"Применение дидактических игр в процессе обучения математике детей с нарушениями интеллекта.

В последнее время в педагогике, так же как и во многих других областях науки, происходит перестройка практики и методов работы, в частности, все более широкое распространение получают различного рода игры. Внедрение в практику игровых методик напрямую связано с рядом общих социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной организованности и культуры взаимоотношений между учителем и учащимися. Необходимость повышения уровня культуры общения учащихся в учебно-воспитательном процессе диктуется необходимостью повышения познавательной активности школьников, стимулирования их интереса к изучаемым предметам. В связи с этим особое значение приобретают эффективные средства и формы обучения, одним из таких средств являются дидактические игры. Развивать у учащихся познавательные процессы помогают дидактические игры. Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности. Многие игры требуют не только умственных, но и волевых усилий: организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры. Главное, чтобы игра органически сочеталась с серьезным, напряженным трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а, наоборот, способствовала интенсификации умственной работы. В различных системах обучения детей с нарушениями игре отводится особое место. Игра для ребенка - не просто интересное времяпрепровождение.В игре вырабатываются организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. В настоящее время существует целое направление в педагогической науке - игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей, поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) - это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальные условия жизнедеятельности. Математика, один из важнейших предметов, преподаваемых в школе. На этих уроках у детей развивается фонематический слух, речь, словарный запас, мелкая моторика рук и многое другое, что помогает в формировании психологических (мышление, память, внимание, речь) и физических качеств ребенка. Поэтому использование в педагогической практике дидактических игр по математике крайне актуально для детей с нарушениями интеллекта. Школьный возраст – это возраст, когда даже не выявленная ранее умственная отсталость становится очевидной. Исследования Л.С.Выготского, А.Р.Лурия, К.С.Лебединской, В.И.Лубовского, М.С.Певзнер, Г.Е.Сухаревой и других дают веские основания относить к умственной отсталости только те состояния, при которых отмечается необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, вызванное органическим поражением головного мозга. Умственная отсталость – это не просто «малое количество ума», это качественные изменения всей психики, всей личности в целом. У умственно отсталых детей имеются грубые изменения в условно-рефлекторной деятельности, разбалансированность процессов возбуждения и торможения, нарушения взаимодействия сигнальных систем. И как следствие – аномалия психического развития ребенка, включающая: - недоразвитие познавательных процессов, и, прежде всего - восприятия; отмечается также узость объема восприятия, его фрагментарный характер и низкая активность этого процесса; - бессистемное мышление, при котором вычленяются лишь наиболее заметные части предметов, не устанавливаются связи между отдельными частями предметов и отдельными предметами; - нарушения памяти; - трудности в воспроизведении образов восприятия, представлений: фрагментарность, недифференцированность образов мешает развитию познавательной деятельности; - дефекты всех сторон речи (фонетической, лексической, грамматической); затруднен звукобуквенный анализ и синтез, восприятие и понимание речи; снижена потребность в речевом общении; - недостатки внимания (малая устойчивость, трудности распределения, замедленная переключаемость); особенно страдает непроизвольное внимание: если работа неинтересна, дети ее просто бросают; они не могут долго ни на чем сосредоточиться; - нарушение эмоционально-волевой сферы (недоразвитие эмоций, нет оттенков переживаний, переживания неглубокие и неустойчивые; апатия может неожиданно смениться эйфорией); - нарушение деятельности: несформированность навыков учебной деятельности, недоразвитие целенаправленности деятельности, трудности самостоятельного планирования собственной деятельности; неумение соотнести получаемые результаты с ранее поставленной задачей и оценить результат; некритичность к своей работе. Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Как уже было сказано выше, игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но, в то же время, в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Необходимость использования дидактических игр как средства обучения детей в младшем школьном возрасте определяется тем, что игровая деятельность как ведущая не потеряла своего значения. Л. С. Выготский писал, что «в школьном возрасте игра не умирает, а проникает в отношения к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и в труде». Отсюда следует, что опора на игровую деятельность, игровые формы и приёмы - это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу. Интерес - это главная движущая сила познавательной деятельности учащихся, вызвать которую поможет постоянное использование дидактических игр. В педагогической теории и практике интерес рассматривается как мощный стимул обучения, как эффективное средство познавательной деятельности учащихся, позволяющее учителю сделать процесс овладения знаниями, умениями и навыками более привлекательным. А.И. Сорокина выделяет следующие виды дидактических игр: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы, которые могут быть использованы на уроках математики с целью повышения эффективности обучения. Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое - через загадочное, трудное - через преодолимое, необходимое – через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель игры-путешествия - усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха. Игры-путешествия всегда несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться. Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно. Игра-путешествие - игра действия, мысли, чувств ребенка, форма удовлетворения его потребностей в знании. В названии игры, в формулировке игровой задачи должны быть “зовущие слова”, вызывающие интерес детей, активную игровую деятельность. В игре-путешествии используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, иногда разработка маршрутов путешествия, поэтапное решение задач, радость от ее решения, содержательный отдых. В состав игры-путешествия иногда входит песня, загадки, подарки и многое другое. Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: “Помоги Буратино вставить пропущенные числа”, “Проверь домашнее задание у Незнайки”. Игры-предположения“Что было бы?” или “Что бы я сделал...”, “Кем бы хотел быть и почему?”, “Кого бы выбрал в друзья?” и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии “Что было бы..?” или “Что бы я сделал...”. Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами. Дети высказывают предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: “Кто быстрее сообразит?”. Игры-загадки. Возникновение загадок уходит в далекое прошлое. Загадки создавались самим народом, входили в обряды, ритуалы, включались в праздники. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как умного развлечения. В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры. Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). Описание это лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться - доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения. Игры-беседы (диалоги). В основе игры-беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. В игре-беседе учитель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру. Однако игра-беседа таит в себе опасность усиления приемов прямого обучения. Воспитательно-обучающее значение заключено в содержании сюжета - темы игры, в возбуждении интереса к тем или иным аспектам объекта изучения, отраженного в игре. Познавательное содержание игры не лежит “на поверхности”: его нужно найти, добыть - сделать открытие и в результате что-то узнать. Ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Все это характеризует активный поиск решения поставленной игрой задачи. Немалое значение имеет умение участвовать в беседе, что характеризует уровень воспитанности. Основным средством игры-беседы является слово, словесный образ, вступительный рассказ о чем-то. Результатом игры является удовольствие, полученное детьми. Перечисленными типами игр не исчерпывается, конечно, весь спектр возможных игровых методик. Дидактическую игру и урок противопоставить нельзя. Цель дидактических игр и игровых приемов обучения – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным. Самое главное, и это необходимо еще раз подчеркнуть - дидактическая задача в дидактической игре осуществляется через игровую задачу. Дидактическая задача скрыта от детей. Внимание ребенка обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознается. Это и делает игру особой формой игрового обучения, когда дети чаще всего непреднамеренно усваивают знания, умения, навыки. Взаимоотношения между детьми и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой. Дети и педагог – участники одной игры. Нарушается это условие – и педагог становится на путь прямого обучения. Таким образом, дидактическая игра – это игра только для ребенка. Для взрослого она – способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект. Выше сказанное позволяет определить следующиефункции игровых приемов и дидактических игр: 1) функция формирования устойчивого интереса к учению и снятию напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму; 2) функция формирования психических новообразований; 3) функция формирования собственно учебной деятельности; 4) функция формирования общеучебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы; 5) функция формирования навыков самоконтроля и самооценки; 6) функция формирования адекватных взаимоотношений и освоения социальных ролей. Итак, дидактическая игра - это сложное, многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы у детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Игра позволяет сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое использование игры в учебном процессе заметно облегчит его, так как игровая деятельность привычна для ребенка. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные эмоции значительно облегчают процесс познания. Организовать и провести дидактическую игру - задача достаточно сложная для педагога. Можно выделить следующие основные условия для проведения игры: 1) Наличие у педагога определённых знаний и умений относительно дидактических игр. 2) Выразительность проведения игры. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре. 3) Необходимость включения в игру педагога. Он является участником, и руководителем игры. Педагог должен обеспечить поступательное развитие игры в соответствии с учебными и воспитательными задачами, но при этом не оказывать давления, выполнять второстепенную роль, незаметно для детей направлять игру в нужное русло. 4) Необходимо оптимально сочетать занимательность и обучение, проводя игру, педагог должен постоянно помнить, что он даёт детям сложные учебные задания, а в игру их превращает форма их проведения - эмоциональность, легкость, непринужденность. 5) Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач. 6) Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания. 7) Используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой и емкой. Грамотное проведение игры обеспечивается четкой организацией дидактических игр, прежде всего педагог должен осознать и сформулировать цель игры, ответить на вопросы: какие умения и навыки дети освоят в процессе игры, какому моменту игры надо уделять особое внимание, какие воспитательные цели преследуются при проведении игры? Нельзя забывать, что за игрой стоит учебный процесс. И задача педагога - направить силы ребенка на учебу, сделать серьезный труд для детей занимательным и продуктивным. Далее необходимо определиться с количеством играющих. В разных играх предусмотрено различное их количество. По возможности надо стремиться, чтобы в игре участвовал каждых ребенок. Поэтому если игровую деятельность осуществляет часть детей, то остальные должны исполнять роль контролеров, судей, то есть тоже принимать участие в игре. Следующим этапом при организации дидактической игры является подбор дидактических материалов и пособий для игры. Помимо этого, требуется четко спланировать временной параметр игры. В частности, как с наименьшей затратой времени познакомить детей с правилами игры. Необходимо предусмотреть, какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить активность и интерес детей, учесть возможное возникновение незапланированных ситуаций при проведении дидактических игр. И, наконец, важно продумать заключение, подведение итогов после проведения дидактической игры. Большое значение имеет коллективный анализ игры. Оценивать следует быстроту, и главное - качество выполнения игровых действий детьми. Обязательно нужно обратить внимание и на проявление поведения детей и качеств их личности в игре: как появилась взаимовыручка в игре, настойчивость в достижении цели. Постоянно демонстрируйте детям их достижения. Важно продумать поэтапное распределение игр и игровых моментов на уроке. В начале урока цель игры - организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы; в конце урока игра может носить поисковый характер. На любом этапе урока игра должна отвечать следующим требованиям: быть интересной, доступной, включать разные виды деятельности детей. Игра, следовательно, может быть проведена на любом этапе урока. Она используется также на уроках разного типа. Так, на уроке объяснения нового материала в игре должны быть запрограммированы практические действия детей с группами предметов или рисунками. На уроках закрепления материала используют игры на воспроизведение свойств действий и вычислений. В системе уроков по теме важно подобрать игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводительную, преобразующую, поисковую. Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания. Переход от собственно игры к учению должен быть плавным. Игры вызывают у школьников живой интерес к предмету, позволяют развивать индивидуальные способности каждого ученика, воспитывают познавательную активность. Безусловно, в процессе обучения дидактическая игра - вторичный этап. Результативность дидактической игры зависит: 1) от систематического их использования. 2) от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. Учащихся с нарушениями интеллекта в дидактических играх более всего увлекает игровое действие, характерная черта которого - активность детей в игровых целях. Игровое действие дидактических игр разнообразно: группирование, сравнение, загадывание, отгадывание и т.д. Характер игровых действий усложняется с возрастом школьников. Игровые моменты вызывают у школьника стремление анализировать, сопоставлять, исследовать скрытые причины явлений. Это - творчество! Это то, что и составляет явление познавательной активности. Собственно игра вызывает важнейшее свойство учения - потребность учиться, значит, ценность игры в психолого-педагогическом контексте очевидна. Существуют различные классификации развивающих игр. По характеру познавательной деятельности игровые занимательные задания можно отнести к следующим группам: -игры, требующие от детей исполнительской деятельности. С помощью этих игр учащиеся выполняют действия по образцу. Так проводится игра “Составим разноцветный поясок”. Она применяется для выявления умения различать предметы по цвету, форме, расположению. -игры, требующие воспроизведения действия. Они направлены, в первую очередь, на отработку вычислительных навыков. Спектр этих игр большой: “Лучший летчик”, “Забей гол в числовые ворота”, “Вычислительные машины”. Эти игры можно применять во всех классах, наполняя содержание игры соответствующими по сложности цифровыми данными. -игры, включающие элементы поиска и творчества. Игры этого вида находят широкое применение во всех классах. Так проводятся игры: “Помоги почтальону Печкину”, “Найди цифры”, “На какой цвет упадет капля”, “Волшебная яблоня”. В ходе игры “Помоги почтальону Печкину”, дети, решив примеры, написанные на конвертах, опускают их в тот почтовый ящик, на котором написана соответствующая цифра. -игры, с помощью которых дети изменяют примеры и задачи в другие, логически связанные с ними. Например, “Цепочка”, “Математическая эстафета”, “Составь поезд” и т.д. Мыслительные операции, которые осуществляются умственно отсталыми учениками, должны быть правильно дозированы. В противном случае игра становится для детей либо утомительной, либо вообще недоступной. Вот почему, отрабатывая игровые правила, необходимо ограничивать их количество двумя-тремя условиями. На этапе освоения детьми игры (особенно это касается младших классов) после показа игровых действий целесообразно, чтобы школьники выполнили их вместе с учителем. Роль учителя остается значительной на всем протяжении игры. Эффективность игры во многом зависит от эмоционального отношения к ней педагога, от его заинтересованности в результатах. Кроме того, поскольку не все школьники одновременно усваивают игровые правила, учитель продолжает помогать им в процессе игры. Помощь должна быть, по возможности, скрытой от других учеников, чтобы у всех – и у слабых, и у сильных – создалось впечатление равноценности их участия. Ребенку можно помочь, упростив материал игры, напомнив последовательность выполнения задания или сократив объем мыслительных операций. Упрощение содержания работы помогает слабоуспевающим школьникам не чувствовать себя ущемленными, играть наравне с другими, не терять интереса к игре и даже выигрывать. В другом случае можно уменьшить количество заданий для слабых учащихся. Для того чтобы при неоднократном использовании игры интерес к ней не снижался, ее можно модифицировать за счет замены оборудования (вводятся новые предметы, картинки, условные обозначения) или введения новых правил. Все дидактические игры предполагают при их завершении выявление победителя в лице ученика или группы, подведение итогов работы проходит при активном участии всего класса, важный эмоциональный момент – поздравление победителя: вручение вымпела, игровых фишек, жетонов и т.п. Пренебрежение этим условием ведет к угасанию интереса, к потере игровой задачи. Выбор дидактической игры обусловливается целями, содержанием, этапом урока, на котором она проводится. Так же сам урок, игра реализует познавательные, воспитательные и коррекционные задачи обучения. В связи с этим она не имеет права быть только развлекательным элементом занятий. Учащиеся разгадывают загадки и записывают числа-отгадки, ориентируясь на имеющиеся знания. Здесь коррекционно-развивающие и познавательные поурочные цели прослеживаются достаточно четко. Дети переключаются на новый вид деятельности: выбирают картинки-отгадки, доказывают правильность выбора. Образуется пауза, заполненная интересным и полезным для школьников занятием. Затем следует выполнение учебной задачи: запись чисел-отгадок. Дидактическая игра может быть использована на различных этапах урока. Если в ходе урока используется несколько игр, в конце его жетоны предъявляются учителю для получения соответствующей оценки (5- отличная оценка, 4-хорошая и т.п.) Особенно целесообразны дидактические игры на этапах повторения и закрепления. Место и характер игры определяет учитель, исходя из работоспособности класса, его возбудимости или заторможенности, из сложности материала, с которым будут работать школьники. Дидактические игры и игровые упражнения Усвоение смысла действий сложения и вычитания. "Что изменилось?" "Было - стало" (с использованием разнообразного счетного материала и парных картинок). "Плюс или минус?" (угадывание пропущенного в примере знака действия или показ знака действия, которое необходимо выполнить для решения предложенной учителем задачи). "Составим разноцветный поясок" "Цепочка" "Математическая эстафета" "Составь поезд" Усвоение примеров вычислений. "Дополни запись" (заполнение пропусков, иллюстрирующих прием). "Помоги Незнайке" (исправление ошибок в записи) "Помоги почтальону Печкину" "Найди цифры" "На какой цвет упадет капля""Волшебная яблоня" "Найди примеры с одинаковыми ответами" (различные варианты образования пар таких предметов: соединение линиями, раскрашивание рисунков с записями таких примеров и другие). Закрепление знания таблицы сложения и состава чисел. "Угадай пример" (по заданному ответу отгадывается пример на сложение, записанный на карточке). "Сколько кружков одного цвета?" (на наборном полотне выставлено обратной стороной к классу, например, по 6 кружков на каждой полочке. Дети угадывают, сколько среди них красных и сколько синих на каждой полочке). "Заселяем дома". Закрепление навыков сложения и вычитания. "Составь поезд" (из вагонов - карточек с записанными на них примерами, ответы которых служат указанием порядковых номеров вагонов). "Угадай число" (которое на несколько единиц больше или меньше данного). "Математическая эстафета" и другие игры, в которых учащиеся соревнуются на скорость решения предложенных примеров. Усвоение последовательности чисел, их запись и чтение. Считай дальше с любого числа Загадка "Веселый счет" (кто быстрее найдет на рисунке и перечислит в порядке возрастания или убывания все записанные на нем числа). "Кто быстрее?" (с использованием настольных игр типа "Цирк", "Разведчик" и т.д. - продвижение вперед по ряду чисел). Назови соседей числа Усвоение примеров сложения и вычитания. "Дополни до…" "Сколько всего прибавили?" "Сколько всего вычли?" "Дополни запись" и т.д. Закрепление знания таблицы сложения и состава чисел. "Заселяем дома" Эстафета - соревнование в составлении и записи всех примеров с заданным ответом. "Арифметическое лото" "Сколько палочек в другой руке " Усвоение последовательности чисел от … до …, их записи и чтения. По порядку номеров "Веселый счет" (кто быстрее найдет на рисунке и перечислит в порядке возрастания или уменьшения все записанные на нем числа). "Кто быстрее?" (с использованием настольных игр типа "Цирк", "Разведчик" и т.д. - продвижение вперед по ряду чисел). Усвоение приемов сложения и вычитания. "Сколько всего прибавили?" "Сколько всего вычли?" "Дополни запись" и т.д. Закрепление знания таблицы сложения и состава чисел. "Заселяем дома". Эстафета - соревнование в составлении и записи всех примеров с заданным ответом. "Поймай бабочку" "Магазин" "Рыболовы" "Войди в ворота" "Медвежонок" "Цепочка" "Кто быстрее сосчитает" "Сбежавшие числа" "Весёлый счёт" "Молчанка" Отработка навыков устных вычислений. "Занимательные рамки" "Круговые примеры" "Арифметические ребусы и головоломки" "Угадывание задуманного числа". В течение учебного года на всех этапах урока, с целью повышения эффективности усвоения программного материала, мною применялись различные дидактические игры. При объяснении нового материала использовались такие игры, которые содержат существенные признаки изучаемой темы. Также в них были заложены практические действия детей с группами предметов или рисунков. Примеры игр, применяемых при объяснении нового материала: “Математическая эстафета” (игры, с помощью которых изменяют примеры и задачи в другие логически связанные с ними) Цель игры: ознакомление с образованием чисел из десятка и единиц, способствовать формированию умения работать в команде. Средства обучения: 10 кругов и 10 треугольников. Содержание игры: учитель делит класс на 2 команды по рядам и проводит игру-соревнование. Первый ученик из первой команды иллюстрирует число с помощью кругов и треугольников, второй из этой же команды называет цифрой обозначенное число, третий – показывает число на карточках. Аналогичные упражнения выполняют вторая команда. Победит та команда, которая не допустит ни одной ошибки или допустит меньшее их число. “Молчанка”(игры, с помощью которых изменяют примеры и задачи в другие логически связанные с ними) Цель игры: формирование умения устанавливать связь между устной и письменной нумерацией, способствовать развитию чувства выдержки. Содержание игры: учитель иллюстрирует на карточках числа в пределах 5, а учащиеся обозначают их с помощью разрезных цифр и показывают их молча учителю или записывают в тетради. “Сбежавшие числа” (игры, включающие элементы поиска и творчества) Цель игры: усвоение порядка следования чисел в натуральном ряду; развивать внимание, наблюдательность. Материал игры: таблички с числами. Например: 1 3 Содержание игры: Учитель вывешивает на доску готовые таблицы (или чертит их на доске), в пустые клетки которых надо вписать пропущенные числа. Ученики должны определить закономерность в записи цифр и вписать нужные. Учитель говорит: “Здесь каждое число живет в своём домике. Но вы видите, что некоторые домики пусты - из них сбежали числа. Какие это числа? Надо подумать и вернуть беглецов в свои дома”. Выигрывает тот, кто вставит числа правильно. При изучении и закреплении темы “Нумерация ” была использована игра “Весёлый счёт” или “Борьба за цифру”. (игры, требующие воспроизведения действий) Цель игры: закрепление порядка следования чисел; развивать внимание, наблюдательность. Средства обучения: два больших листа плотной бумаги, на которых написаны разным цветом цифры большого размера. Содержание игры:перед каждой таблицей становится один из учеников. Учитель предлагает громко назвать числа по порядку от 1 до 5 или от 5 до 1, одновременно показывая каждое из них на таблице. Тот, кто быстрее назовёт числа, считается победителем. Через каждую таблицу проходит несколько пар. Пример таблицы: 3 3 2 4 5 1 5 2 4 1 С помощью этих игр в процессе обучения были не только закреплены знания учащихся, но и активизировано внимание учащихся. С помощью игры “Весёлый счёт” развивалось также и зрительное восприятие детей. Примеры игр, применяемых при закреплении материала. На уроках закрепления нового материала важно применять игры на воспроизведение свойств, действий, вычислительных приёмов и т.д. В этом случае использование средств наглядности следует ограничить и направить внимание на проговаривание вслух правил, свойств, вычислительных приёмов. При закрепление материала форма проведения игры может быть разной: коллективной, групповой и индивидуальной. Целесообразно проводить игры в группах и в виде соревнования. Для проведения соревнования учитель в таблице на доске звёздочками отмечает дружную работу команд в течение урока. Если активность и интерес детей какой-либо команды ослабевает (например, из-за того, что команда набрала меньшее число очков, учитель должен спросить такого ученика из этой команды, который ответит правильно и заработает звезду. В конце урока учитель вместе с детьми подводя итоги соревнования, обращает внимание на дружную работу участников команд, что способствует формированию чувства коллективизма. Необходимо отнестись с большим тактом к детям, допустившим ошибки. Ошибки учащихся надо анализировать не в ходе игры, а в конце, чтобы не нарушать общего впечатления от игры. “Считай дальше с любого числа”.(игры, требующие воспроизведения действий) Цель игры: способствовать формированию умения называть числа от … до …, развивать внимание. “Назови соседей числа”. (игры, с помощью которых изменяют примеры и задачи в другие логически связанные с ними) Цель игры: совершенствовать вычислительные навыки, развивать познавательную активность. Эта игра даёт возможность каждое число рассматривать не изолированно, а в связи с предыдущим и последующим числом. Средства обучения: мяч или два мяча – большой и маленький (или разного цвета). Содержание игры: учитель бросает мяч то одному, то другому участнику игры, а те, возвращая мяч, отвечают на вопрос учителя. Бросая мяч, учитель называет какое-либо число, играющий должен назвать смежные числа (обязательно сначала меньшее, потом большее). Также на этапе закрепления можно предложить следующие игры: “Загадка”. (игры, включающие элементы поиска и творчества) Цель игры: закрепить нумерацию чисел; способствовать развитию внимания, наблюдательности. Содержание игры: учитель загадывает загадку: Где сладко, там она кружит, Она и жалит, и жужжит, И попадается в компот, Вот только мёду не даёт. Замени число в таблице буквами. Прочитайте слово и запишите его. 1 у 2 с 3 о 4 а 5 м 3,2,4 оса “По порядку номеров” (игры, требующие воспроизведения действий) Цель игры: закрепление порядка следования чисел при счёте; способствовать формированию умения работать в команде; способствовать развитию умения наблюдать. Содержание игры:5 человек выстраиваются шеренгами лицом к классу. У учителя – два комплекта карточек разного цвета с числами от 1 до 5 (можно использовать любые варианты чисел). Перед началом игры перемешивает карточки и по одной прикрепляет на спины играющих. Ни один из играющих не знает, какое число на его карточке. Узнать это каждый может лишь у своего соседа. По сигналу игроки должны построится так, чтобы числа на их карточках были расположены по порядку. Примеры игр, применяемых при обобщении материала: На этапе обобщения знаний целесообразно проводить уроки в форме путешествия в сказочную страну или условной экскурсии в лес с элементами игры. “Поймай бабочку” (игры, с помощью которых изменяют примеры и задачи в другие логически связанные с ними) Цель игры: обобщение знаний о составе числа; развивать внимание, наблюдательность. Содержание игры: на доску вывешивается иллюстрация с изображением луга и макеты бабочек. На каждой бабочке написаны числа от … до …. У каждого ребёнка бабочка из картона жёлтого цвета, на обратной стороне которой записаны числа. Один из вызванных к доске учеников ловит бабочку, прикреплённую на ниточке, у кого эта цифра есть поднимают руку и получают бабочку. Потом все отправляются в магазин, (проголодались на прогулке). Далее проходит игра в “Магазин”.(игры, включающие элементы поиска и творчества) Цель игры: обобщение знаний учащихся о составе числа; развивать внимание, расширять кругозор, развивать познавательную активность. Содержание игры: вывешивается два плаката: один с рисунками монет, другой с изображением предмета и его ценой (хлеб – цена, батон, булочка, рогалик и т.п.). Дети подходят к плакатам, показывают хлеб, и расплачиваются за покупку набором из существующих монет. “Медвежонок”(игры, включающие элементы поиска и творчества) Цель игры: обобщение знаний учащихся о составе числа, замене числа суммой его слагаемых; развивать наблюдательность, внимание. Средства обучения: кленовые листья, вырезанные из бумаги, с записанными на них числами и знаками, фигура Медвежонка. Содержание игры: на доске записаны примеры с пропущенными числами и знаками. Немного в стороне крепятся вырезанные из бумаги кленовые листья с записанными на них цифрами и знаками и иллюстрация Медвежонка. Учитель предлагает следующую ситуацию: “Ребята, Медвежонок решил примеры на кленовых листочках. Подул ветер, и листочки разлетелись. Очень расстроился Медвежонок. Как же теперь быть? Надо помочь ему” Ребята по очереди выходят к доске, ищут листочки с правильными ответами и заполняют ими пропуски. Данные игры помогают понять, насколько хорошо учащиеся усвоили пройденный материал. “Цепочка”(игры, требующие воспроизведения действий) Цель игры: закрепление устной нумерации; способствовать формированию умения работать в команде; развивать чувства взаимопомощи. Содержание игры: учитель выставляет для каждого ряда (команды) на доску карточки с цифрами, в зависимости от того, какие цифры уже изучены. Учащиеся каждого ряда (команда) называют проиллюстрированные числа, затем следующее число. Выигрывает команда, которая допустит меньше ошибок. “Кто быстрей сосчитает?”(игры, требующие исполнительской деятельности) Цель игры: закрепление устной нумерации в пределах 5; развивать зоркость, внимание. Содержание игры: на доске вывешиваются два одинаковых рисунка, на которых записаны в произвольном порядке числа. Например, требуется назвать и указать по порядку все числа от 1 до 5, и, наоборот, от 5 до 1. Приведенные примеры игр убеждают в том, что в игре можно запрограммировать любой метод обучения. Умелое руководство игрой требует мастерства от учителя. Перед проведением игры надо доступно изложить сюжет, распределить роли, поставить перед детьми познавательную задачу, продумать методику проведения игры, подготовить необходимое оборудование, сделать нужные записи на доске. Если дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, игровым действием, то в ходе беседы с детьми учитель должен обратить на нее внимание. В игре (в этой или иной роли) должен участвовать каждый ученик класса. Если у доски осуществляет игровую деятельность часть учащихся, то все остальные дети должны исполнять роль контролеров, судей, учителя и т.д. Характер игровой деятельности учащихся зависит от места игры на уроке или в системе уроков (надо сказать, что она может быть проведена на любом этапе урока и на уроке любого типа). Игре свойственны определенный темп, ритм; в процессе ее недопустимы пространные объяснения; правила должны излагаться кратко, доступно, лаконично. Снижает интерес обилие замечаний дисциплинарного характера, пассивное ожидание ребенком своего участия в игре. Учитель должен сам показать живой интерес к игре, увлечь учащихся. В некоторых играх он создает ситуацию ожидания, загадочности. Успех игры зависит от того, как учитель ее проводит. Вялость, безразличие улавливается даже младшими школьниками, и интерес детей к игре быстро угасает. В игре дети должны себя чувствовать свободно, непринужденно, испытывать удовлетворение от сознания своей самостоятельности и полноценности. В большинстве игр целесообразно вносить элементы соревнования, что повышает активность детей в процессе обучения. Ошибки учащихся надо анализировать не в ходе игры, а в конце, чтобы не нарушать впечатления. К разбору ошибок надо привлекать слабых учащихся. Форма проведения игры может быть разной: коллективной, групповой и индивидуальной. В своей работе я на каждом уроке использую дидактические игры. Итак, дидактическая игра позволяет не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Игра помогает донести учителю до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игры необходимо при обучении детей младшего школьного возраста на данном конкретном уроке. Игра является и средством первоначального обучения. В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные их восприятию и пониманию факты, явления. Используя игру как средство ознакомления с окружающим миром, педагог имеет возможность направить внимание детей на те явления, которые ценны для расширения круга представлений. И вместе с тем он питает интерес детей, развивает любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения знаний для обогащения содержания игры, а через игру, в процессе игры формирует умение распоряжаться знаниями в различных условиях. Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление делать что-то, узнавать искать, проявлять усилие, и находить, обогащает духовный мир детей. А это все содействует умственному и общему развитию. Этой цели и служат дидактические игры. Основным в дидактической игре на уроках математики является обучение математике. Игровые ситуации лишь активизируют деятельность учащихся, делают восприятие более активным эмоциональным, творческим. Поэтому, использование дидактических игр дает наибольший эффект в классах, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету. Создание игровых ситуаций на уроках математики повышает интерес к математике, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь. Систематическое использование дидактических игр на разных этапах изучения различного по характеру математического материала является эффективным средством активизации учебной деятельности школьников, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной деятельности. Словом, дидактические игры заслуживают право дополнить традиционные формы обучения и воспитания школьников. Дидактическая игра позволяет не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Игра помогает учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игры необходимо при обучении детей с нарушениями интеллекта на данном конкретном уроке. Дидактическая игра может быть использована как и на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основой ступенью в развитии познавательных интересов учащихся. Дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста в специальных коррекционных классах. Благодаря играм удается сконцетрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных учеников. Вначале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения. Таким образом, дидактическая игра - это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой дети успешно усваивают математические понятия , т.е. применение дидактических игр на уроках математики в коррекционной школе положительно влияет на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной деятельности.