Круглый стол. День Неизвестного Солдата

Безгласная Ирина Григорьевна

Цели деятельности учителя: расширить представления учащихся о героизме советского народа; раскрыть величие победы, пробудить чувство гордости за свой народ и свою армию, воспитать готовность продолжать героические дела своих отцов и дедов; уважительное отношение к старшему поколению.

     Педагогические задачи: воспитывать интерес к истории своей страны, уважительное отношение к памяти погибших; воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну; чувства гражданственности, ответственности, преданности и любви к своему народу; формировать чувства сопричастности драматическим страницам истории Великой Отечественной войны.

     Первый уровень воспитательных результатов и эффектов деятельности:  первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни, приобретение школьниками социальных знаний и ценностное отношение к социальной реальности в целом. 

     Планируемые результаты:

Предметные: школьники узнают о героических фактах в истории русского народа.

Личностные:  школьники проявляют познавательный интерес к учебному материалу, испытывают моральное удовлетворение от результатов учебной деятельности, проявляют бережное отношение к традициям своего народа.

Метапредметные (универсальные учебные действия):     -Познавательные:  общеучебные – учащиеся формулируют ответы на вопросы по теме занятия; внимательно слушают; строят речевые высказывания в устной форме; логические – учащиеся совершенствуют мыслительные операции;

- коммуникативные – учащиеся слушают и понимают на слух речь учителя, одноклассников, осознанно строят речевое высказывание, вступают в коллективное учебное сотрудничество.

- регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; планируют действия согласно поставленной задаче; осуществляют контроль деятельности.

     Образовательные ресурсы: мультимедийная презентация;  музыкальное сопровождение, тематическая инсталяция. 

 Предварительная работа: Сообщить тему мероприятия, предложить выполнить специальное задание (подготовить сочинение о мужестве советских солдат; подобрать стихи о войне, мужестве, героизме, песни о военных годах, подвигах солдат); пригласить на мероприятие учителей-ветеранов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7 хутора Бойкопонура

Калининского района

Краснодарского края

Круглый стол. День Неизвестного Солдата.

 «Имя твое неизвестно. Подвиг твой бессмертен»

Учитель истории и обществознания

МБОУ-СОШ №7 им. Рокоссовского К.К.

хутора Бойкопонура

Безгласная И.Г.

х. Бойкопонура. 2022 год

     Цели деятельности учителя: расширить представления учащихся о героизме советского народа; раскрыть величие победы, пробудить чувство гордости за свой народ и свою армию, воспитать готовность продолжать героические дела своих отцов и дедов; уважительное отношение к старшему поколению.

     Педагогические задачи: воспитывать интерес к истории своей страны, уважительное отношение к памяти погибших; воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну; чувства гражданственности, ответственности, преданности и любви к своему народу; формировать чувства сопричастности драматическим страницам истории Великой Отечественной войны.

     Первый уровень воспитательных результатов и эффектов деятельности:  первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни, приобретение школьниками социальных знаний и ценностное отношение к социальной реальности в целом.  

     Планируемые результаты:

Предметные: школьники узнают о героических фактах в истории русского народа.

Личностные:  школьники проявляют познавательный интерес к учебному материалу, испытывают моральное удовлетворение от результатов учебной деятельности, проявляют бережное отношение к традициям своего народа.

Метапредметные (универсальные учебные действия):     -Познавательные:  общеучебные – учащиеся формулируют ответы на вопросы по теме занятия; внимательно слушают; строят речевые высказывания в устной форме; логические – учащиеся совершенствуют мыслительные операции;

- коммуникативные – учащиеся слушают и понимают на слух речь учителя, одноклассников, осознанно строят речевое высказывание, вступают в коллективное учебное сотрудничество.

- регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; планируют действия согласно поставленной задаче; осуществляют контроль деятельности.

     Образовательные ресурсы: мультимедийная презентация;  музыкальное сопровождение, тематическая инсталяция.  

 Предварительная работа: Сообщить тему мероприятия, предложить выполнить специальное задание (подготовить сочинение о мужестве советских солдат; подобрать стихи о войне, мужестве, героизме, песни о военных годах, подвигах солдат); пригласить на мероприятие учителей-ветеранов.

Ход занятия.

1. Вступительное слово. Учитель:

День неизвестного солдата – это сравнительно новая памятная дата в российской истории, отмечается ежегодно – 3 декабря. Этот памятный день призван увековечить память, воинскую доблесть и бессмертный подвиг советских и российских воинов, которые погибли в боевых действиях и чьим имена остались неизвестными.

     Впервые День неизвестного солдата в нашей стране отметили в 2014 году. Дата 3 декабря была выбрана не случайно. Именно в этот день 3 декабря 1966 года, в ознаменовании 25-й годовщины разгрома немецко-фашистских войск под Москвой, прах неизвестного солдата из братской могилы советских воинов на 41-м километре Ленинградского шоссе (на въезде в город Зеленоград) был перенесен и торжественно захоронен у стены Московского Кремля в Александровском саду. Для России такая памятная дата особенно актуальна, принимая во внимание, что такого количества пропавших без вести солдат, как в Советском Союзе не было ни в одной стране мира.

Чтец 1. Фуртуна Марк.

Мы здесь не потому, что дата.

Как злой осколок, память жжет в груди.

К могиле неизвестного солдата

Ты в праздники и будни приходи.

Он защитил тебя на поле боя,

Упал, ни шагу не ступив назад,

И имя есть у этого героя —

Великой Армии простой солдат.

М. Исаковский

22 июня 1941 года фашистская Германия обрушила на нашу страну страшный удар. Это была смертоносная лавина закованных в крупповскую сталь, прекрасно обученных, дисциплинированных немецких солдат. Они захватили Европу. 190 дивизий (5,5 млн человек), около 5 тысячи самолётов, свыше 3 тысяч танков, изрыгающих огонь и свинец- всё это двигалось на нас, на наших бабушек и дедушек, которые были так же молоды, как и мы с вами.

     Чтец 2. Паладыч Влад.

     Памятники Великой Отечественной войне, героям, ковавшим Победу, занимают особое место. Пройдет совсем немного времени, и не останется  в живых очевидцев той эпохи. Памятник, который говорит о подвиге советского народа, позволит нам не забывать об этих годах. В любом населенном пункте нашей страны можно обнаружить каменные свидетельства этой жестокой поры.

     В нашем хуторе находится памятник воинам, погибшим при защите родной земли.

     К тридцатилетию Победы над фашистской Германией труженики колхоза «Дружба» решили установить памятник-обелиск на центральной улице и перезахоронить туда останки воинов из прежних могил хутора Бойкопонура и села Долиновское.

     Проект памятника сделал архитектор Гурин. Инженер точно рассчитал, каким должен быть фундамент стеллы, поднимающейся в высоту на 23 метра. Долго выбирали место, но в конечном счете остановились на предложении архитектора- построить у реки, где и стоит обелиск сейчас, рядом со школой, напротив Дома культуры и здания местной администрации. С конца 1974 года началось строительство.

Неизвестный солдат 

Пролетели дни как полустанки,

Где он, черный сорок первый год?

Кони, атакующие танки,

Над Москвой горящий небосвод?

А снега белы, как маскхалаты,

А снега багровы, как бинты,

Падают безвестные солдаты

Возле безымянной высоты.

Вот уже и не дымится рана,

Исчезает облачко у рта...

          Только может быть она не безымянна

Крошечная эта высота?

Не она ль бессмертием зовется?..

Новые настали времена,

Глубоки забвения колодцы,

Но не забывается война...

Никуда от прошлого не деться,

Вновь война стучится в души к нам,

Обжигает, обжигает сердце

Благородность с болью пополам.

Ю. Друнина

    Учитель:

 До этого момента поклониться воинам-освободителям хуторяне приходили к  другому памятнику. Он располагался на месте нынешнего здания местной администрации, которое построили намного позже. Еще во время войны, в год освобождения Кубани от фашистов, в 1943 году на могиле погибшего защитника хутора Калистратова А.И. был установлен скромный памятник с надписью «Здесь похоронен лейтенант Калистратов и с ним два бойца». В 1946 году рядом установили на высоком постаменте скульптуру воина-освободителя.  В селе Долиновском в 1951 году на братской могиле также был установлен памятник-обелиск, где традиционно проводились митинги 9 Мая.

     В конце апреля 1975 года специальная комиссия с соблюдением всех необходимых требований вскрыла могилы погибших воинов-освободителей. Извлеченные из братских могил останки были помещены в специальные гробы. Их все перенесли к стелле. В почетном карауле были участники Великой Отечественной         войны и курсанты Краснодарского  военного училища.  В 12 часов дня члены комиссии по перезахоронению получили команду на вынос гробов. При этом присутствовали местные жители и среди них участники ВОВ: Головач Иван Тихонович, Грицай Николай Дмитриевич, Михайленко Иван Алексеевич.

Гость мероприятия Котова Екатерина Александровна (ветеран учительского труда):     Момент перезахоронения. Курсанты застыли в торжественном строю и готовы к салюту в память о погибших освободителях кубанской земли.  Гробы опускаются в могилу. Пожилые участники митинга не скрывают слез. Звучит залп салюта. Первые горсти земли бросаются в могилу. Каждый хочет сделать это обязательно лично, со значением. Настроение всех выражают вычерканные слова на готовом памятнике: «Помните! Через века, через года! Помните о тех, кто уже не придет никогда!»

     Огромное скопление народа. И, конечно, молодое поколение пришло проводить в последний путь воинов Советской Армии, погибших за  освобождение их населенных пунктов от фашистских захватчиков. Ребята приготовили венки, принесли цветы, чтобы возложить их на новую могилу.  Как и во всех торжественных случаях, звучал гимн СССР. Открыть митинг выпала честь председателю колхоза «Дружба» Юрию Александровичу Полякову.

     Сама Екатерина Александровна, еще молодая пионервожатая, тоже принимала участие в открытии  митинга, посвященному перезахоронению.  Ее воспоминания  свежи, как будто это было вчера: «Особенно памятно звучат слова из «Реквиема» Р. Рождественского в исполнении старшеклассниц Кравцовой, Савченко и Якуба: «Павшим - вечная слава! Вечная слава! Вспомним всех поименно. Горем вспомним своим… Это нужно не мертвым! Это нужно живым!»

     Уже 9 мая 1975 года все жители-хуторяне и долиновцы- от мала до велика замерли в молчании, исполненные глубокого чувства. В полной тишине срываются полотнища с частей мемориала, зажигается вечный огонь. На вахту памяти у вечного огня становятся пионеры и комсомольцы.  Ветераны говорят взволновано, обращаются к молодежи с призывом приумножать славу страны, беречь ее рубежи. Открывали памятник ветераны ВОВ Михайленко И.А. и Непранов П. И., а также председатель колхоза «Дружба» Поляков Ю.А.

Помните!

Через века, через года –

Помните!

О тех, кто уже не придет никогда

Помните!

Не плачьте,

В горле сдержите стоны,

Горькие стоны.

Памяти павших будьте достойны,

Вечно достойны.

Чтец 3 Кижняева Анна:

     Одно из имен, высеченных на памятнике- это Штанько Федор Степанович. Это мой прапрадедушка.     Штанько Федор Степанович родился в далеком позапрошлом веке, в 1896 году. Родился он на Украине. В 1915-х годах его семья переехала в наш край на постоянное проживание. Основались в нашем родном хуторе Бойко- Понура.

     Федор Степанович закончил фельдшерские курсы, и с 1920-х годов работал фельдшером. Люди о нем говорили, что он врач от Бога.  В любую погоду, в любое время суток, близко или далеко Федор Степанович всегда приходил на помощь. Так продолжалось до начала Великой Отечественной войны.

     С первых дней  Федор Степанович был призван в ряды Красной Армии. Попал в Тимашевский военкомат. Пока ждал распределения, к нему ни один раз пешком приходила его супруга  Наталья Степановна с детьми. После перераспределения Федор Степанович оказался в Новороссийске, где формировали санитарный поезд. Затем в Ростовскую область. Из Ростова судьба его перебросила в город Крымск. Здесь до осени 1943 года Федор Степанович защищал свою Родину, сражаясь на Голубой линии. Ни один раз он выносил раненных с поля боя, спасая им жизни. Ни кто точно и не знает, сколько людских судеб было спасено таким образом. Однажды ночью после очередных кровопролитных боев Федор Степанович  отправился на поле боя, где стонали раненные солдаты.  И здесь судьба его не уберегла. Фашистская мина попалась ему на пути.      

     Взрывом оторвало ногу. От потери крови Федор Степанович скончался. Спасти его жизнь оказалось уже не во власти людей.

     Как и у миллионов  других бойцов Красной Армии у Федора Степановича осталась семья. Супруга Наталья Степановна и дети: две дочери и сын:  Мария Федоровна (1921 года рождения, мама Екатерины Александровны), Зоя Федоровна (которая умерла от тифа, ее не смог спасти отец от болезни) и сын Владимир Фёдорович (1929 года рождения).

     Мама Екатерины Александровны Мария Федоровна перенесла в детстве тиф, которой заразилась вместе с сестрой и стала инвалидом. У нее пропал слух. В 29 лет она вышла замуж за Перелетова Александра Кондратьевича, который тоже не слышал. Оба переживали о том, что бы их дети родились здоровыми.  Переживания были напрасными. У них родилась чудесная дочь, которая до сих пор работает в школе с детьми, давая им образование в начальной школе.

     Сын Федора Степановича Владимир Степанович до сих пор живет в хуторе Бойко- Понура. Всю свою жизнь проработал в колхозе, трудясь трактористом и комбайнером во славу Родины. Общий стаж его работы- 49 лет.

     Сам Штанько Федор Степанович похоронен  в Крымске в братской могиле, над которой высился небольшой обелиск. Екатерина Александровна рассказывала, что в 1956 году вместе с семьей она ездила в Крымск к обелиску, где был похоронен ее дедушка. Но  на месте памятника ничего не было. Местные жители сообщили, что останки воинов перезахоронены на Сопке Героев.

Чтец 4 Самойленко Андрей:

     Название «Сопка Героев» впервые появилось в сводках боев за 30 и 31 мая 1943 года, проходивших за эту высоту. Именно так ее называли сами солдаты. В 1965 году, к 20-й годовщине Победы, на «Сопке Героев» состоялось открытие 11-метрового памятника. Строительство памятника Солдату велось на средства колхозов «Сопка Героев» и «Ленинский путь». Всего было затрачено около 9 миллионов рублей. Из Краснодара пригласили скульптора Н.И. Максимова и архитектора Е.Г. Лашук. Памятник состоит  из железобетона, и отливать его начали с сапог. Солдат только с недавнего времени белый, раньше его не красили- он был серого цвета.

Чтец 5 ученица 4 класса:

стихотворение

Слово учителя: В России всем от мала до велика известна могила Неизвестного солдата у красной стены Московского Кремля. Это одно из значимых мест нашей страны. К мемориалу во время всех государственных праздников торжественно возлагают цветы первые люди государства и высокие гости столицы, сюда стремятся многочисленные туристы и москвичи возложить цветы и посмотреть развод Почетного караула на Посту №1.

Слева от мемориала находится гранитная стена, на которой выбито: "1941 - Павшим за Родину - 1945", справа - гранитная аллея, где расположены порфировые блоки с замурованными в них капсулами с землей городов-героев. В этих урнах – частицы земли, привезенные сюда из Ленинграда (земля Пискарёвского кладбища), Киева (от Обелиска участникам обороны города), Волгограда (частица Мамаева кургана), Севастополя (земля Малахова кургана), Одессы, Минска, Керчи, Новороссийска, Тулы (земля взята с тех мест, где велись самые ожесточенные и кровопролитные бои за оборону этих городов) и Бреста (земля от подножия Брестской крепости).

Учитель:  Неизвестный солдат 

Ярко звезды горят,

И в кремлевском саду

Неизвестный солдат

Спит у всех на виду.

Над гранитной плитой

Вечный свет негасим.

Вся страна сиротой

Наклонилась над ним.

Он не сдал автомат

И пилотку свою.

Неизвестный солдат

Пал в жестоком бою.

Неизвестный солдат –

Чей-то сын или брат,

Он с войны никогда

Не вернется назад.

Ярко звезды горят,

И в кремлевском саду

Неизвестный солдат

Спит у всех на виду.

           Свет зажгли мы ему

Под стеною Кремля,

А могила ему –

Вся земля, вся земля.

Рефлексия.

Когда отмечается день памяти неизвестного солдата?

Кому посвящен этот день?

Когда было принято решение отмечать этот день?

Как вы думаете, был ли необходим этот памятный день для России?


Предварительный просмотр: