Проблема детского чтения

Ольга Сергеевна Минаева

По данным международных исследований, в России к старшим классам общеобразовательной школы происходит резкий спад уровня культуры чтения школьников. Следствием этого является всё более распространяющаяся функциональная безграмотность. 

Педагоги отмечают, что с каждым годом в школах всё больше детей испытывают сложности в процессе чтения. Они проглатывают слоги, слова, не запоминают прочитанный материал, не понимают его и не могут его пересказать. В более старшем возрасте читают с очень низкой скоростью, иногда по слогам. 

Причины снижения интереса к чтению могут быть разными: смещение интересов и взросление, появление интернета как отвлекающего фактора, отсутствие семейных традиций чтения и занятость родителей. 

Также в 2023 году президент издательской группы «Эксмо–АСТ» Олег Новиков отмечал снижение интереса к чтению в крупных городах России практически во всех возрастных категориях. В среднем падение с 2022 года составило.

С проблемой спада читательского грамотности, наверное, столкнулся каждый учитель на своих уроках литературы. Ты готовишься к уроку, стараешься интересно преподнести материал, а в ответ ...тишина. Дети практически не читают. Что вы предпринимаете, уважаемые коллеги, чтобы заинтересовать современного школьника классической литературой? 

 

Приемы, которые можно использовать на уроке литературы, чтобы заинтересовать школьника:

  •  
  • Литературный дайджест. Учитель даёт задание ребятам узнать в газетном заголовке героя. Такая загадка и повеселит школьников, и проверит их знания. 
  • Написание собственных произведений. Любые упражнения в написании стихов и рассказов могут развить творческие способности школьников. Можно дать детям единую тему или позволить им пофантазировать. 
  • Литературный квест. Класс делят на две команды и вручают каждой свою карту, которая ведёт ребят по подготовленным станциям. На станциях дети должны отвечать на вопросы, связанные с изучаемыми произведениями. Выигрывает команда, которая справляется с заданиями первой или набирает большее количество очков. 
  • Использование экранизаций. Уроки и домашние задания можно дополнять фильмами и сериалами, снятыми по мотивам великих произведений. 
  • Приём «Живые рисунки». Ученики, прослушав или прочитав определённый текст, по заданию учителя воспроизводят эпизод произведения: принимают соответствующие позы, придают лицу необходимое выражение, представляют в воображении одежду героев и потом рассказывают о ней.