РОЛЬ КРАЕВЕДЕНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Корнева Елена Николаевна

Аннотация: Рассматривается роль краеведения в патриотическом воспитании школьников. Когда речь идет о краеведении в воспитательной деятельности образовательного учреждения, можно условно говорить о трех уровнях познавательной краеведческой работы обучающихся. Детская душа чутко прикасается к тому волшебному источнику, из которого потом всю жизнь будет черпать живительную влагу – любовь к своему Отечеству.

Ключевые слова: краеведение, воспитание, образование, край, педагог

 

В последнее время неуклонно возрастает роль краеведения в образовании подрастающего поколения. Положительная тенденция роста в значительной мере связана с введением, в соответствии с Законом «Об образовании», национально-регионального компонента школьного образования. История края (малой родины) рассматривается как часть истории России. Важным условием развития краеведения, в первую очередь являются современные социально-исторические перемены, когда укрепляется Российское государство, когда возрастает интерес молодежи к своему историческому прошлому, народным обычаям и традициям, проблемам религиозного предназначения и возрождения своей самобытности.

Когда речь идет о краеведении в воспитательной деятельности образовательного учреждения, можно условно говорить о трех уровнях познавательной краеведческой работы обучающихся.

Во-первых, получение обучающимися «готовых» знаний о крае со слов педагога. Во-вторых, это самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы обучающихся (когда они в процессе краеведческого исследования делают открытия для себя, т.е. фактически приоткрывают уже известные факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей среды). Источниками таких знаний могут быть публикации в местной и центральной периодической печати, материалы школьного и городского музеев. Третий уровень – изучение школьниками истории родного края в ходе углубленного исследовательского поиска. В этом случае обучающиеся выступают в роли юных ученых-исследователей. Первый из этих уровней является главным, подчас единственным в начальных классах. Для основной школы характерны первый и второй уровни. В средней школе (особенно во внеурочное время) возрастает удельный вес краеведческой работы, характерной для третьего уровня. В ней, как правило, участвуют школьники, особо увлеченные и интересующиеся историей родного края. [2]

Внеклассные мероприятия по историческому краеведению способствуют развитию у обучающихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье, школе.

С.О.Шмидт следующим образом раскрывает это положение: «Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле…Его воздействие велико и на разум наш и на душу. В этом-то главный смысл слов Пушкина о любви к отеческим гробам и к родному пепелищу: в них краелюбие». Благодаря краеведению обучающийся имеет возможность глубже уяснить положения: история – это история людей; корни человека – в истории и традиции своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны; в ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность, справедливость, совестливость, чувство национального достоинства, дружбы между народами, уважения к старшим поколениям, долга, милосердия, чувство хозяина; труд – основной источник духовного и материального богатства и благополучия человека, условие успешного развития общества. Занятие краеведением помогает учащимся глубже уяснить смысл, сущность важных норм, включенных в Конституцию страны: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры», «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам». Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, районе, крае, республике, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально-педагогических задач нашего времени. [4]

Важная составляющая системы исторического краеведения - содержание краеведческих знаний. Можно условно говорить о пяти составляющих этих знаний:

  1. Мой дом. Родословная семьи.
  2. Родная школа. Её история и традиции.
  3. Родной город: прошлое. настоящее, перспективы развития.
  4. История района.
  5. История области(края).

Очень важно, чтобы педагог и обучающийся не только видели границы кругов, но и, главное, понимали необходимость их единства, интеграции, «прозрачность» их границ, возможность и необходимость постоянного перехода из одного круга знаний в другой, важность и целесообразность постоянной связи близкого с далёким, возвращения от далёкого к близкому. Так, например, изучая свою родословную, учащиеся связывают её с историей своего города, края, возможно страны и, наоборот, знакомясь с историей государства, края, области, они возвращаются к фактам истории своего населенного пункта, семьи, знакомятся с непосредственными участниками событий далекого и близкого прошлого, а также наших дней. Вряд ли можно признать правильным подход, когда внимание краеведов сосредотачивается на сборе и исследовании материалов о жизненном пути только знаменитых земляков. Важно, чтобы на первый план выступало изучение судеб конкретных людей, история «обычных» семей, повседневность событий прошлого и настоящего. История края, местные события и явления изучаются в единстве трёх измерений: прошлое, настоящее и будущее. Так, изучая со школьниками историю, важно познакомить их с его современным состоянием, перспективами его развития. Неотъемлемой частью истории каждого народа, его национальной культуры, духовной жизни является религия, история церкви. Учащиеся должны знакомиться с религиозными верованиями местного населения, изучать прошлое храмов и монастырей.

Самые благоприятные условия для краеведения в школе это организация самостоятельной работы обучающихся, для этого создают краеведческие факультативы, не которых знакомят обучающихся с методами исторической науки и вырабатывают у них умения и навыки исторического исследования.

Особенностью методики факультатива является построение работы в основном на самостоятельной поисково-исследовательской деятельности учащихся под руководством учителя. Постепенно обучающиеся приобщаются к самостоятельным исследованиям, что говорит о наличии хорошо развитых навыков самообразования у обучающихся.

Исследовательский метод обучения находит применение тогда, когда умственное развитие учащихся достигает такого уровня, что они в состоянии осуществить самостоятельно все этапы поисковой деятельности. Обдумав поставленную задачу, обучающиеся сами намечают план поиска, строят предположение, определяют способ ее проверки. Проводят наблюдения, фиксируют факты, сравнивают их, квалифицируют, обобщают, доказывают, делают выводы, пишут рефераты. Здесь достигнута наибольшая самостоятельность мысли учащихся.

На факультативах развивая умения самостоятельной работы обучающимся предлагается написать реферат, составить доклад и т. Д

 Краеведческая работа -  средство совершенствования навыков и умений, обучающихся при условии, если:

- осуществляется учет возрастных особенностей;

- используются разнообразные виды деятельности;

- правильно планируется работа.

Самостоятельная работа может рассматриваться как путь повышения новых и совершенствование имеющихся знаний и навыков самообразования.

Исходя из цели, объекта, гипотезы исследования мы определили задачи:

- с помощью краеведческой работы увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными творцами урока;

- сделать процесс обучения интересным, занимательным, создать у детей рабочее настроение;

- развивать навыки самообразования на всех уроках.

При постоянном проведение на уроках самостоятельной работы с использованием краеведческого материала результаты усвоения учебного материала значительно выше, чем при обычном преднамеренном заучивании. Постоянное усложнение самостоятельной работы с опорой на ранние полученные знания, соблюдения определенной последовательности вырабатывает способность к анализу, синтезу, обобщению.

Серия работ с использованием местного материала позволит установить, что прочны лишь знания, добытые собственным трудом с приложением мыслительных усилий. Активный творческий поиск, который создается при проведении самостоятельных работ, позволяет ученику пережить радость успеха, поверить в свои силы, научиться преодолевать трудности, воспитывать в себе навыки самообразования.

Самостоятельное мышление, умение учиться не приходит, само собой. Задача педагога организовать самостоятельную работу обучающихся, оказать помощь в формирование знаний, умений и навыков, избегая при этом каких быто ни было проявлений, шаблона, формализма. Взаимосвязь между различными видами педагогической деятельности способствуют воспитанию у школьников интереса к осмыслению современной политической жизни, учит их самостоятельно оценивать текущие события, а также обеспечивает качественную подготовку всесторонне развитых молодых людей для нашего общества.

Формирование истинного патриота своей Родины – это дело благодатное, значимое и серьезное. Какое глубокое удовлетворение испытываешь от своей работы! Сколько интересного и важного открываешь для себя и своих воспитанников! А главное – убеждаешься и веришь в то, что дело, которому отдаешь силы и творчество, не пропадет даром. Детская душа чутко прикасается к тому волшебному источнику, из которого потом всю жизнь будет черпать живительную влагу – любовь к своему Отечеству.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

1.  Воронова В. Разнообразие форм воспитательной работы // Воспитание школьников. 2005.  № 6.

2.   Данильченко Л. Чему учит история родного края // Воспитание школьников. 2005.  № 6

3.  Парфенова Е. А. О роли исторических вечеров в патриотическом воспитании учащихся // Преподавание истории в школе. 2004.  № 2.

4.  Работа со школьниками в краеведческом музее. Сценарии занятий. // Под ред. Н.М.Ланковой. – М.: ВЛАДОС. – 2001.

5. Сейненский А.Е. Родной край. М.: Интерпракс. – 1994.

6.  Ляшенко Е.А. Школа юного краеведа. Волгоград. – 2007.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.36 КБ

Предварительный просмотр:

Корнева Елена Николаевна

Город Нижнеудинск

Россия

РОЛЬ КРАЕВЕДЕНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Аннотация: Рассматривается роль краеведения в патриотическом воспитании школьников. Когда речь идет о краеведении в воспитательной деятельности образовательного учреждения, можно условно говорить о трех уровнях познавательной краеведческой работы обучающихся. Детская душа чутко прикасается к тому волшебному источнику, из которого потом всю жизнь будет черпать живительную влагу – любовь к своему Отечеству.

Ключевые слова: краеведение, воспитание, образование, край, педагог

В последнее время неуклонно возрастает роль краеведения в образовании подрастающего поколения. Положительная тенденция роста в значительной мере связана с введением, в соответствии с Законом «Об образовании», национально-регионального компонента школьного образования. История края (малой родины) рассматривается как часть истории России. Важным условием развития краеведения, в первую очередь являются современные социально-исторические перемены, когда укрепляется Российское государство, когда возрастает интерес молодежи к своему историческому прошлому, народным обычаям и традициям, проблемам религиозного предназначения и возрождения своей самобытности.

Когда речь идет о краеведении в воспитательной деятельности образовательного учреждения, можно условно говорить о трех уровнях познавательной краеведческой работы обучающихся.

Во-первых, получение обучающимися «готовых» знаний о крае со слов педагога. Во-вторых, это самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы обучающихся (когда они в процессе краеведческого исследования делают открытия для себя, т.е. фактически приоткрывают уже известные факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей среды). Источниками таких знаний могут быть публикации в местной и центральной периодической печати, материалы школьного и городского музеев. Третий уровень – изучение школьниками истории родного края в ходе углубленного исследовательского поиска. В этом случае обучающиеся выступают в роли юных ученых-исследователей. Первый из этих уровней является главным, подчас единственным в начальных классах. Для основной школы характерны первый и второй уровни. В средней школе (особенно во внеурочное время) возрастает удельный вес краеведческой работы, характерной для третьего уровня. В ней, как правило, участвуют школьники, особо увлеченные и интересующиеся историей родного края. [2]

Внеклассные мероприятия по историческому краеведению способствуют развитию у обучающихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье, школе.

С.О.Шмидт следующим образом раскрывает это положение: «Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле…Его воздействие велико и на разум наш и на душу. В этом-то главный смысл слов Пушкина о любви к отеческим гробам и к родному пепелищу: в них краелюбие». Благодаря краеведению обучающийся имеет возможность глубже уяснить положения: история – это история людей; корни человека – в истории и традиции своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны; в ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность, справедливость, совестливость, чувство национального достоинства, дружбы между народами, уважения к старшим поколениям, долга, милосердия, чувство хозяина; труд – основной источник духовного и материального богатства и благополучия человека, условие успешного развития общества. Занятие краеведением помогает учащимся глубже уяснить смысл, сущность важных норм, включенных в Конституцию страны: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры», «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам». Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, районе, крае, республике, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально-педагогических задач нашего времени. [4]

Важная составляющая системы исторического краеведения - содержание краеведческих знаний. Можно условно говорить о пяти составляющих этих знаний:

  1. Мой дом. Родословная семьи.
  2. Родная школа. Её история и традиции.
  3. Родной город: прошлое. настоящее, перспективы развития.
  4. История района.
  5. История области(края).

Очень важно, чтобы педагог и обучающийся не только видели границы кругов, но и, главное, понимали необходимость их единства, интеграции, «прозрачность» их границ, возможность и необходимость постоянного перехода из одного круга знаний в другой, важность и целесообразность постоянной связи близкого с далёким, возвращения от далёкого к близкому. Так, например, изучая свою родословную, учащиеся связывают её с историей своего города, края, возможно страны и, наоборот, знакомясь с историей государства, края, области, они возвращаются к фактам истории своего населенного пункта, семьи, знакомятся с непосредственными участниками событий далекого и близкого прошлого, а также наших дней. Вряд ли можно признать правильным подход, когда внимание краеведов сосредотачивается на сборе и исследовании материалов о жизненном пути только знаменитых земляков. Важно, чтобы на первый план выступало изучение судеб конкретных людей, история «обычных» семей, повседневность событий прошлого и настоящего. История края, местные события и явления изучаются в единстве трёх измерений: прошлое, настоящее и будущее. Так, изучая со школьниками историю, важно познакомить их с его современным состоянием, перспективами его развития. Неотъемлемой частью истории каждого народа, его национальной культуры, духовной жизни является религия, история церкви. Учащиеся должны знакомиться с религиозными верованиями местного населения, изучать прошлое храмов и монастырей.

Самые благоприятные условия для краеведения в школе это организация самостоятельной работы обучающихся, для этого создают краеведческие факультативы, не которых знакомят обучающихся с методами исторической науки и вырабатывают у них умения и навыки исторического исследования.

Особенностью методики факультатива является построение работы в основном на самостоятельной поисково-исследовательской деятельности учащихся под руководством учителя. Постепенно обучающиеся приобщаются к самостоятельным исследованиям, что говорит о наличии хорошо развитых навыков самообразования у обучающихся.

Исследовательский метод обучения находит применение тогда, когда умственное развитие учащихся достигает такого уровня, что они в состоянии осуществить самостоятельно все этапы поисковой деятельности. Обдумав поставленную задачу, обучающиеся сами намечают план поиска, строят предположение, определяют способ ее проверки. Проводят наблюдения, фиксируют факты, сравнивают их, квалифицируют, обобщают, доказывают, делают выводы, пишут рефераты. Здесь достигнута наибольшая самостоятельность мысли учащихся.

На факультативах развивая умения самостоятельной работы обучающимся предлагается написать реферат, составить доклад и т. Д

 Краеведческая работа -  средство совершенствования навыков и умений, обучающихся при условии, если:

- осуществляется учет возрастных особенностей;

- используются разнообразные виды деятельности;

- правильно планируется работа.

Самостоятельная работа может рассматриваться как путь повышения новых и совершенствование имеющихся знаний и навыков самообразования.

Исходя из цели, объекта, гипотезы исследования мы определили задачи:

- с помощью краеведческой работы увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными творцами урока;

- сделать процесс обучения интересным, занимательным, создать у детей рабочее настроение;

- развивать навыки самообразования на всех уроках.

При постоянном проведение на уроках самостоятельной работы с использованием краеведческого материала результаты усвоения учебного материала значительно выше, чем при обычном преднамеренном заучивании. Постоянное усложнение самостоятельной работы с опорой на ранние полученные знания, соблюдения определенной последовательности вырабатывает способность к анализу, синтезу, обобщению.

Серия работ с использованием местного материала позволит установить, что прочны лишь знания, добытые собственным трудом с приложением мыслительных усилий. Активный творческий поиск, который создается при проведении самостоятельных работ, позволяет ученику пережить радость успеха, поверить в свои силы, научиться преодолевать трудности, воспитывать в себе навыки самообразования.

Самостоятельное мышление, умение учиться не приходит, само собой. Задача педагога организовать самостоятельную работу обучающихся, оказать помощь в формирование знаний, умений и навыков, избегая при этом каких быто ни было проявлений, шаблона, формализма. Взаимосвязь между различными видами педагогической деятельности способствуют воспитанию у школьников интереса к осмыслению современной политической жизни, учит их самостоятельно оценивать текущие события, а также обеспечивает качественную подготовку всесторонне развитых молодых людей для нашего общества.

Формирование истинного патриота своей Родины – это дело благодатное, значимое и серьезное. Какое глубокое удовлетворение испытываешь от своей работы! Сколько интересного и важного открываешь для себя и своих воспитанников! А главное – убеждаешься и веришь в то, что дело, которому отдаешь силы и творчество, не пропадет даром. Детская душа чутко прикасается к тому волшебному источнику, из которого потом всю жизнь будет черпать живительную влагу – любовь к своему Отечеству.

Список литературы.

1.  Воронова В. Разнообразие форм воспитательной работы // Воспитание школьников. 2005.  № 6.

2.   Данильченко Л. Чему учит история родного края // Воспитание школьников. 2005.  № 6

3.  Парфенова Е. А. О роли исторических вечеров в патриотическом воспитании учащихся // Преподавание истории в школе. 2004.  № 2.

4.  Работа со школьниками в краеведческом музее. Сценарии занятий. // Под ред. Н.М.Ланковой. – М.: ВЛАДОС. – 2001.

5. Сейненский А.Е. Родной край. М.: Интерпракс. – 1994.

6.  Ляшенко Е.А. Школа юного краеведа. Волгоград. – 2007.