Из опыта работы наставничества «учитель – учитель»

Шапиянова Галия Уахасовна

                                   

                                                         Из опыта работы наставничества  «учитель – учитель»

   В условиях модернизации образования в России значительно возрастает роль наставника, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, к его активной социальной и профессиональной позиции. Система наставничества представляет собой форму преемственности поколений, социальный институт, осуществляющий процесс передачи и ускорения социального и профессионального опыта. Отрадно отметить, что с 2024-2025  учебного  года введена квалификационная категория «педагог – наставник». Так кто же такой наставник?  Что такое наставничество? Каковы функции наставника?

Президент Российской Федерации В.В.Путин дал такое определение наставника:  «Наставник – это как лоцман, он должен помочь пройти верным курсом между Сциллой и Харибдой молодым людям, молодым душам, помочь не потерпеть кораблекрушение в море этих вызовов и опасностей».

А что же такое наставничество? Наставничество можно описать как партнёрство между людьми с разным уровнем опыта. Наставник оказывает поддержку наставляемому и помогает ему справиться со сложностями и трудностями.

15-16 мая 2023 года в Саратовской области прошел региональный форум педагогов-наставников «Целевая модель наставничества: от точки «Я знаю» к вектору «Я умею».  Важность форума отметил министр образования Саратовской области Михаил Игоревич Орлов:

  «На первом заседании коллеги в этом году мы обсуждали содержание воспитательной работы, сегодня, на второй в этом году коллегии, мы уделяем внимание инструментам этой важной работы. Один из главных инструментов – это наставничество».

На форуме состоялся обмен опытом и лучшими практиками наставничества, обсуждение перспектив развития воспитательного пространства, повышение квалификации специалистов сферы образования и воспитания. Хотела бы рассказать о своём опыте наставника.  

  В 2001 году после окончания Энгельского педагогического училища Саратовской области к среднюю школу №3  пришла учительница начальных классов Ерёменко Ольга Юрьевна, и мне предложили стать её наставником. Честно говоря, я была рада этому предложению, так как сама прошла этот путь и имела опыт. Когда-то моим наставником в средней школе №3  стала учитель русского языка и литературы Коченюк Валентина Ивановна. Поэтому вспоминая себя, собственные трудности, уроки, приобретённые под чутким наставничеством Валентины Ивановны, я смогла, как мне кажется, найти общий язык с молодой коллегой. По нашему обоюдному согласию мы начали совместную деятельность наставника и наставляемого. Для меня это стало началом формирования опыта в роли учителя – наставника, новой страницей в моей педагогической деятельности.

На начальном этапе мы определили цель взаимодействия, выявили наиболее серьезные проблемы молодого педагога в учебно – воспитательном процессе и наметили пути их разрешения. При этом одной из важнейших задач являлось обеспечение комфортных условий для саморазвития и самосовершенствования молодого педагога.

Затем была разработана индивидуальная программа адаптации и развития молодого учителя, в рамках которой проводились консультации, посещения моих уроков и внеклассных мероприятий молодым специалистом,  разрабатывали с наставляемой  её уроки.

Чтобы взаимодействие с молодым педагогом было конструктивным и приносило желаемый результат, я вывела для себя такие правила общения:

не приказывать («Вы должны»), не проповедовать («на Вас лежит ответственность…»),  не поучать («если бы Вы послушали меня …»).

 Один из важных моментов  совместной деятельности – это не подсказка готовых  решений, не назидательная проповедь жизни, а представление ситуации так, чтобы наставляемый сам нашел правильные пути решения. Наставник же  должен стимулировать процесс профессиональной поддержки молодого педагога. По моему совету, Ольга Юрьевна посещала уроки своих коллег,  принимала  участие в различных мероприятиях, конкурсах сначала на школьном уровне, потом на уровне  муниципалитета, затем – региона. И участие в мероприятиях всероссийского уровня стало показателем высокого педагогического мастерства.   Как мы прошли этот долгий путь «наставник – наставляемый»? По мудрому высказыванию, дорога в тысячи миль начинается с первого шага. И в далёком 2001 году мы сделали этот первый шаг…

Я понимала, что для качественного осуществления обязанностей наставника и успешной профессиональной адаптации начинающего учителя необходим план мероприятий и конкретных шагов. Так как на тот момент по наставничеству официальных документов и разработанных методических рекомендаций не было, то я опирались на составленный план:

  • подборку комплекта диагностических материалов для выявления профессиональных затруднений молодого специалиста;
  • проведение диагностики путем собеседования, тестирования и анкетирования по трем направлениям: планирование работы; организация деятельности учителя; контроль деятельности самого учителя и обучающихся (проводился, в том числе, и во время посещения уроков).
  • выявление профессиональных проблем на основе анализа проведенной диагностики, собеседование с молодым педагогом, посещение уроков;
  • составление плана работы наставника с молодым специалистом на учебный год с учетом выявленных профессиональных проблем;
  • разработка карты индивидуального образовательного маршрута молодого специалиста;
  • составление методических рекомендаций для организации работы;
  • осуществление мониторинга всего периода профессиональной адаптации педагога и разработка рекомендаций по дальнейшей работе;
  • анализ результатов работы и обзор опыта работы по наставничеству.

Таким образом, проецируя свой опыт на подопечную,  мы вместе  составляли индивидуальную стратегию ее развития и шли к цели по составленному плану. Реализуя одну цель, мы тут же ставили новую. Вся работа с молодым педагогом  строилась на плану: я показываю - рекомендую-делаю вместе с ней - обобщаю и мотивирую.  Это консультации, проекты, уроки, совместные мероприятия, привлечение в разработанный мной проект «Школьный музей»,  работа (написание статей)  в  школьную газету «Большая переменка», проведение мастер-классов.

Результатом нашей совместной деятельности  можно считать успех, профессиональный рост, признание  мастерства Ольги Юрьевны как  преподавателя как коллегами,  так и учениками и их родителями.  О том, что Ерёменко Ольга Юрьевна состоялась как педагог говорят её достижения и успехи. Вот некоторые из них:

  • Диплом победителя муниципального конкурса «Учитель года -2014»
  • Благодарственное письмо Председателя  Центральной избирательной комиссии РФ Э.Панфиловой  «За успешную работу  по подготовке и проведению выборов  Президента Российской Федерации»
  • Почётная грамота  и.о. министра образования Саратовской области И.В.Седовой «За добросовестный и высокий профессионализм в работе»
  • Грамота  заместителя министра  Т.В.Васильевой «За  многолетний добросовестный труд и значительные заслуги в сфере образования»
  • Благодарственное письмо главы Краснокутского района В.В.Гречушкиной «За высокие достижения в профессиональной деятельности и добросовестный труд»
  • Нагрудный Знак «За активное участие во сельскохозяйственной Всероссийской переписи»
  • Проведение мастер – классов в рамках регионального семинара «Управление единым образовательным пространством в условиях  реализации ФГОС ОО»
  • Проведение мастер-класса в рамках  регионального семинара «Организация образовательного пространства  для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях  общеобразовательной школы»
  • Участие в региональном профессиональном конкурсе  дистанционных курсов  среди педагогических работников  образовательных учреждений «Доступное образование»
  • Диплом «За организацию  сверхпрограммной общероссийской  предметной олимпиады «Олимпус» …

Будучи наставником, я открыла для себя ряд преимуществ:

  • - наставничество – это новые перспективы в сфере педагогической деятельности;
  • - наставничество – это стимул к самосовершенствованию;
  • - наставничество  – это расширение  арсенала современными  навыками и умениями, осваивание современных технологий обучения;
  • -  наставничество - это  общение с креативным,  интересным молодым поколением.

 Моя бывшая уже наставляемая Ерёменко Ольга Юрьевна  сейчас имеет высшее педагогическое  образование,  она окончила Саратовский государственный университет  им. Н.Г.Чернышевского в очной форме и получила квалификацию «Учитель начальных классов по специальности  «Педагогика и методика начального образования».  На сегодня Ольга Юрьевна сделала  6 выпусков. А 23 года назад мы с ней учились логическому выстраиванию этапов урока,  методике практического  преподавания предметов, поддержанию дисциплины на уроках, регулированию конфликтных ситуаций в классе, дифференцированному подходу в обучении и т.д.   

Ерёменко О.Ю. - одна из ведущих учителей начальных классов Краснокутского района -  сама проводит мастер-классы, даёт открытые уроки, делится с молодыми коллегами знаниями и умениями… 

Каждый учитель всегда помнит свой первый урок. Первую победу. Первую неудачу.  Первый выпуск. И… первого  наставляемого.