Тренинг для педагогов "Эмоциональная устойчивость"

Цель: создание условий для развития ресурсов эмоциональной устойчивости педагогов.

Задачи:

  1. Создать общее представление о способах формирования эмоциональной устойчивости.
  2. Помочь адаптироваться к эмоционально напряженным ситуациям;
  3. Проанализировать собственные источники негативных переживаний на работе, выявление ресурсов профессиональной деятельности, направлений роста.
  4. Ознакомить со способами эмоциональной регуляции своего состояния и психотехниками способствующими преодолению сложных эмоциональных ситуаций.
  5. Усовершенствовать общение в коллективе, освоить навыки обратной связи, получить удовольствие от совместной работы
  6. Развить и отработать навыки, осознать собственные ограничения, возможности. Получить новую информацию, осознать личностные особенности, развить групповое взаимодействие.
  7. Обучить способам профилактики и преодоления эмоциональной напряженности. Развить коммуникативные умения, способности эмоциональной сферы.

Материалы и оборудование:

  1. Листочки для рисования и записей, ручки, заготовки карточек для визиток, цветные карандаши.
  2. Карточки с предложенными ситуациями и возможными вариантами ответов к игре «Колоши счастья».
  3. Карточки с предложенными позитивными аффирмациями на каждый день.

Целевая аудитория: педагогический коллектив

Состав группы: оптимальная численность 10 - 20 человек

Продолжительность: 1,5 часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_emotsionalnaya_ustoychivost.docx41.71 КБ

Предварительный просмотр:

ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ТЕМЕ

«Эмоциональная устойчивость педагогов»

Цель: создание условий для развития ресурсов эмоциональной устойчивости педагогов.

Задачи:

  1. Создать общее представление о способах формирования эмоциональной устойчивости.
  2. Помочь адаптироваться к эмоционально напряженным ситуациям;
  3. Проанализировать собственные источники негативных переживаний на работе, выявление ресурсов профессиональной деятельности, направлений роста.
  4. Ознакомить со способами эмоциональной регуляции своего состояния и психотехниками способствующими преодолению сложных эмоциональных ситуаций.
  5. Усовершенствовать общение в коллективе, освоить навыки обратной связи, получить удовольствие от совместной работы
  6. Развить и отработать навыки, осознать собственные ограничения, возможности. Получить новую информацию, осознать личностные особенности, развить групповое взаимодействие.
  7. Обучить способам профилактики и преодоления эмоциональной напряженности. Развить коммуникативные умения, способности эмоциональной сферы.

Материалы и оборудование:

  1. Листочки для рисования и записей, ручки, заготовки карточек для визиток, цветные карандаши.
  2. Карточки с предложенными ситуациями и возможными вариантами ответов к игре «Колоши счастья».
  3. Карточки с предложенными позитивными аффирмациями на каждый день.

Целевая аудитория: педагогический коллектив

Состав группы: оптимальная численность 10 - 20 человек

Продолжительность: 1,5 часа

Ход тренинга

Вводная часть

Психолог: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада всех вас видеть!

Сегодня мы с вами встретились на этом тренинге, чтобы поговорить об эмоциональной устойчивости и об эмоциях, которые сопровождают всю нашу жизнь.  Эмоциональная устойчивость - залог душевного спокойствия. Жизнь нас проверяет на прочность всех без исключения. От того как мы реагируем на стрессовые ситуации многое зависит.

Ни для кого не секрет, что профессия учителя относится к разряду стрессогенных и требует от него больших резервов самообладания и саморегуляции.

В начале нашего занятия, которое мы проводим в виде тренинга, обсудим условия работы, необходимые для достижения наилучшего результата:

Правила работы группы:

  • искренность в общении означает открытое выражение чувств по отношению к действиям других участников и к самому себе, никто не обижается на высказывания других членов группы;

• определение сильных сторон личности: во время занятий каждый участник тренинга стремится подчеркнуть положительные качества другого участника, с которым вместе работает;

• активное участие в работе группы: стремление общаться со всеми членами группы, независимо от симпатий, не замыкаться в себе, даже если узнали о себе что-то не очень приятное;

• уважение к говорящему: когда высказывается кто-либо из членов группы, мы его внимательно слушаем, даем возможность сказать то, что он хочет, не перебиваем до тех пор, пока он не закончит говорить, и лишь после этого мы задаем свои вопросы, благодарим его или спорим с ним.

  • относиться друг к другу открыто и доброжелательно.

Приветствие

Психолог: итак, давайте поприветствуем друг друга.

Инструкция: каждый по очереди, передавая мяч, называет свое имя и какое-либо свое качество, которым можно описать себя. Прилагательные должны начинаться с той же буквы, что и имя (например, Катя - кроткая, красивая, креативная. Ирина - изобретательная и т.д).

Участники: участники по кругу называют имя и качество, которым описывают себя.

Вывод психолог: мы вместе узнали имя и качество друг друга. Продолжим.

  1. Упражнение «Комплименты».

Психолог: все вы знаете, что такое комплимент. Это особая форма похвалы, выражение одобрения, уважения. Каждому человеку нравится, когда ему говорят приятное.

Инструкция: сейчас мы по очереди будем перебрасывать друг другу мяч. Тот, кто кидает мяч должен сказать тому, кому мяч адресован что-нибудь приятное – комплимент. И так по кругу.

Участники: участники по кругу кидают мяч и говорят комплименты.

Вывод психолог: упражнение комплимент обеспечил эмоциональную поддержку участников.

  1. Упражнение «Похвала в свой адрес»

Психолог: Давайте теперь попробуем похвалить сами себя.

Инструкция: Вам предлагается в течении трех минут составить список формул похвал, которые начинаются с фразы: «Сегодня я горжусь собой, потому что…».

Участники: участники на листочках пишут список похвал. По окончании работы участники зачитывают по кругу свои записи.

Вывод психолог: похвала в свой адрес это положительная оценка самому себе, которая повышает уверенность в себе.

Психолог: Как вы думаете, как эти упражнения связаны с нашей темой? Например, комплименты или поиск сегодняшних собственных заслуг способствуют развитию самосознания собственного «Я»? Если естественные потребности подавлять искусственно, это может стать причиной развития психологических проблем, которые, в свою очередь, скажутся на эмоциональной устойчивости. Итак, перейдем к основной части нашего тренинга, где мы поглубже поработаем с вашими эмоциональными состояниями.

Основная часть

Мозговой штурм

Психолог:

– Какая ассоциация возникает у вас когда вы слышите термин эмоциональная устойчивость?

–  С чем связана эмоциональная устойчивость педагога?

– Почему так важно сохранить эмоциональную устойчивость для педагогов?

– Можно ли развить эмоциональную устойчивость?

Участники: участники обсуждают вопросы и высказывают свое мнение.

Мини лекция

Здоровый и духовно развитый педагог получает удовлетворение от своей работы, обладает высоким уровнем работоспособности, активности, творчества, стремится к совершенствованию. После пребывания в напряженных педагогических ситуациях многие учителя чувствуют разбитость, подавленность, желание лечь, уснуть. В отдельных случаях эмоциональная напряженность педагога достигает критического момента, результатом является потеря самообладания и самоконтроля. Эмоциональные взрывы не проходят бесследно для здоровья, отравляя организм стрессовыми токсинами.

Чтобы не оказывать пагубного влияния на детей нужно в первую очередь разобраться с собой, со своими проблемами и тогда не только мы будем эффективными учителями, но и ученический коллектив, будут успешными и соответственно весь процесс обучения будет эффективным.

Обладая адекватной самооценкой и позитивным самоотношением, педагог оказывает позитивное воздействие на самооценку и самоотношение детей, стимулирует у них стремление к успехам в учебной деятельности, оказывает развивающее воздействие на их личность.

  1. Упражнение «Любящий взгляд»

Психолог:  Это упражнение  способствует развитию мимической экспрессивности (отзывчивости).

Инструкция: Один участник выхолит за дверь. Его задача – определить, кто из группы будет смотреть на него «любящим» взглядом. Ведущий назначает в его отсутствие 2-3 человека. Затем выбирается другой отгадывающий. Количество смотрящих «любящим» взглядом увеличивается.

Участники: участник определяет кто на него смотрит любящим взглядом.

Вывод психолог:

Трудно ли было определить любящий взгляд?

– Трудно ли было изображать любящий взгляд?

– Чем может помочь нам умение изображать любящий взгляд?

4. Упражнение «Сколько во мне людей?».

    Психолог: Вам предлагается для обсуждения цитата из Уильяма Джеймса: «Когда встречаются два человека, на встрече присутствуют шестеро — каждый из двоих, каким он (или она) себя видит, каждый из двоих, каким его (или ее) видят другие, и каждый из двоих, каким они являются на самом деле».

Вопросы для обсуждения:

• Как Вы понимаете эту фразу?

• Как самосознание человека связано с отношениями с родителями, друзьями, коллегами по работе?

5. Упражнение «Моечная машина».

Психолог: 

Инструкция: все участники становятся в две шеренги лицом друг к другу. Первый человек становится «машиной», последний - «сушилкой». «Машина» проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. «Сушилка» должна его высушить - обнять. Прошедший «мойку» становится «сушилкой», с начала шеренги идет следующая «машина».

Участники:

Вывод психолог: это упражнение на сплочение группы, формирование доверия.

6. Влияние цвета на настроение человека (Приложение 1)

     Психолог: Педагог всегда воздействует своей личностью, начиная с того как ходит, сидит, говорит и, заканчивая тем, во что он верит и на что надеется. Он всегда на виду. Он учит даже в свое отсутствие. Тем образом, который он создал в душе ученика.

Понятие имиджа включает в себя не только естественные свойства личности, но и специально наработанные: оно связано как с внешним обликом, так и с внутренним содержанием человека, его психологическим типом, черты которого отвечают запросам времени и общества.

Цвет является как диагностичным, так и коррекционным.

Инструкция: Давайте порассуждаем: в какой бы цвет вы себя одели сейчас?

  • Красный – цвет страстей, власти, вспыльчивости.
  • Оранжевый – мечтательность.
  • Желтый – спокойствие, общительность, легкая приспособляемость.
  • Розовый – эмоциональность, потребность любить и быть добрее.
  • Коричневый – традиционность, уверенность.
  • Зеленый – цвет надежды открытого пути, упрямство в достижении цели.
  • Синий – духовная возвышенность, скромность, стремление к взаимопониманию.
  • Черный – неуверенность, мрачное восприятие жизни.
  • Серый – рассудительность, недоверчивость, повышенный эмоциональный контроль.
  • Белый в одежде не информативен.

При желании вы можете скорректировать настроение, используя определенные цвета одежды. Разумеется, что эти цвета могут улучшать ваше настроение и вызывать необходимые эмоции, присутствуя не только в одежде, но и в интерьере квартиры, в картине и т.д.

  • Относительно нейтрально на ваше состояние воздействуют белый и серый.
  • Белый – гасит раздражение, несколько успокаивает.
  • В угнетенном состоянии избегайте серого и черного цветов.
  • Если вы перевозбуждены, наденьте что-нибудь коричневое.
  • Если вы хотите отдохнуть, вам помогут лимонный, желто-зеленый, зеленый, синий, лиловый, фиолетовый
  • Для повышения бодрости используйте желто-зеленый, лимонный, пурпурный, фиолетовый, розовый, оранжево-красный.
  • Если вам необходимо сосредоточиться, подойдет синий, погрузиться в себя лиловый.
  • Если вам необходимо остыть, подойдут серовато-голубоватый и бирюзовый.

7. Упражнение «Гора с плеч»

Психолог: Важным условием сохранения и укрепления психического здоровья педагога является его умение вовремя «сбрасывать» напряжение, усталость и расслабляться. Для этого давайте сейчас научимся снимать утомление с помощью своего тела. Это упражнение поможет вам обрести внутреннюю стабильность.

Инструкция: Выполняется упражнение стоя, можно на полу. Нужно максимально резко поднять плечи, широко развести их назад и опустить. Такой должна быть постоянно ваша осанка. Задержитесь в развернутом виде, почувствуйте себя уверенно, запомните это состояние.

Цель: сброс психомышечного напряжения в области плечевого пояса и спины, контроль за осанкой и уверенностью в себе.

8. Упражнение «Луч света»

Психолог: Медитация позволяет людям научиться управлять эмоциями и удерживать душевное равновесие в сложных обстоятельствах. Следующее упражнение выполняется индивидуально. Для того чтобы выполнять упражнение, вам надо принять удобную позу, сидя или стоя в зависимости от того, как вам будет удобнее.

 Инструкция: Представьте, что внутри Вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и медленно, постепенно освещает лицо, шею, плечи, руки теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают брови, «охлаждаются» глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного, освобожденного человека, удовлетворенного собой и своей жизнью, профессией и учениками.

Выполните упражнение несколько раз - сверху вниз. Выполняя упражнение, вы получите удовольствие, даже наслаждение.

Заканчивайте упражнение словами: «Я стал новым человеком! Я стал молодым и сильным, спокойным и стабильным! Я все буду делать хорошо!»

9. Упражнение «Калоши счастья» (Приложение 2)

Психолог: Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Калоши счастья». У Андерсена есть сказка с таким названием. В этой сказке фее подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы те стали счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю вам обуть эти калоши и стать счастливым человеком. Я также буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача — надев эти калоши, найти в ситуации, предложенной вам, позитивные стороны. Другими словами, посмотрите на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста.


Инструкция: участники игры, надев «калоши счастья», отвечают на предложенную ситуацию в позитивном ключе. Тому, кто затрудняется дать позитивный ответ, остальные участники игры помогают, предлагая свои варианты. Участники получают эмоциональную разрядку и позитивный настрой.

Карточки с предложенными ситуациями и возможными вариантами ответов к игре «Колоши счастья».

  • Директор (заведующая) отчитал вас за плохо выполненную работу.

Я сделаю соответствующие выводы и постараюсь не допускать ошибок.

В следующий раз постараюсь выполнять свою работу лучше.

  • Вам дали классное руководство над слабыми детьми (очень «сложную» группу).

Есть возможность попробовать свои силы в работе с такими детьми.

Это хорошая возможность освоить новые методы работы с классом (группой).

  • На работе задержали зарплату.

Можно сэкономить на чем-то.

Можно теперь сесть на диету.

  • По дороге на работу вы сломали каблук.

Хороший повод купить новые сапоги.

  • Большинство ваших воспитанников выполнили работу очень слабо.

Хорошая возможность проанализировать, какой материал дети недостаточно хорошо усвоили.

  • Вы внезапно заболели.

Хороший повод отдохнуть.

Заняться наконец-то своим здоровьем.

  • Вас бросил муж.

Теперь не нужно тратить время на стирку, глажку, готовку, можно тратить свое время на себя.

Больше времени на хобби.

  • Вы попали под сокращение.

Хорошая возможность заняться чем-то другим, сменить род профессиональной деятельности.

Новый коллектив, новые перспективы.

  • При аттестации вам снизили категорию.
  • В один прекрасный момент Вы поняли, что педагогика - это не ваше.
  • На работе большой «завал» бумажной работы и Вы ничего не успеваете.
  • Директор (заведующая) сказал, что Вы недостаточно квалифицированный педагог.
  • Родители обратились к директору (заведующей) с жалобой на Вас.
  • Получив двойку на уроке, ученик шумно и демонстративно садится и начинает грубо высказываться в адрес учителя.
  • Вы первый раз проводите открытый урок и очень переживаете, и вам кажется, что все идет не по плану.

Вопросы рефлексии

• Трудно ли вам было отвечать?

• Было ли для вас что-то новое?

• Считаете ли вы полезным упражнение?

• Открыли ли вы что-то новое для себя?

• Как вы себя сейчас чувствуете?

• Какие у вас сейчас ощущения?

Вывод психолог: часто внешние ситуации выбивают нас из состояния внутреннего спокойствия. Мы под давлением происходящего можем очень быстро потерять покой в своем сердце. Таким образом, сами ситуации показывают нам, что они могут управлять нами, а не мы ими. Эта мудрая притча расскажет вам о том, как важно уметь сохранять мир в сердце, что бы ни происходило вокруг.

Цель: развитие навыков самопознания, формирование навыков позитивного восприятия мира, развитие позитивной Я-концепции, развитие навыков эмоциональной саморегуляции.

10. Упражнение «Да-да-да»

Психолог: Упражнение «Да-да-да» поможет вам трансформировать негативные переживания в положительные, а также настроит весь организм на благоприятное восприятие дальнейшего события.

Инструкция: Постарайтесь ни на что не отвлекаться и проговаривать «да-да-да» с различными интервалами, интонацией и громкостью.

  • Нежно
  • Шепотом
  • Возмущенно
  • Требовательно
  • Равнодушно
  • Сомневаясь
  • Громко
  • Задумчиво
  • Радостно

Задача психолога состоит в том, чтобы помочь всем участникам получить результат в своей работе и сохранить при этом свое психологическое здоровье.

Следующее упражнение позволит вам посмотреть на ваше взаимоотношения с профессией как бы со стороны, первоначально определить свое отношение к сложившейся ситуации, отметить возможную проблемность, «перекосы» в распределении психической энергии:

11. Упражнение «Я - дома, я - на работе»

Психолог: Замечательное упражнение поможет нам проанализировать в чем же мы отличаемся от себя домашней и от себя в рабочей обстановке. 

Инструкция:  Разделите лист пополам. Составьте 2 списка определений (как можно больше) «Я - дома», «Я - на работе». Проанализировать:

• похожие черты,

• противоположные черты,

• одинаковые качества, проявляющиеся в разных модальностях

• отсутствие общих черт.

Обсуждение: Какой список было составлять легче; Какой получился объемнее?
Каково ваше отношение к тому, что в характеристиках есть заметные различия и т.д.

12.  Упражнение «Промежуточная рефлексия».

Психолог: Представьте себя каким-нибудь предметом в зависимости от того настроения, в котором вы находитесь в данный момент.

Инструкция: Закрасьте его в любой цвет. Опишите, настроение этого предмета.

Участники по кругу описывают свои предметы.

13. Упражнение «Чувство».

Психолог: Когда мы хотим сказать о различных своих переживаниях, мы говорим: «Я чувствую». И мы редко задумываемся, что этим словом выражаем совершенно разные процессы, которые в нас происходят. На самом деле, мы переживаем ощущения, драйвы, эмоции и чувства.

Ощущения – это то, что мы чувствуем телом. Например, горячо, холодно, колется, щекотно.

Драйвы – это такое неудовлетворение, напряжение, которое заставляет нас искать возможности удовлетворить потребность.

Например, голод, желание двигаться, сексуальное желание.

Эмоции – это то, что мы переживаем душой. Например, радость, страх, гнев.

Эмоции – это простейшие переживания, хотя они могут быть очень сильными. Эмоции недолговечны. Они приходят и уходят. Когда они становятся постоянными или длительными, это называется эмоциональным состоянием. Когда они сплетаются, соединяются, мы называем это чувствами.

Чувства – это тоже переживания души, но они более сложные, чем простые эмоции. Например, любовь. Когда мы чувствуем, что любим, на самом деле мы переживаем одновременно много эмоций и чувств – и радость, и тревогу, иногда страх.

Чувства всегда переплетаются с нашими мыслями.

Инструкция: Сейчас вам предлагается написать на листах бумаги какое-либо чувство. Карточки собираются и перетасовываются. Затем каждый участник выбирает любую карточку. Ему необходимо изобразить то чувство, которое написано на ней. Показ может быть мимическим или пантомимическим. Остальные высказываются о восприятии этого показа.

14.  Упражнение “Звуковая гимнастика”.

Психолог: Это упражнение поможет снять напряжение, обучит вас навыку восстановления в стрессовой ситуации.

Инструкция: Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, ведущий рассказывает о правилах применения: спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично поизносим звук.

А – воздействует благотворно на весь организм;

Е – воздействует на щитовидную железу;

И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши;

О – воздействует на сердце, легкие;

У – воздействует на органы, расположенные в области живота;

Я – воздействует на работу всего организма;

Х – помогает очищению организма;

ХА – помогает повысить настроение.

Подводя итог, хочу сделать вывод, что любой человек в течение жизни сталкивается с трудными в эмоциональном отношении ситуациями, вырабатывает собственные, «авторские» приемы восстановления.

15.  Притча «Картина моего спокойствия».

Психолог: Одному богатому человеку захотелось иметь картину, при одном взгляде на которую становится спокойно на душе. Он учредил премию и пообещал миллион тому, кто напишет самую спокойную картину из всех. И тогда с разных уголков страны начали приходить работы художников, и было их несметное множество. Просмотрев все, богач особо отметил только две из них. На одной, яркой и радужной, был изображен совершенно идиллический пейзаж: голубое озеро блестело на дополуденном летнем солнце, вокруг стояли деревья, тянущиеся ветками к воде; по водной глади плыли белые лебеди, а в отдалении виднелась небольшая деревушка и мирно пасущиеся на лугу лошади. Вторая же картина была полной противоположностью первой: на ней художник изобразил высокую серую скалу, возвышающуюся над беспокойным морем. Бушевал шторм, волны были настолько высоки, что доставали почти до середины утёса; низкие грозовые облака хмуро нависали над местностью, а на вершине обрыва виднелись тёмные и зловещие силуэты деревьев, озаряемые бесконечными молниями. Эту картину сложно было назвать спокойной. Но, приглядевшись, под тенью утёса богач разглядел небольшой куст, произрастающий из щели в скале. А на нём было свито гнездо, а внутри него гордо восседала маленькая белая птица. Сидя там, окружённая безумием стихии, она всё так же высиживала своих будущих птенцов. Именно эту картину и выбрал богатый человек, посчитав, что она излучает спокойствие гораздо сильнее, чем первая. А всё потому, что, на самом деле, ощущение покоя наступает не тогда, когда вокруг тишина и ничего не происходит, а тогда, когда, что бы ни происходило вокруг, ты можешь сохранить спокойствие внутри себя.

16.  Упражнение «Антистресс»

    Психолог: Проведение этого упражнение способствует снятию чрезмерного нервно – эмоционального напряжения.

    Инструкция: Для этого в течение трех секунд надавливайте «антистрессовую» точку, которая находится под подбородком. При массировании этой точки чувствуется легкая ломота. После массирования расслабьтесь и представьте состояние истомы, вызывайте приятные образы. Через 3-5 мин. зевните, потянитесь, затем напрягите и расслабьте мышцы всего тела.

Упражнение 17. «Моя аффирмация» (Приложение 3)

     Психолог: Это упражнение поможет создать позитивный настрой, поможет развить позитивное самовосприятие и закрепит приобретенные сегодня навыки позитивного мышления. 

      Инструкция: Предлагаю вам вытянуть карточки с позитивными утверждениями-аффирмациями. Если вам какая-то карточка не понравится, можете вытянуть другую, которая вам близка.

     Аффирмация (от лат. affirmatio — подтверждение) — краткая фраза, содержащая вербальную формулу, которая при многократном повторении закрепляет требуемый образ или установку в подсознании человека, способствуя улучшению его психоэмоционального фона и стимулируя положительные перемены в жизни.

      Итак, вы по очереди тянете карточки и зачитываете их.

     После завершения упражнения можно спросить, какие у участников ощущения от этого упражнения.

     Ожидаемый результат: закрепление позитивного опыта; положительный настрой.

Психолог: Итак, мы с вами получили новую информацию о себе и о группе, осознали личностные особенности, отработали навыки, поучились работать с чувствами, с поиском позитива в сложных ситуациях. Поработали с аффирмациями и попробовали на себе техники снятия усталости и мышечного напряжения. А сейчас перейдем к заключительной части нашего тренинга. Подведем эмоциональные и рациональные итоги прошедшего занятия.

Заключительная частьЭтап III. Рефлексия группового опыта

Цель: эмоциональная и рациональная оценка прошедшего занятия, личностные выводы.

18. Упражнение «Изменения» (Приложение 4)

     Психолог: Упражнение «Изменения» в заключительной части нашего тренинга используется для подведения итогов тренинга. Это, своего рода, взаимный контроль участников. Он повышает вероятность того, что полученные знания внедряться вами в реальную деятельность.

   Инструкция: Все участники тренинга получают по карточке, после чего выслушивают следующую инструкцию: «На тренинге мы получили много знаний и навыков, цель которых – облегчить нашу жизнь на рабочем месте. К сожалению, навыки, полученные на тренинге, имеют тенденцию уходить, если не приложить дополнительных усилий к тому, чтобы больше использовать и тренировать их в реальных условиях. Для того чтобы продумать, что и как вы будете применять на практике в ближайшее время, я и предлагаю написать на своей карточке три изменения, которые каждый предпримет у себя на рабочем месте в ближайшую неделю после тренинга».

   Каждый надписывает на карточках свое имя и телефон.

    Участники в парах обмениваются карточками и договариваются о том, что через неделю созвонятся для того, чтобы узнать, как дела у другого, выполнены ли поставленные цели.

Психолог: Ну и на прощание я хочу поделиться с вами одной замечательной притчей.


19. Притча о колодце.

Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками - ведь вытащить ослика из колодца было невозможно. Тогда хозяин рассудил так: «Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев - засыплю-ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю». Недолго думая, он пригласил своих соседей - все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец. Однако очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянули в колодец, он увидел следующую картину - каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца! Так вот…

Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому, подняться немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца.

Запомните пять простых правил:

1. Освободите свое сердце от ненависти – простите всех, на кого вы были обижены.

2. Освободите свое сердце от волнений – большинство из них бесполезны.

3. Ведите простую жизнь и цените то, что имеете.

4. Отдавайте больше.

5. Ожидайте меньше.

20.  Рефлексия «Мне сегодня...»

Психолог: Каждый участник группы должен завершить фразу: «Мне сегодня...», оправдались ли ваши ожидания?

Подведение итогов занятия.

Желаю дальнейших творческих успехов! Здоровья! Радости! Спасибо за работу!

Приложение 1

Характеристика цвета

Красный        – цвет страстей, власти, вспыльчивости.

Оранжевый   – мечтательность.

Желтый         – спокойствие, общительность, легкая приспособляемость.

Розовый         – эмоциональность, потребность любить и быть добрее.

Коричневый – традиционность, уверенность.

Зеленый         – цвет надежды и открытого пути, упрямство в достижении цели.

Синий            – духовная возвышенность, скромность, стремление к взаимопониманию.

Черный          – неуверенность, мрачное восприятие жизни, желание быть незаметным.

Серый            – рассудительность, недоверчивость, повышенный эмоциональный контроль.

Белый в одежде не информативен.

Влияние цвета

  • Относительно нейтрально на ваше состояние воздействуют белый и серый.
  • Белый – гасит раздражение, несколько успокаивает.
  • В угнетенном состоянии избегайте серого и черного цветов.
  • Если вы перевозбуждены, наденьте что-нибудь коричневое.
  • Если вы хотите отдохнуть, вам помогут лимонный, желто-зеленый, зеленый, синий, лиловый, фиолетовый
  • Для повышения бодрости используйте желто-зеленый, лимонный, пурпурный, фиолетовый, розовый, оранжево-красный.
  • Если вам необходимо сосредоточиться, подойдет синий, погрузиться в себя лиловый.
  • Если вам необходимо остыть, подойдут серовато-голубоватый и бирюзовый.

Приложение 2

Директор отчитал вас за плохо выполненную работу.

Вам дали классное руководство над слабыми детьми.

На работе задержали зарплату.

По дороге на работу вы сломали каблук.

Вы внезапно заболели.

Вас бросил муж.

Вы попали под сокращение.

При аттестации вам снизили категорию.

В один прекрасный момент Вы поняли, что педагогика - это не ваше.

На работе большой «завал» бумажной работы и Вы ничего не успеваете.

Директор (заведующая) сказал, что Вы недостаточно квалифицированный педагог.

Родители обратились к директору (заведующей) с жалобой на Вас.

Получив двойку на уроке, ученик шумно и демонстративно садится и начинает грубо высказываться в адрес учителя.

Вы первый раз проводите открытый урок и очень переживаете, и вам кажется, что все идет не по плану.

Приложение 3

ПОЗИТИВНЫЕ АФФИРМАЦИИ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

У МЕНЯ МНОГО ДРУЗЕЙ!

Я ПОЛЕЗНА И НУЖНА!

Я ЛЮБЛЮ ВСЕХ!

Я УМЕЮ СЛУШАТЬ!

Я УМЕЮ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ!

Я ПОЛНА ХОРОШИХ ИДЕЙ!

У МЕНЯ СКАЗОЧНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ!

Я ОЧЕНЬ УМНАЯ!

У МЕНЯ ВЫДАЮЩИЕСЯ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ!

Я МОГУ СДЕЛАТЬ ВСЕ, К ЧЕМУ ПРИЛОЖУ МОЗГИ!

Я УВЕРЕНА В СЕБЕ – Я СПРАВЛЮСЬ!

Я ВЕРЮ В СЕБЯ!

МНЕ ВСЕГДА И ВО ВСЕМ ВЕЗЕТ!

Я ЗДОРОВАЯ И СИЛЬНАЯ!

Я В ОТЛИЧНОЙ ФОРМЕ!

МОЕ ТЕЛО – МОЙ ЛУЧШИЙ ДРУГ!

Я ЧУВСТВУЮ СЕБЯ ВЕЛКОЛЕПНО!

Я СПОКОЙНА И РАССЛАБЛЕНА!

Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ И СВОЮ ЖИЗНЬ!

Я САМАЯ ОБАЯТЕЛЬНАЯ И ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ!

КАЖДЫЙ ДЕНЬ ВО ВСЕХ ОТНОШЕНИЯХ Я СТАНОВЛЮСЬ ВСЕ ЛУЧШЕ И ЛУЧШЕ!

Я ЛЮБЛЮ ДЕТЕЙ – У НИХ ЕСТЬ ЧЕМУ ПОУЧИТЬСЯ!

Я САМА СЕБЕ ДОБРЫЙ ДРУГ!

Я ТАЛАНТЛИВАЯ И СПОСОБНАЯ!

Я ГОРЖУСЬ СВОИМИ ДОСТИЖЕНИЯМИ!

Я ВЕРЮ ТОЛЬКО В ЛУЧШЕЕ!

У МЕНЯ ВСЕГДА ЕСТЬ ВЫБОР!

МОИ МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ!

Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ И СВОЮ РАБОТУ!

Я ЗДОРОВАЯ И СИЛЬНАЯ!

Я В ОТЛИЧНОЙ ФОРМЕ!

МОЕ ТЕЛО – МОЙ ЛУЧШИЙ ДРУГ!

Я ЧУВСТВУЮ СЕБЯ ВЕЛКОЛЕПНО!

Я СПОКОЙНА И РАССЛАБЛЕНА!

Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ И СВОЮ ЖИЗНЬ!

Я САМАЯ ОБАЯТЕЛЬНАЯ И ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ!

Я САМА СЕБЕ ДОБРЫЙ ДРУГ!

Я ТАЛАНТЛИВАЯ И СПОСОБНАЯ!

Я ГОРЖУСЬ СВОИМИ ДОСТИЖЕНИЯМИ!

Приложение 4

Имя: __________________________

Номер телефона:________________

Изменения:

1._____________________________

_______________________________

2.______________________________

_______________________________

3. _____________________________

_______________________________

Имя: __________________________

Номер телефона:________________

Изменения:

1._____________________________

_______________________________

2.______________________________

_______________________________

3. _____________________________

_______________________________

Имя: __________________________

Номер телефона:________________

Изменения:

1._____________________________

_______________________________

2.______________________________

_______________________________

3. _____________________________

_______________________________

Имя: __________________________

Номер телефона:________________

Изменения:

1._____________________________

_______________________________

2.______________________________

_______________________________

3. _____________________________

_______________________________

Имя: __________________________

Номер телефона:________________

Изменения:

1._____________________________

_______________________________

2.______________________________

_______________________________

3. _____________________________

_______________________________

Имя: __________________________

Номер телефона:________________

Изменения:

1._____________________________

_______________________________

2.______________________________

_______________________________

3. _____________________________

_______________________________

Имя: __________________________

Номер телефона:________________

Изменения:

1._____________________________

_______________________________

2.______________________________

_______________________________

3. _____________________________

_______________________________

Имя: __________________________

Номер телефона:________________

Изменения:

1._____________________________

_______________________________

2.______________________________

_______________________________

3. _____________________________

_______________________________