Методика «Мой Герб». Автор-составитель: к.псх.н., клинический психолог - Хлебодарова О.Б., методическое сопровождение: педагог-психолог I квалификационной категории Богданович М.Д.

Цель: самопрезентация, поиск опоры в жизненных ситуациях, формирование самосознания, формирование позитивного взгляда на осознание себя и своих ресурсов.

Задачи:

- создать собственный герб;

- развивать умение во всех ситуациях находить опору в жизни;

- возможность получить оценку со стороны;

- сформировать интерес к процессам самопознания и саморазвития;

- повышение самооценки, уверенности в себе, самоценности;

- развитие творческого взгляда;

- визуализация своих возможностей и направлений развития;

- сбор анализа и диагностика для психолога;

 Материалы, оборудование: шаблон для участника (Бланк. Приложение 2), интерпретация для ведущего (Приложение 3), расшифровка для ведущего, лист бумаги ручка и цветные карандаши.

Время на задание: 20 минут.

Описание:

Участникам предлагается придумать свой личный герб, заполняя и оформляя его в собственном стиле по 6-ти пунктам. Участникам раздаются бланки с шаблоном герба, цветные карандаши и фломастеры.

Задача ведущего настроить участников на работу, направленную на самоанализ.

Инструкция ведущего: Уважаемые участники, сейчас Вам предстоит ответить на 6 вопросов самому себе.  Обратите внимание, что ответы должны содержать «первые слова, ассоциации и образы, которые пришли в голову», не задумываясь, не анализируя, не углубляясь в размышления. Очень необходимо придерживаться «посыла 6 секунд», чтобы не было социально одобряемых ответов. И всё, что первое хотелось бы Вам ответить на данный вопрос, очень важно и правильно для ответа. Именно это стоит записывать и изображать.

1, 2 пункт необходимо заполнить словами.

3,4,5,6 через рисунки, символы, образы.

И так вопросы:

1.  Как бы Вы хотели бы чтобы вас называли чаще всего?

Участнику предлагается вспомнить или придумать себе имя, как бы ему хотелось, чтобы к нему обращались.

2. Напишите три прилагательных, ответив на вопрос: «Что хорошего мог бы обо мне подумать собеседник, не зная меня?»

Представьте, что у Вас на улице завязался разговор с незнакомым человеком (собеседником может быть: пожилой человек, женщина, мужчина, ребёнок, сверстник или просто прохожий). Как Вы думаете, что хорошего этот человек мог бы подумать о Вас за короткий период времени?

Участникам предлагается написать три прилагательных.

3. Изобразите то, что Вы умеете делать очень хорошо? Что у Вас получается делать лучше всего?

Участнику предлагается изобразить символами, то что у него получается лучше всего. Необходимо уточнить, что здесь не играет роль мнения других людей, учитывается только личное мнение о своих возможностях.

4. Изобразите место где Вы себя чувствуете очень хорошо?

Участникам предлагается изобразить символами места, где они себя хорошо чувствовали (это может быть собирательный образ из разных книг, может быть место из прошлого, может быть придуманное место, может быть то где он находится сейчас).

5. Изобразите ваши победы, успехи и достижения. Чем Вы гордитесь на сегодняшний день?

Участникам необходимо изобразить символы того, чем гордится участник, чем доволен, что придаёт силы и влияния для уверенности в себе.

6. Изобразите, кому Вы доверяете абсолютно всё?

Участникам предлагается изобразить того, к кому он испытывает полное доверие. Важно уточнить, что доверие должно быть полноценным, не частями (одному одно, другому другое).

После выполнения задания, участники самостоятельно анализируют свой листок по секторам, опираясь на интерпретацию ведущего (Приложение 3). При разборе и в последующем, участник может дополнять сектора если считает, что чего-то недостаточно (пересматривая отношения к себе, делая выводы, получая информацию и знания).  По окончанию занятия бланки собираются ведущим и раскладываются в портфолио участника.

Информация, полученная в упражнении, может использоваться для индивидуального консультирования. При интерпретации учитывается выбор цвета, расположение, детализация, расшифровка идёт как при проективных методиках («дом, дерево человек», «автопортрет»)

Вывод: Данное задание поможет участникам осознать свою индивидуальность, и возможности развития ресурсов.  Благодаря анализу своего герба, человек для себя приоткрывает дверку в глубину своего мира.

Анализ поможет Вам понять себя, может быть вашим ресурсом в те минуты, когда вам необходимо:

- если вам скучно, вспомните чем Вы любите заниматься, и что у Вас получается очень хорошо;

 если одиноко, подумайте о тех людях с кем можно поговорить и поделится своими мыслями и чувствами;

- если стали сомневаться в себе, вспомните то что вы уже умеете и достигли;

- если вам необходимо успокоится, то мысленно представьте, то место в котором вам было когда-то уютно;

- если вам обидно или тревожно, для поддержки себя, произнесите прилагательные, которые вы бы хотели слышать о себе;

 

Приложение 3. Расшифровка для психолога по методике «Мой герб».

                                                                                                                                    

1. Ресурс человека «Имя». Чаще всего участник указывает какие-либо воспоминания того, как его называли близкие люди. Либо выдаёт желаемое человека за действительное, что тоже существенно влияет на уверенность самого человека.

2. Ресурс «Качества». Чаще всего участник указывает именно то, что ему не достаёт по отношению к самому себе. Все слова, написанные участником, переворачиваются с частичкой «не», пример: красивый, добрый, сильный = недостаточно красивый, недостаточно добрый, недостаточно сильный. Данные качества являются важным компонентом для развития его личности.

Ведущий может привести пример: «день рождение» -  когда человек желает что-то искренне другому человеку, не планируя и не записывая, то как правило человек произносит именно то, что самому недостаёт. 

3. Ресурс «Самооценка» (при рассмотрении связывается с 5 пунктом). Чаще всего человек указывает свои возможности и своё отношение к самому себе, что говорит о уверенности и интересе к себе.

4. Ресурс «Место». Чаще всего человек указывает, то место где чувствовал себя спокойно, счастливо и уютно. Если данный пункт недостаточно заполнен, ведущему необходимо опереться на тему «Человеческий ресурс» в программе тренинга.

5. Ресурс «Самоценность» (при рассмотрении связывается с 3 пунктом) Чаще всего человек указывает собственное мнение к самому себе, через проявления в поведении. Что может предполагать в уверенности своих действий.

6. Ресурс «Человек. Отношение с самим собой». Чаще всего человек указывает личность, на которую может рассчитывать.  Но задача ведущего обратить внимание указал ли человек сам себя. В данном пункте, участник очень редко указывает себя, что говорит о недостаточной оценке себя. Ведущему стоит наводящим вопросом, «Какого самого важного человека в своей жизни, Вы забыли упомянуть?», подтолкнуть участника к тому чтобы он вспомнил о себе.

 

Автор-составитель: к.псх.н., клинический психолог - Хлебодарова О.Б., методическое сопровождение: педагог-психолог I квалификационной категории Богданович М.Д.