отраслевых и функциональных решений, уже готовых к использованию.

 

Рисунок 4 – Системы EPPM по количеству внедрений

Также в упомянутом отчете Gartner и для Microsoft, и для Oracle были рассмотрены прогнозы и сценарии выхода на рынок облачных EPPM-систем. Опасность для них в том, что другие облачные игроки, разрабатывая отраслевые специализированные решения, могут выставить барьер к вхождению. К тому же для продвижения облачных решений придется отказаться от необлачных, что уже сейчас проще для Oracle, так как его «толстый клиент» реализован как Web-сервис, но неприемлемо в полной мере для Microsoft. Gartner считает, что рост облачных систем в России будет примерно 22-23% в год, притом, что мировой рынок будет расти только на 16% в год. Ожидаемый рост облачных ИСУП в России будет порядка 50% в год [2].

Учитывая образовательную сферу как малобюджетную, нужно упомянуть в этом контексте и Open Source-решения, которые обладают меньшей функциональностью, но все равно достаточной при управлении как образовательными, так и научными проектами. Следовательно, необходимо внедрение бесплатных облачных систем управления проектами, которые позволяют управлять проектами  в любом уровне как во внутришкольном, так и в межрегиональном, которые, в свою очередь, имеют наличие доступа с любой точки мира и с любого устройства, имеющего доступ в интернет.

Список используемых источников:

1.URL: http://www.gartner.com/technology/home.jsp

2.URL: http://www.bogdanov-associates.com/

3.URL:http://www.gartner.com/technology/research/methodologies/research_markets.jsp

4.URL: http://www.sovnet.ru/

5.URL: http://www.tadviser.ru/index.php/Карта_информатизации_бизнеса

6. URL: https://www.gartner.com/doc/1622414

7.URL:http://www.tadviser.ru/index.php?title=Системы_управления_проектами&cache=no&ptype=system#ttop

8.URL: http://www.microsoftproject.ru/articles.phtml?aid=380

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_obzor_po_upravleniya_proektami1.docx231.35 КБ

Предварительный просмотр:

Обзор ‏  ‏ программных ‏  ‏ средств ‏  ‏ управления ‏  ‏

 проектами ‏  ‏ в ‏  ‏ сфере ‏  ‏ образования

Габитова А.Р. – учитель математики и информатики

Аннотация: Статья посвящена обзору программных средств управления проектами в сфере образования. Учитывая, что  сфера образования малобюджетная,  следовательно,  в настоящее время и в будущем стоит выбирать программные средства управления проектами из числа бесплатных и облачных решений.

Ключевые слова: программные средства управления проектами, Microsoft Project, Oracle Primavera, проектная деятельность.

Abstract: This paper provides an overview of project management software in education. Given that the low-budget sphere of education, therefore, now and in the future is to choose the software project management of the number of free and cloud solutions.

Keywords: project management software, Microsoft Project, Oracle Primavera, project activity.

Роль и место проектной деятельности в сфере образования в значительной мере определяются типологией соответствующих образовательных и научных инноваций. Управление разработкой и внедрением образовательных инноваций в реальную педагогическую практику  предполагает применение технологий проектного  управления в образовательном и воспитательном процессах,  а также в их организации и проведении.  Научные инновации воплощают в продуктах и услугах новые научные знания, полученные в ходе реализации научных проектов, являющихся основной формой организации научной деятельности образовательных учреждений.

Допустимо утверждать, что проектная деятельность является дополнительным элементом системы управления учебными заведениями разного уровня образования. Управляя проектами в сфере образования, важно понимать их масштаб. На рисунке 1 представлен типовой состав системы управления проектами образовательного учреждения. Выбор инструментальных средств управления проектами в сфере образования должен осуществляться с учетом возможности оказания полноценной информационной поддержки, обеспечивающей выполнение определенного набора функций.

В процессе управления образовательными и научными проектами на их различных этапах могут потребоваться разные типы программного обеспечения (ПО) при осуществлении тех или иных управленческих функций (рис. 2). Отраслевые и ресурсные особенности проектов определяют типы решений и список критериев для выбора наиболее подходящего ПО.

Учитывая вышесказанное, определимся с классификацией программного обеспечения управления проектами:

Рисунок1.png

Рисунок 1 – Типовой состав системы управления проектами образовательного учреждения

  1. по стоимости:
  • дорогое (более 1000$);
  • недорогое (менее 1000$);
  • бесплатное;
  1. по количеству поддерживаемых функций:
  • непрофессиональное (настольное);
  • профессиональное.
  1. по уровню специализации:
  • универсальное;
  • специализированное.

Выявляя лидеров среди информационных систем управления проектами (ИСУП) в сегменте крупных универсальных решений (hi-end) (Primavera Enterprise Project Portfolio Management - EPPM), воспользуемся результатами исследований Gartner Group [1].

Рисунок 2 – Типовой состав системы управления проектами образовательного учреждения

В настоящее время неоспоримыми преимуществами обладают MS Project, HP PPM и Oracle Primavera (рис. 3), функционал которых сформирован на основе процессов описанных в методологии проектного управления и соответствует требованиям оптимальности. Последнее значительное перераспределение ведущих позиций в нишевой группе лидеров ( Leaders) квадрата Gartner связано с покупкой компанией Oracle  в 2008 г. Primavera Systems и появлением в 2010 г. появлением MS Project 2010.

Управление проектами в MS Project и Primavera - Сравнение продуктов для управления проектами. Gartner 2010.

Рисунок 3 – Квадрата Gartner для решений уровня EPPM

Для выполнения сравнительного анализа указанных решений уровня EPPM с учетом возможности их использования при управлении проектами в сфере образования воспользуемся аналитическими отчетами Gartner и рекомендациями В. Богданова по их сравнительному анализу на основе бальных оценок трех сильных сторон и трех ограничений (-2, -1, 0, 1, 2). Сведем результаты сравнения в таблицу 1 [3].

Дополним анализ итогами еще одного исследования Gartner, определяющего рейтинг Market Scope

по новой схеме легких, средних и тяжелых решений по схеме "срок/деньги/результат" [4].

Таблица 1 – Сравнительный анализ ведущих EPPM-систем

MS Project Server

HP PPM

Oracle Primavera

Сильные стороны

Единое информационное пространство с другими решениями компании на основе единой платформы

+2

Возможности управления проектами и портфелями проектов в рамках одного решения

+2

+2

+2

Наличие решений компании, интеграция с которыми добавляет преимущества в предметных областях

+1

Зрелость решения и его многолетнее присутствие в сегменте рынка EPPM

+1

+1

Зрелость и финансовая стабильность компании-производителя

+1

+1

Ограничения

Отсутствие собственных сервисов облачных систем управления проектами (SaaS)

-1

-1

-1

Отсутствие инструментов бюджетного проектирования

-2

Отсутствие преднастроенной аналитики

-2

Избыточные требования к формализации процессов

-2

Требования к высокому уровню культуры управления проектами

-2

Поддержка только Oracle в качестве БД

-2

Продвижение только среди собственных клиентов

-2

-1

Итоговый рейтинг

Суммарная бальная оценка

0

-1

-1

В соответствии с этим критерием HP PPM и Oracle Primavera отнесены к средним решениям (группа «Позитивные», Positive), а решение Microsoft Project признано легким решением (группа «Перспективные», Promising). Бюджетность решения при широком функционале и уверенном положении в сегменте мирового рынка EPPM делают Microsoft Project предпочтительным в качестве программного решения управления проектами в сфере образования.

Согласно результатам исследований российского рынка PPM-систем, проведенного Российской ассоциацией управления проектами «Совнет», лидерами российского сегмента рынка ИСУП являются уже упоминаемые Microsoft Project и Oracle Primavera, Open Plan, первая российская ИСУП Spider Project (Spider Technologies Group) и другие российские программы, такие как Project Expert (Про-Инвест-ИТ) и решения 1С:PM Управление проектами ПРОФ, 1С: Управление проектной организацией и 1С: Управление проектным офисом [5].

Оценить занимаемые доли российского рынка EPPM условно можно согласно статистике реализованных проектов по внедрению от Центра обработки данных Advaser (рис. 4)[6].

Присутствие сервисов облачных систем управления проектами (SaaS), такие как, Zilicus PM, Zoho Projects, Podio, Planbox, Basecamp, на российском рынке EPPM-систем характеризует тенденцию ускоренной интеграции облачных технологий в портфели ИТ. [8].

Представленная на диаграмме выше, также облачная, но изначально разработанная для российских компаний Адванта (Advanta Group) представляет полный набор инструментов для организации проектной деятельности, позволяющий создавать множество отраслевых и функциональных решений, уже готовых к использованию.

Рисунок 4 – Системы EPPM по количеству внедрений

Также в упомянутом отчете Gartner и для Microsoft, и для Oracle были рассмотрены прогнозы и сценарии выхода на рынок облачных EPPM-систем. Опасность для них в том, что другие облачные игроки, разрабатывая отраслевые специализированные решения, могут выставить барьер к вхождению. К тому же для продвижения облачных решений придется отказаться от необлачных, что уже сейчас проще для Oracle, так как его «толстый клиент» реализован как Web-сервис, но неприемлемо в полной мере для Microsoft. Gartner считает, что рост облачных систем в России будет примерно 22-23% в год, притом, что мировой рынок будет расти только на 16% в год. Ожидаемый рост облачных ИСУП в России будет порядка 50% в год [2].

Учитывая образовательную сферу как малобюджетную, нужно упомянуть в этом контексте и Open Source-решения, которые обладают меньшей функциональностью, но все равно достаточной при управлении как образовательными, так и научными проектами. Следовательно, необходимо внедрение бесплатных облачных систем управления проектами, которые позволяют управлять проектами  в любом уровне как во внутришкольном, так и в межрегиональном, которые, в свою очередь, имеют наличие доступа с любой точки мира и с любого устройства, имеющего доступ в интернет.

Список используемых источников:

1.URL: http://www.gartner.com/technology/home.jsp

2.URL: http://www.bogdanov-associates.com/

3.URL:http://www.gartner.com/technology/research/methodologies/research_markets.jsp

4.URL: http://www.sovnet.ru/

5.URL: http://www.tadviser.ru/index.php/Карта_информатизации_бизнеса

6. URL: https://www.gartner.com/doc/1622414

7.URL:http://www.tadviser.ru/index.php?title=Системы_управления_проектами&cache=no&ptype=system#ttop

8.URL: http://www.microsoftproject.ru/articles.phtml?aid=380