Из опыта работы наставничества «учитель – учитель»
Из опыта работы наставничества «учитель – учитель»
В условиях модернизации образования в России значительно возрастает роль наставника, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, к его активной социальной и профессиональной позиции. Система наставничества представляет собой форму преемственности поколений, социальный институт, осуществляющий процесс передачи и ускорения социального и профессионального опыта. Отрадно отметить, что с 2024-2025 учебного года введена квалификационная категория «педагог – наставник». Так кто же такой наставник? Что такое наставничество? Каковы функции наставника?
Президент Российской Федерации В.В.Путин дал такое определение наставника: «Наставник – это как лоцман, он должен помочь пройти верным курсом между Сциллой и Харибдой молодым людям, молодым душам, помочь не потерпеть кораблекрушение в море этих вызовов и опасностей».
А что же такое наставничество? Наставничество можно описать как партнёрство между людьми с разным уровнем опыта. Наставник оказывает поддержку наставляемому и помогает ему справиться со сложностями и трудностями.
15-16 мая 2023 года в Саратовской области прошел региональный форум педагогов-наставников «Целевая модель наставничества: от точки «Я знаю» к вектору «Я умею». Важность форума отметил министр образования Саратовской области Михаил Игоревич Орлов:
«На первом заседании коллеги в этом году мы обсуждали содержание воспитательной работы, сегодня, на второй в этом году коллегии, мы уделяем внимание инструментам этой важной работы. Один из главных инструментов – это наставничество».
На форуме состоялся обмен опытом и лучшими практиками наставничества, обсуждение перспектив развития воспитательного пространства, повышение квалификации специалистов сферы образования и воспитания. Хотела бы рассказать о своём опыте наставника.
В 2001 году после окончания Энгельского педагогического училища Саратовской области к среднюю школу №3 пришла учительница начальных классов Ерёменко Ольга Юрьевна, и мне предложили стать её наставником. Честно говоря, я была рада этому предложению, так как сама прошла этот путь и имела опыт. Когда-то моим наставником в средней школе №3 стала учитель русского языка и литературы Коченюк Валентина Ивановна. Поэтому вспоминая себя, собственные трудности, уроки, приобретённые под чутким наставничеством Валентины Ивановны, я смогла, как мне кажется, найти общий язык с молодой коллегой. По нашему обоюдному согласию мы начали совместную деятельность наставника и наставляемого. Для меня это стало началом формирования опыта в роли учителя – наставника, новой страницей в моей педагогической деятельности.
На начальном этапе мы определили цель взаимодействия, выявили наиболее серьезные проблемы молодого педагога в учебно – воспитательном процессе и наметили пути их разрешения. При этом одной из важнейших задач являлось обеспечение комфортных условий для саморазвития и самосовершенствования молодого педагога.
Затем была разработана индивидуальная программа адаптации и развития молодого учителя, в рамках которой проводились консультации, посещения моих уроков и внеклассных мероприятий молодым специалистом, разрабатывали с наставляемой её уроки.
Чтобы взаимодействие с молодым педагогом было конструктивным и приносило желаемый результат, я вывела для себя такие правила общения:
не приказывать («Вы должны»), не проповедовать («на Вас лежит ответственность…»), не поучать («если бы Вы послушали меня …»).
Один из важных моментов совместной деятельности – это не подсказка готовых решений, не назидательная проповедь жизни, а представление ситуации так, чтобы наставляемый сам нашел правильные пути решения. Наставник же должен стимулировать процесс профессиональной поддержки молодого педагога. По моему совету, Ольга Юрьевна посещала уроки своих коллег, принимала участие в различных мероприятиях, конкурсах сначала на школьном уровне, потом на уровне муниципалитета, затем – региона. И участие в мероприятиях всероссийского уровня стало показателем высокого педагогического мастерства. Как мы прошли этот долгий путь «наставник – наставляемый»? По мудрому высказыванию, дорога в тысячи миль начинается с первого шага. И в далёком 2001 году мы сделали этот первый шаг…
Я понимала, что для качественного осуществления обязанностей наставника и успешной профессиональной адаптации начинающего учителя необходим план мероприятий и конкретных шагов. Так как на тот момент по наставничеству официальных документов и разработанных методических рекомендаций не было, то я опирались на составленный план:
- подборку комплекта диагностических материалов для выявления профессиональных затруднений молодого специалиста;
- проведение диагностики путем собеседования, тестирования и анкетирования по трем направлениям: планирование работы; организация деятельности учителя; контроль деятельности самого учителя и обучающихся (проводился, в том числе, и во время посещения уроков).
- выявление профессиональных проблем на основе анализа проведенной диагностики, собеседование с молодым педагогом, посещение уроков;
- составление плана работы наставника с молодым специалистом на учебный год с учетом выявленных профессиональных проблем;
- разработка карты индивидуального образовательного маршрута молодого специалиста;
- составление методических рекомендаций для организации работы;
- осуществление мониторинга всего периода профессиональной адаптации педагога и разработка рекомендаций по дальнейшей работе;
- анализ результатов работы и обзор опыта работы по наставничеству.
Таким образом, проецируя свой опыт на подопечную, мы вместе составляли индивидуальную стратегию ее развития и шли к цели по составленному плану. Реализуя одну цель, мы тут же ставили новую. Вся работа с молодым педагогом строилась на плану: я показываю - рекомендую-делаю вместе с ней - обобщаю и мотивирую. Это консультации, проекты, уроки, совместные мероприятия, привлечение в разработанный мной проект «Школьный музей», работа (написание статей) в школьную газету «Большая переменка», проведение мастер-классов.
Результатом нашей совместной деятельности можно считать успех, профессиональный рост, признание мастерства Ольги Юрьевны как преподавателя как коллегами, так и учениками и их родителями. О том, что Ерёменко Ольга Юрьевна состоялась как педагог говорят её достижения и успехи. Вот некоторые из них:
- Диплом победителя муниципального конкурса «Учитель года -2014»
- Благодарственное письмо Председателя Центральной избирательной комиссии РФ Э.Панфиловой «За успешную работу по подготовке и проведению выборов Президента Российской Федерации»
- Почётная грамота и.о. министра образования Саратовской области И.В.Седовой «За добросовестный и высокий профессионализм в работе»
- Грамота заместителя министра Т.В.Васильевой «За многолетний добросовестный труд и значительные заслуги в сфере образования»
- Благодарственное письмо главы Краснокутского района В.В.Гречушкиной «За высокие достижения в профессиональной деятельности и добросовестный труд»
- Нагрудный Знак «За активное участие во сельскохозяйственной Всероссийской переписи»
- Проведение мастер – классов в рамках регионального семинара «Управление единым образовательным пространством в условиях реализации ФГОС ОО»
- Проведение мастер-класса в рамках регионального семинара «Организация образовательного пространства для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях общеобразовательной школы»
- Участие в региональном профессиональном конкурсе дистанционных курсов среди педагогических работников образовательных учреждений «Доступное образование»
- Диплом «За организацию сверхпрограммной общероссийской предметной олимпиады «Олимпус» …
Будучи наставником, я открыла для себя ряд преимуществ:
- - наставничество – это новые перспективы в сфере педагогической деятельности;
- - наставничество – это стимул к самосовершенствованию;
- - наставничество – это расширение арсенала современными навыками и умениями, осваивание современных технологий обучения;
- - наставничество - это общение с креативным, интересным молодым поколением.
Моя бывшая уже наставляемая Ерёменко Ольга Юрьевна сейчас имеет высшее педагогическое образование, она окончила Саратовский государственный университет им. Н.Г.Чернышевского в очной форме и получила квалификацию «Учитель начальных классов по специальности «Педагогика и методика начального образования». На сегодня Ольга Юрьевна сделала 6 выпусков. А 23 года назад мы с ней учились логическому выстраиванию этапов урока, методике практического преподавания предметов, поддержанию дисциплины на уроках, регулированию конфликтных ситуаций в классе, дифференцированному подходу в обучении и т.д.
Ерёменко О.Ю. - одна из ведущих учителей начальных классов Краснокутского района - сама проводит мастер-классы, даёт открытые уроки, делится с молодыми коллегами знаниями и умениями…
Каждый учитель всегда помнит свой первый урок. Первую победу. Первую неудачу. Первый выпуск. И… первого наставляемого.
