Из опыта работы «Использование платформы ZOOM в условиях дистанционного обучения»

Шапиянова Галия Уахасовна

«Использование платформы ZOOM в условиях дистанционного обучения»

 

Переход школ на дистанционный формат обучения стал настоящим испытанием для большинства учителей, поставил перед нами ряд сложных задач.  Мы оказались в необычной реальности, когда необходимо было быстро приобретать новые компетенции,  учиться работать на разных онлайн платформах, переходить из класса в учебном кабинете в виртуальный класс.

В кратчайшие сроки мы должны были определиться IT технологиями, выбрать из большого количества предлагаемых образовательных платформ и сервисов те, которые бы оптимальным способом помогли  нам, учителям,  продолжить образовательный процесс, но уже в Интернет- пространстве.

 А теперь в связи  «форс-мажорными» обстоятельствами, такими как чрезвычайные ситуации , эпидемии, погодные условия - образовательному процессу стал просто необходим (на определённые сроки) переход на дистанционную форму обучения.

Мой выбор остался за платформой zoom, которую можно успешно использовать для проведения онлайн-уроков.   

Для меня, учителя  «разговорного жанра», оптимально подходит  именно этот образовательный сервис.  

 И ещё. В тот начальный период, период первого большого карантина,  «живое» общение в виртуальном пространстве было  психологически важно как для моих учеников, так и для меня.  Мне «повезло». В первую волну дистанционного обучения у меня оказался выпускной 11 класс и надо было готовить выпускников к ЕГЭ в режиме онлайн.

Для учеников и выпускников важно было чувствовать присутствие учителя, иметь возможность задать вопросы по материалам  ЕГЭ, получить обратную связь,  ну и увидеть своих одноклассников, особенно выпускникам.

Чем же мне понравилась эта  платформа?

•             К уроку подключаются все, кто имеет ссылку или идентификатор конференции. Поэтому, использование ресурса даёт возможность работать не только с детьми, но и с родителями. Так, в 8 А классе после изучения комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» я организовала урок-диспут с родителями и учениками на тему «Что важнее: воспитание или образование?» Интересно для родителей? Безусловно! Познавательно для родителей? Однозначно!

•             Zoom- позволяет быстро собрать большое количество участников. На платформе доступны различные действия: можно планировать собственный урок, включать демонстрацию экрана и показывать презентации, фильмы.

•             Платформой я  пользовалась для проведения групповых занятий ( например, подготовка к олимпиадам, консультации в выпускных классах), так и индивидуальных занятий.  Например, я  проводила  занятия с ученицей, находившейся на домашнем обучении как очно, так и дистанционно в zoom.

По zum  можно проводить, но рискованно   диктанты, контрольные и проверочные работы. Так, я провела  две письменные работы: сочинение по картине и  сжатое изложение.

•             Посещая уроки на zoom, дети не только общаются с учителем, но и параллельно работают с учебником, выполняют записи в тетрадях. Учитель имеет возможность задать вопрос ребёнку и сразу получить ответ, т.е. идёт обратная связь, что очень важно при форме дистанционного обучения.

• Положительным моментом при обучении является оценивание детей за работу на уроке.

 

 

Как и везде, у платформы имеются свои минусы.

  • Требуется высокая скорость интернета . При сильной загруженности ресурса  участники периодически «вылетают» с урока или конференции.К счастью,  в этом учебном году эта проблема практически исчезла, так как за лето  родители смогли подключить своих детей к высокоскоростному интернету.
  • Необходимо  иметь  дополнительное оборудование (микрофон, наушники, гарнитура). Хочу отметить, что на сегодняшний день из 72 учеников (я преподаю в трёх классах) только один ученик из 7 В класса не выходит вообще на связь. Но там очень сложные семейные обстоятельства.
  •  Слабая  защищённость системы. Из-за этого возможны хакерские, даже не хакерские, а хулиганские  атаки. Злоумышленники могут получить доступ к   ссылкам  на  онлайн-уроки и мешать  их проведению. Как это было в одной из школ Саратова в прошлом учебном году. Но это  скорее исключение из правила, чем  тенденция.

 

  • Мало возможностей для проведения контроля

 

 

Таким образом, использование программы Zoom способно оптимизировать учебный процесс в настоящее время, а обращение внимания на специальные возможности приложения позволяет расширить границы обычного урока и сделать учебное время увлекательным, ярким и запоминающимся. При правильно выстроенной работе появляется хороший шанс не просто поддержать учебный процесс, а реально повысить уровень знаний своих учеников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перечислю возможности Zoom, которые позволяют организовать яркую, информационно насыщенную работу с детьми любого возраста в условиях удаленного проведения уроков:

1) создание конференции, в которой может принять участие весь класс (учитель является организатором);

2) возможность скрыть окна с изображением детей и демонстрировать всем одно окна, в котором всем будет виден ученик, отвечающий или задающий вопрос;

3) учитель может включать/отключать микрофоны учеников, что позволяет избежать лишнего шума на уроке;

4) демонстрация экрана позволяет видеть всем участникам презентацию или работать с доской;

5) комментирование происходящего в режиме реального времени не только голосом (аудио), но и написанием в «Чат» (есть возможность общения не только со всей группой, но с одним из участников);

7) возможность реагирования детей на происходящее с помощью специальной кнопки в беззвучном режиме (так учащийся может дать понять, что у него есть вопросы, что обсуждаемый момент ему не понятен);

8) возможность делать снимок экрана, который сохраняется в папку приложения на компьютере в формате обычной картинки;

9) возможность видеозаписи урока, которая может быть полезна для учеников, которые не смогли присоединиться к уроку своевременно.

Это основные достоинства данной платформы, которые могут не просто помочь «не сорвать» учебный год, но и способствовать большему вовлечению учеников.