Дополнительная общеразвивающая программа " Азбука ЦВЕТА" (уроки цветоведения для развития цветовосприятия ребят от 7-10 лет)

Дмитриева Ирина Юрьевна

Дополнительное образование детей -социальный и государственный заказ, необходимое звено в воспитании многогранной личности, в её образовании, в ранней профессиональной ориентации. Ценность дополнительного образования детей в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует самореализации и создаёт юному человеку условия, чтобы полноценно прожить пору детства. Ведь если ребёнок полноценно живёт, реализуя себя, решая задачи социально значимые, выходит даже в профессиональное поле деятельности, то у него будет гораздо больше возможностей достичь в зрелом возрасте больших результатов, сделать безошибочный выбор.

Основное содержание образования детей в объединении - практиктическое: здесь ребёнок действует сам в ситуации поиска, получает знания из взаимодействия с  изобразительным искусством, цветом, бумагой, пластилином; создаются ситуации, когда ребёнку нужно самому извлечь знания из окружающего мира.

 Программа направлена на  развитие цветовосприятия детей, высокого интеллекта и духовности через мастерство, патриотизма через развитие эстетики и любви к родному краю. Целый ряд специальных теоретических и практических заданий на наблюдение, сравнение, обобщение, смешивание, домысливание, фантазирование, служат для достижения этого. Ребёнок, как личность, самоутверждается, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества.

Новизна  состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о законах цветоведения в доступной форме, основы изо, композиции цвета, связи цвета с жизнью и наукой.  Мы живём в мире цвета. Развитый глаз способен различать более 200 цветовых тонов. Развитое цветовосприятие востребовано во многих профессиях и в бытовой жизни. Педагогическая целесообразность заключается в том, что данная  программа способствует: творческому развитию личности ребёнка, умению вначале работать по шаблону, схеме, образцу и далее самостоятельно, с помощью  кураторства педагога создавать творческие гармоничные по цвету работы, адекватно оценивать свои результаты в работе. 

Настоящая программа «Азбука ЦВЕТА» предназначена для образовательных учреждений дополнительного образования.  Настоящая программа носит художественную направленность и ориентирована на работу с детьми 7-10 лет.

Срок реализации программы – 36 недель.

Уровень стартовый, возраст 7-10 лет. Стартовый уровень направлен на развитие цветовосприятия детей, изучение теории на практике, предполагает знакомство с художественными инструментами, выполнение определённых движений кистью (кончиком кисти, прижимая к листу бумаги и т.д.), использование палитры. Дети работают с красками, цветными карандашами, фломастерами, бумагой, пластилином и т.д. Стартовый уровень предполагает формирование умения держать кисть, правильно наносить краски, последовательно прокладывать красочный слой локальными цветами, (гуашь или акварель) смешивать их получая необходимый цвет. Знакомство с основными цветами, контрастными цветами, родственными цветами, закон оптического смешения, много работы с цветом и изменения его по характеристикам (светлота, тон, насыщенность, теплохолодность). В программу включены упражнения и тесты для развития цветовосприятия.

 Форма обучения - очная, групповая (аудиторная).

Форма занятий - творческая мастерская. Творческая мастерская создаёт условия для вхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия. Основой открытия в любой сфере знаний, включая самопознание, в мастерской является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности. В творческой мастерской достигается максимальное приближение к реальному опыту истинно научного или художественного постижения мира, т.к. каждый её участник движется от осознания личного опыта к опыту национальной и общечеловеческой культуры в свободной деятельности. Ребёнок самостоятельно представляет, воображает, фантазирует себе образ, придумывает, как будет выглядеть изображение, что в нем особенного, необычного. Взрослый помогает все это ребёнку развить. Совместное творчество помогает каждому участнику почувствовать себя причастным к получению общему результату рисунку, картине, подделке. Творческие способности в совместной деятельности помогают сформулировать собственную точку зрения, воспитывают доверие к собственным силам и интерес к другому мнению.

Лекция проводится в форме игры с  теорией к терминам, новым понятиям.

Вот основные принципы и правила ведения мастерской:

- Ценностно-смысловое равенство всех учащихся;

- Право каждого на ошибку, самостоятельное преодоление ошибки - путь к истине;

- Создание условие эмоционального комфорта и творческой раскованности;

- Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск учителя и ученика;

- Принцип научности и природосообразности.

 Самые разнообразные педагогические приёмы работы с информацией включены в творческую мастерскую – творческое проектирование, игры, чаепития, мастер-класс, посещение художественного музея.

Методы обучения – метод обучающей игры, методы проблемно-развивающего обучения, методы стимулирования и мотивации учения, методы контроля и самоконтроля.

Режим занятий 1 раз в неделю  (1  ак. час (45 минут одно занятие)  для ребят школьного возраста.  Наполняемость учебных групп: 1 года обучения – минимум 12 учащихся  и максимум 15 учащихся.

1.1. Содержание программы

Возраст 7-10 лет, стартовый уровень

Срок реализации – 36 недель, количество часов – 36 ч.

В календарно -тематическом плане темы прописаны таким образом, чтобы можно было адаптировать их под индивидуальные особенности учащихся и группы.

Тема 1. Цвет и его роль в жизни художника.  Знакомство с теорией цвета. Это беседы о искусстве, мы рассматриваем и обсуждаем работы художников. Учимся понимать природу цвета и как работать красками, как держать кисть и наносить мазки, как смешивать цвета, выполняем растяжки по цвету на примере несложных работ и упражнений. Темы данного предмета направлены на изучение характеристик цвета,  развитие умений грамотно смешивать цвета и накладывать их ровной заливкой в соответствии с границами в рисунке. Понимание, что такое цвет, как меняется цвет по светлоте, какие основные цвета, вторичные цвета, чистые цвета, звонкие цвета, глухие цвета, грязные цвета, бесцветные цвета, контрастные цвета. Знакомство с колоритом картин на примере известных художников (тёплые и холодные гаммы). Группы цветов. (красные, орнанжевые, жёлтые, зелёные, голубые, синие, фиолетовые).

Тема 2. «Цветовые гармонии» составные цвета, основные цвета, контрастные цвета, родственные цвета, нюанс. «Ритм цветовых пятен в композиции», «Передача образа с помощью цвета и настроения», «Выделение главного цветом в иллюстрации и абстракции-доминанта», «Цвета времён года» и т.д.  Закрепляем смешение цвета, продолжаем учиться накладывать цвет ровно, понимать тон цвета, расширяем знания в области гармоничных сочетаний цвета опираясь на цветовой круг спектра.

 Темы взаимно друг друга дополняют через рисование, лепку, аппликацию. Лепка (пластилиновая картина, фигурка) как предмет дополняет цветоведение. Через лепку мы закрепляем знание о цвете. Даже во время таких, казалось бы, незамысловатых действий, как раскатывание колобка, жгутика развивается воображение, творческое мышление учащегося. Ребёнок учится воспринимать объёмные образы, а заодно и тренирует мелкую моторику, что очень благотворно сказывается  на развитии речи, на подготовке руки к письму.  Лепка в целом весьма благотворно влияет на интеллектуальное и эмоциональное развитие ребёнка. Основные приёмы лепки для развития моторки: Отщипывать кусочек пластилина большим и указательным пальцами; Разминать пластилин в ладошке; «Расплющивать» указательным пальчиком маленькие пластилиновые шарики;  Катать колобок ( шарик, жгутик); Растереть колобок (шарик) по контуру рисунка; Нанести рисунок палочкой поверх пласта пластилина или «процарапать».

 Способы работы с кистью

1.                 Концом кисти;

2.                 Всем ворсом;

3.                 Постепенным переходом от рисования концом к рисованию всем ворсом;

4.                 Прикладывание;

5.                 Причмокивание;

6.                 Гладью;

7.                 Нетрадиционные;

8.                 Тычок.

 

1.3 Планируемые результаты

К концу обучения учебной программы учащийся должен обладать следующими компетенциями:

-знать основы работы с различными инструментами и материалами, уверенно применять на практике;

-знать правила техники безопасности при работе с художественными  материалами;

-уметь самостоятельно подбирать тёплые цвета, холодные цвета, контрастную цветовую гамму;

-освоить навыки работы с бумагой, аппликацией, применение этих знаний в создании композиции;

-выработать основные навыки рисования, работы с пластилином, проявлять индивидуальные творческие способности в работе с различными материалами;

-правильно планировать свою работу, ценить свой труд и труд окружающих людей;

-творчески подходить к решению поставленных задач, находиться в постоянном творческом поиске в работе;

-знаком с понятием тёплые и холодные цвета, основные, бесцветные цвета, родственные цвета;

- понимать чистые цвета, звонкие, глухие и грязные цвета;

-уметь ровно накладывать цвет, смешивать краски.

- понимать цвет, видеть цветовые оттенки и передавать их в практической работе;

- Выстраивать выразительную работу в цвете и по композиции.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon azbuka_tsveta_pf-dmitrieva_i.yu_.doc258.1 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Азбука ЦВЕТА»

        

Возраст обучающихся: 7-10 лет

Срок реализации – 36 недель

Автор-составитель: педагог

дополнительного образования

Дмитриева Ирина Юрьевна

Чебоксары, 2025

Содержание

Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»              

Пояснительная записка                                                                              3

Цель и задачи программы                                                                         6

Учебный план                                                                                             6

Содержание программы                                                                            7

Планируемые результаты                                                                          8

Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»

Календарный учебный график                                                                10

Условия реализации программы                                                             13

Формы аттестации                                                                                    13

Оценочные материалы                                                                             14

Методические материалы                                                                        16

Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»

1.1 Пояснительная записка

Дополнительное образование детей -социальный и государственный заказ, необходимое звено в воспитании многогранной личности, в её образовании, в ранней профессиональной ориентации. Ценность дополнительного образования детей в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует самореализации и создаёт юному человеку условия, чтобы полноценно прожить пору детства. Ведь если ребёнок полноценно живёт, реализуя себя, решая задачи социально значимые, выходит даже в профессиональное поле деятельности, то у него будет гораздо больше возможностей достичь в зрелом возрасте больших результатов, сделать безошибочный выбор.

Основное содержание образования детей в объединении - практиктическое: здесь ребёнок действует сам в ситуации поиска, получает знания из взаимодействия с  изобразительным искусством, цветом, бумагой, пластилином; создаются ситуации, когда ребёнку нужно самому извлечь знания из окружающего мира.

 Программа направлена на  развитие цветовосприятия детей, высокого интеллекта и духовности через мастерство, патриотизма через развитие эстетики и любви к родному краю. Целый ряд специальных теоретических и практических заданий на наблюдение, сравнение, обобщение, смешивание, домысливание, фантазирование, служат для достижения этого. Ребёнок, как личность, самоутверждается, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества.

Новизна  состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о законах цветоведения в доступной форме, основы изо, композиции цвета, связи цвета с жизнью и наукой.  Мы живём в мире цвета. Развитый глаз способен различать более 200 цветовых тонов. Развитое цветовосприятие востребовано во многих профессиях и в бытовой жизни. Педагогическая целесообразность заключается в том, что данная  программа способствует: творческому развитию личности ребёнка, умению вначале работать по шаблону, схеме, образцу и далее самостоятельно, с помощью  кураторства педагога создавать творческие гармоничные по цвету работы, адекватно оценивать свои результаты в работе. 

Настоящая программа «Азбука ЦВЕТА» предназначена для образовательных учреждений дополнительного образования.  Настоящая программа носит художественную направленность и ориентирована на работу с детьми 7-10 лет.

Срок реализации программы – 36 недель.

Уровень стартовый, возраст 7-10 лет. Стартовый уровень направлен на развитие цветовосприятия детей, изучение теории на практике, предполагает знакомство с художественными инструментами, выполнение определённых движений кистью (кончиком кисти, прижимая к листу бумаги и т.д.), использование палитры. Дети работают с красками, цветными карандашами, фломастерами, бумагой, пластилином и т.д. Стартовый уровень предполагает формирование умения держать кисть, правильно наносить краски, последовательно прокладывать красочный слой локальными цветами, (гуашь или акварель) смешивать их получая необходимый цвет. Знакомство с основными цветами, контрастными цветами, родственными цветами, закон оптического смешения, много работы с цветом и изменения его по характеристикам (светлота, тон, насыщенность, теплохолодность). В программу включены упражнения и тесты для развития цветовосприятия.

 Форма обучения - очная, групповая (аудиторная).

Форма занятий - творческая мастерская. Творческая мастерская создаёт условия для вхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия. Основой открытия в любой сфере знаний, включая самопознание, в мастерской является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности. В творческой мастерской достигается максимальное приближение к реальному опыту истинно научного или художественного постижения мира, т.к. каждый её участник движется от осознания личного опыта к опыту национальной и общечеловеческой культуры в свободной деятельности. Ребёнок самостоятельно представляет, воображает, фантазирует себе образ, придумывает, как будет выглядеть изображение, что в нем особенного, необычного. Взрослый помогает все это ребёнку развить. Совместное творчество помогает каждому участнику почувствовать себя причастным к получению общему результату рисунку, картине, подделке. Творческие способности в совместной деятельности помогают сформулировать собственную точку зрения, воспитывают доверие к собственным силам и интерес к другому мнению.

Лекция проводится в форме игры с  теорией к терминам, новым понятиям.

Вот основные принципы и правила ведения мастерской:

- Ценностно-смысловое равенство всех учащихся;

- Право каждого на ошибку, самостоятельное преодоление ошибки - путь к истине;

- Создание условие эмоционального комфорта и творческой раскованности;

- Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск учителя и ученика;

- Принцип научности и природосообразности.

 Самые разнообразные педагогические приёмы работы с информацией включены в творческую мастерскую – творческое проектирование, игры, чаепития, мастер-класс, посещение художественного музея.

Методы обучения – метод обучающей игры, методы проблемно-развивающего обучения, методы стимулирования и мотивации учения, методы контроля и самоконтроля.

Режим занятий 1 раз в неделю  (1  ак. час (45 минут одно занятие)  для ребят школьного возраста.  Наполняемость учебных групп: 1 года обучения – минимум 12 учащихся  и максимум 15 учащихся.

1.1 Цель и задачи программы

Цель программы – развитие цветовосприятия (цветопередачи) младших школьников в системе дополнительного образования

Задачи:

-обучить технологиям работы с различными материалами в различных техниках декоративного, прикладного и изобразительного искусства;

 - обучить передавать выразительность образа, декоративность образа, используя средства выразительности штрих, пятно, точку, линию.

- развивать восприятие цвета, умение выделять основные цвета, локальные цвета, контрастные цвета, тёплые и холодные цвета;

- развивать умение анализировать объекты изображения, сравнивать их, выделять их обобщенную форму, колорит.

1.2 Учебный план

Возраст 7-10 лет, стартовый уровень

Срок реализации – 36 недель ,9 месяцев, количество часов – 36 часа в год

п/п

Тема

Форма занятия

Количество часов

Форма аттестации/

контроля

Теория

Практика

Всего

1

 «Цвет и его роль в жизни художника»

Лекция, творческая мастерская

 3ч.

15ч.

 18ч.

Опрос. Оценка качества работы

2

«Цветовые гармонии»

Лекция, творческая мастерская

3 ч.

15 ч.

 18ч.

Опрос. Оценка качества работы

36 ч.

Содержание программы

Возраст 7-10 лет, стартовый уровень

Срок реализации – 36 недель, количество часов – 36 ч.

В календарно -тематическом плане темы прописаны таким образом, чтобы можно было адаптировать их под индивидуальные особенности учащихся и группы.

Тема 1. Цвет и его роль в жизни художника.  Знакомство с теорией цвета. Это беседы о искусстве, мы рассматриваем и обсуждаем работы художников. Учимся понимать природу цвета и как работать красками, как держать кисть и наносить мазки, как смешивать цвета, выполняем растяжки по цвету на примере несложных работ и упражнений. Темы данного предмета направлены на изучение характеристик цвета,  развитие умений грамотно смешивать цвета и накладывать их ровной заливкой в соответствии с границами в рисунке. Понимание, что такое цвет, как меняется цвет по светлоте, какие основные цвета, вторичные цвета, чистые цвета, звонкие цвета, глухие цвета, грязные цвета, бесцветные цвета, контрастные цвета. Знакомство с колоритом картин на примере известных художников (тёплые и холодные гаммы). Группы цветов. (красные, орнанжевые, жёлтые, зелёные, голубые, синие, фиолетовые).

Тема 2. «Цветовые гармонии» составные цвета, основные цвета, контрастные цвета, родственные цвета, нюанс. «Ритм цветовых пятен в композиции», «Передача образа с помощью цвета и настроения», «Выделение главного цветом в иллюстрации и абстракции-доминанта», «Цвета времён года» и т.д.  Закрепляем смешение цвета, продолжаем учиться накладывать цвет ровно, понимать тон цвета, расширяем знания в области гармоничных сочетаний цвета опираясь на цветовой круг спектра.

 Темы взаимно друг друга дополняют через рисование, лепку, аппликацию. Лепка (пластилиновая картина, фигурка) как предмет дополняет цветоведение. Через лепку мы закрепляем знание о цвете. Даже во время таких, казалось бы, незамысловатых действий, как раскатывание колобка, жгутика развивается воображение, творческое мышление учащегося. Ребёнок учится воспринимать объёмные образы, а заодно и тренирует мелкую моторику, что очень благотворно сказывается  на развитии речи, на подготовке руки к письму.  Лепка в целом весьма благотворно влияет на интеллектуальное и эмоциональное развитие ребёнка.                                                         Основные приёмы лепки для развития моторки:                                 Отщипывать кусочек пластилина большим и указательным пальцами;                Разминать пластилин в ладошке;                        «Расплющивать» указательным пальчиком маленькие пластилиновые шарики;                                                                                                 Катать колобок ( шарик, жгутик);                                                        Растереть колобок (шарик) по контуру рисунка;                                        Нанести рисунок палочкой поверх пласта пластилина или «процарапать».

 Способы работы с кистью

1.                 Концом кисти;

2.                 Всем ворсом;

3.                 Постепенным переходом от рисования концом к рисованию всем ворсом;

4.                 Прикладывание;

5.                 Причмокивание;

6.                 Гладью;

7.                 Нетрадиционные;

8.                 Тычок.

1.3 Планируемые результаты

К концу обучения учебной программы учащийся должен обладать следующими компетенциями:

-знать основы работы с различными инструментами и материалами, уверенно применять на практике;

-знать правила техники безопасности при работе с художественными  материалами;

-уметь самостоятельно подбирать тёплые цвета, холодные цвета, контрастную цветовую гамму;

-освоить навыки работы с бумагой, аппликацией, применение этих знаний в создании композиции;

-выработать основные навыки рисования, работы с пластилином, проявлять индивидуальные творческие способности в работе с различными материалами;

-правильно планировать свою работу, ценить свой труд и труд окружающих людей;

-творчески подходить к решению поставленных задач, находиться в постоянном творческом поиске в работе;

-знаком с понятием тёплые и холодные цвета, основные, бесцветные цвета, родственные цвета;

- понимать чистые цвета, звонкие, глухие и грязные цвета;

-уметь ровно накладывать цвет, смешивать краски.

- понимать цвет, видеть цветовые оттенки и передавать их в практической работе;

- Выстраивать выразительную работу в цвете и по композиции.

Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1 Календарный учебный график стартовый уровень, возраст 7-10 лет,

Срок реализации – 36 недель, 9 месяцев, количество часов – 36 ч, 1 час в неделю

Месяц

Тема

Форма проведения занятий. Методы обучения

Количество (академических) часов

Место проведения

Форма аттестации/

контроля

Теория

Практика

Всего

Сентябрь

Введение в теорию цвета: понятие «Цвет», опыт М.В.Ломоносова

 «Спектр цветов»

Вступительная беседа. Практическая работа.

0,5

0, 55

1

ДДЮТ

Опрос, выполненное упражнение,анализ

Диапазон тона

«Ахроматические цвета»

Беседа. Практическая работа.

0,5

1,55

2

ДДЮТ

Выполненное упражнение, анализ

Спектр цветов «Триада»

 Беседа. Практическая работа,творческая мастерская

0,5

0,55

1

ДДЮТ

Оценка качества работы

4

Октябрь

                                                                                                                                                                   

Аппликация «Родственные цвета»

 Творческая мастерская

0,5

  0,55

    1

ДДЮТ

Оценка качества работы

Цветоведение «Триада цветов»

Творческая мастерская

0,5

  0,55

    1

ДДЮТ

Опрос

Лепка. Пластилиновая картина

«Вторичные цвета»

Творческая мастерская

0,5

0,55

1

ДДЮТ

Опрос качества работы

Цветоведение «Тёплые цвета»

Творческая мастерская

0,5

0,55

1

ДДЮТ

Оценка качества работы

                                                                                                                         4

Ноябрь

Аппликация «Разноцветье»

Творческая мастерская

0,5

0,55

1

ДДЮТ

Оценка качества работы

Цветоведение «Холодные цвета»

Лекция

0,5

0,55

1

ДДЮТ

         Опрос

Лепка «Фактура зелёных предметов»

Творческая мастерская

0,5

0,55

1

ДДЮТ

Оценка качества работы

Цветоведение «Бесцветные цвета» Контраст светлого и тёмного пятна

Творческая мастерская

0,5

0,55

1

ДДЮТ

Оценка качества работы

4

Декабрь

Цветоведение «Холодный колорит»

Творческая мастерская

0,5

0,55

1

ДДЮТ

Опрос, оценка качества работы

Цветоведение «Пейзаж»

Творческая мастерская

0,5

0,55

1

ДДЮТ

Оценка качества работы

Аппликация «Зимние фантазии»

Творческая мастерская

0,5

1,55

2

ДДЮТ

Оценка качества работы

4

Январь

Цветоведение «Теплый колорит»

Творческая мастерская

0,5

0,55

1

ДДЮТ

Оценка качества работы

Лепка +аппликация

Творческая мастерская

0,5

0,55

1

ДДЮТ

Оценка качества работы

Цветоведение «Сочетание цвета с узором, контраст»

Творческая мастерская

0,5

0,55

1

ДДЮТ

Оценка качества работы

Аппликация «Объёмная»

Творческая мастерская

0,5

0,55

1

ДДЮТ

Оценка качества работы

        4

             

Февраль

Цветоведение

«Четыре цвета»

Творческая мастерская

0,5

0,55

1

ДДЮТ

Оценка качества работы

Аппликация «Обьемность предмета»

Творческая мастерская

0,5

0,55

1

ДДЮТ

Оценка качества работы

Цветоведение

«Один цвет и его изменения по характеристике»

Творческая мастерская

0,5

0,55

1

ДДЮТ

Оценка качества работы

Цветоведение «Цветовая доминанта»»

Творческая мастерская

0,5

0,55

1

ДДЮТ

Оценка качества работы

                    8

4

март

Цветоведение «Насыщенность, чистота цвета»

Творческая мастерская

0,5

0,55

1

ДДЮТ

Оценка качества работы

Аппликация «Белое и чёрное»

Творческая мастерская

0,5

0,55

1

ДДЮТ

Оценка качества работы

Цветоведение «Анализ цветовой гармонии живописного произведения» К.Коровин, В.Д. Поленов

Лекция, творческая мастерская

0,5

0,55

1

ДДЮТ

Опрос

Лепка «Гармонические пары цветов»

Лекция, творческая мастерская

0,5

0,55

1

ДДЮТ

Опрос

4

апрель

Цветоведение «Ахроматические цвета»

Творческая мастерская

0,5

0,55

1

ДДЮТ

Оценка качества работы

Цветоведение «Нюанс»

Лекция, Творческая мастерская

0,5

0,55

1

ДДЮТ

Опрос

Цветоведение

«Весенние цвета»

Творческая мастерская

0,5

1,55

1

ДДЮТ

Оценка качества работы

Цветоведение «Гармонические пары цветов в произведениях» В.А. Серов, И.И. Левитан,  А.Е. Архипов

Творческая мастерская

0,5

0,55

1

ДДЮТ

Опрос

4

май

Аппликация

« Оттенки цвета»

Творческая мастерская

0,5

0,55

1

ДДЮТ

Оценка качества работы

Итоговая композиция

Творческая мастерская

0,5

0,55

3

ДДЮТ

Оценка качества работы

4

36

2.2 Условия реализации программы

Для успешной реализации программы необходимы следующие условия:

- Хорошо освещённый и проветриваемый кабинет, парты; коллекция открыток,  ксерокопий, фотографий, наглядных образцов работ, настольные мольберты;

- Образцы творческих работ и упражнений;

- Методический материал по предлагаемым темам работы;

- Акварель, акварельная бумага, альбом, гуашь, восковые карандаши, цветные карандаши, кисти, мягкий пластилин, клей ПВА, цветная бумага, белый картон, цветной картон, чёрный фломастер или маркер, воздушный пластилин, ножницы, линейка, палитра, баночка,  тряпочки или салфетки.

Информационное обеспечение программы

  В информационное обеспечение программы  входят дидактические и методические материалы:

- Аудио-, видео-, фото- , интернет источники на электронных носителях по темам, реализуемым в рамках данной программы;

- Таблицы, схемы, плакаты, картины, фотографии;

- Раздаточный материал, специальная литература;

 - Мультимедийные материалы по темам реализуемой программы.

Кадровое обеспечение программы

В реализации программы занят один педагог, руководитель объединения изостудия «Палитра» Дмитриева Ирина Юрьевна, педагог дополнительного образования.

2.3  Формы аттестации

Итоговый контроль проводится с целью определения степени достижения результатов обучения, закрепления знаний, ориентации обучающихся на дальнейшее самостоятельное обучение, получение сведений для совершенствования педагогом образовательной программы и методики обучения.

Для определения результативности обучения, учащиеся в течение года выполняют изделия и творческие проекты к отчётным, конкурсным выставкам. Также в течение учебного года разрабатываются творческие проекты для участия в конференциях и фестивалях различного уровня, коллекции изделий и сувениров в фонд Дворца.

Выставка - это форма итогового контроля, осуществляемая с целью определения уровня мастерства, культуры, техники исполнения творческих продуктов, а также с целью выявления и развития творческих способностей обучающихся. Может быть персональной или коллективной по различным направлениям дополнительного образования. По итогам выставки лучшим участникам может выдаваться диплом или творческий сюрприз. Выставка является инструментом поощрения обучающегося.

Конкурс творческих работ - форма итогового (иногда текущего) контроля/аттестации, которая проводится с целью: определения уровня усвоения содержания образовательной программы кружка, степени подготовленности к самостоятельной работе, выявления наиболее способных и талантливых детей.

Опрос - проверка результатов обучения после прохождения темы.

Оценка качества изготовления – самооценка и групповая оценка качества выполнения практических работ.

Тест -проверка результатов обучения до и после прохождения темы.

2.4  Оценочные материалы

Индивидуальная карточка учёта проявления творческих способностей

Фамилия, имя ребёнка________________________________________

Возраст____________________________________________________

Название детского объединения________________________________

Ф.И.О. педагога_____________________________________________

Дата начала наблюдения______________________________________

п/п

Параметры результативности

Оценка  (баллы)

1

2

3

4

5

1.

Участие в конкурсах

2.

Работа по образцу

3.

Работа с внесением изменений

4.

Работа над своим вариантом

5.

Владение техникой

6.

Придумывание композиций

Общая сумма баллов:

Дорогой друг!

Оцени, пожалуйста, по пятибалльной шкале знания и умения, которые ты получил, занимаясь в детском объединении (кружке) в этом учебном году и зачеркни соответствующую цифру (1 – самая низкая оценка, 5 – самая высокая)

1

Освоил теоретический материал по разделам и темам программы (могу ответить на вопросы педагога)

1

2

3

4

5

2

Знаю специальные термины, используемые на занятиях

1

2

3

4

5

3

Научился использовать полученные на занятиях знания в практической деятельности

1

2

3

4

5

44

Умею выполнить практические задания (упражнения, задачи, опыты и т.д.), которые даёт педагог

1

2

3

4

5

5

Научился самостоятельно выполнять творческие задания

1

2

3

4

5

6

Умею воплощать свои творческие замыслы

1

2

3

4

5

7

Могу научить других тому, чему научился сам на занятиях

1

2

3

4

5

8

Научился сотрудничать с ребятами в решении поставленных задач

1

2

3

4

5

9

Научился получать информацию из различных источников

1

2

3

4

5

10

Мои достижения в результате занятий

1

2

3

4

5

Обработка анкет и интерпретация результатов.

При обработке анкеты ответы группируются по следующим категориям:

освоение теоретической информации- пункты 1, 2, 9;

опыт практической деятельности- пункты 3, 4;

опыт творчества- пункты 5, 6;

опыт сотрудничества- пункты 7, 8.

Самооценка учащегося и экспертные оценки педагога суммируются, вычисляется среднеарифметическое значение по каждой компетентности, и далее по освоению программы в целом.

Подобная логика проведения анкетирования позволяет не только определить уровень компетентностей учащихся, но и выявить особенности их самооценки на основании сравнения мнения детей с мнением педагога.

2.5  Методические материалы

Тщательно продуманная и грамотно организованная работа в детском коллективе способствует повышению уровня общей творческой культуры, формирует нравственные и эстетические взгляды, развивает чувство ответственности и коллективизма. Огромное значение в этом плане принадлежит содержанию учебного процесса. Для выполнения заданий используются индивидуальные и групповые виды работ, причём в коллективной деятельности может быть задействован как весь класс, так и отдельные группы.

Занятия в объединении способствуют развитию творческих способностей, совершенствованию приобретённых знаний и умений, овладению трудовыми навыками, проявлению творческой индивидуальности учащихся.

Художественная деятельность учеников находит разнообразные формы выражения: декоративная работа; прикладная работа; изображение на плоскости и в объёме; обсуждение работ товарищей и результатов коллективного труда на уроках; изучение художественного наследия.

На уроках учащиеся знакомиться с различными художественными материалами и инструментами. Это акварель, гуашь, цветные карандаши, восковые карандаши, пластилин, тесто, цветная бумага, ножницы, кисти.

Все приёмы работы нацелены на развитие у детей интеллектуальных способностей, пространственного воображения, творческих видов деятельности, пространственного воображения, а также способствует воспитанию трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, ответственности за результаты своей деятельности

Обучение в объединении построено на основе совместной творческой деятельности учащихся и педагога. Роль педагога на занятиях заключается, прежде всего, в активизации мыслительной и творческой деятельности учащихся и в руководстве их практической деятельностью, но не с точки зрения выдачи заданий, а с точки зрения выработки совместного плана действий и обсуждения возможного хода работы. Исходя из этих положений, и была разработана методика преподавания некоторых разделов. Учитывая возрастные особенности (потеря интереса к работе при неудачах, быстрое «забывание» ребёнком не воплощённой в дело мысли и т.д.), представляется, что практическая часть урока всегда должна заканчиваться выполненным изделием (объектом труда).

Данная программа содержит теоретическую и практическую части. Теоретическая часть осуществляется через применение следующих методов обучения:

Словесные методы  - рассказ, беседа, объяснение;

Наглядные методы - иллюстрация, демонстрация.

Практическая часть включает в себя следующие методы обучения:

Практические методы - упражнения;

Репродуктивные и проблемно -поисковые методы.

Практические методы обучения применяются в тесном сочетании со словесными и наглядными методами обучения, так как в практической работе по выполнению практической работы должно предшествовать инструктивное пояснение педагога. Словесные пояснения и показ иллюстраций обычно сопровождают и сам процесс выполнения работы, а также анализ выполненной работы, что наиболее благоприятно совершить при личном контакте с учащимся.  

        Специфика занятий в объединении по программе на первое место выдвигает практическую деятельность, т.к. принцип построения заключается в движении знаний от центра к периферии – от простого к сложному. При таком движении сохраняется индивидуальный подход к каждому ученику с учётом его физических, психологических и возрастных особенностей.

Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей. Каждое занятие направлено на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе. В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент. А также создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.

         Наиболее эффективным методом обучения для младших групп является игровой метод. Сложные темы и понятия успешно усваиваются в игре, тем самым идёт лучшее восприятие, запоминание и применение их в дальнейшей творческой работе.

Широко применяются занятия по методике мастер-класс. Педагог вместе с учениками выполняет творческую работу. Последовательно комментируя все стадии её выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.

        При выборе содержания, организационных форм и методов всегда соблюдается принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Очень важным условием действенности всех видов воспитательной работы с учащимися является обеспечение их единства, преемственности и взаимодействия. Работа изостудии обеспечивает возможности и для осуществления более тесной связи и общения между школьниками разных классов, встречающихся в условиях благоприятной эмоциональной обстановки, создающейся на основе общности интересов и духовных потребностей.

Воспитательная работа объединения изостудия  «Палитра» направлена на сплочение детей в единый дружный коллектив, создание благоприятной атмосферы доброжелательности и сотрудничества, на воспитание у них чувства уважения и справедливости к окружающему миру и людям.

 Немаловажным компонентом для успешного воспитательного процесса является участие детей в различных мероприятиях, выставках, соревнованиях, конкурсах и конференциях, проводимых Дворцом и городом.

Содержание программы разнообразно, тем самым оно благоприятно влияет на учебный процесс. Каждый модуль очень интересен, разнообразен и модернизирован под современное время.

Основные термины:

Колорит - композиция цвета, хроматический (цветовой) строй, характер использования цветовых отношений, согласованность тонов хроматического ряда. Система цветовых тонов, их сочетаний и взаимоотношений в произведении искусства, образующая определённое единство.  

Колорит служит одним из важнейших средств художественной выразительности, компонентом образа. Он проявляется прежде всего в живописи, но также в цветной графике и произведениях  искусства.                Цвет - свойство зрительного восприятия человека осознанно различать объекты по различающемуся спектральному составу исходящего от них видимого излучения.                                                                        Локальный цвет - условный цвет, соответствующий исходной окраске изображаемого предмета. Это доминирующий оттенок цвета, без учёта света, теней, рефлексов от окружающих предметов, вне зависимости от расположения предмета в пространстве.

Ахроматические цвета - это чёрный, белый и все оттенки серого. 1 У них нет цветового тона, они отличаются друг от друга только по светлоте. 2. У ахроматических цветов есть только одна характеристика - яркость (то есть интенсивность лучей). Самый яркий  - белый, его полная противоположность - чёрный. Между белым и чёрным в ахроматическом спектре находится множество оттенков серого.         Хроматические цвета  это красный, жёлтый, оранжевый, зелёный, синий, фиолетовый цвета и все их смеси.                        Все хроматические цвета состоят из трёх первичных цветов: красного, жёлтого и синего. Если смешать первичные цвета между собой, получатся вторичные цвета: красный + жёлтый = оранжевый, жёлтый + синий = зелёный, синий + красный = фиолетовый. Красный и жёлтый психологически воспринимаются как тёплые цвета, потому что ассоциируются с огнём и солнцем. Синий психологически воспринимается как холодный цвет, потому что ассоциируется с водой и льдом. Соответственно, те цвета, в которых преобладают красный и жёлтый, считаются тёплыми (оранжевый, красный, жёлтый), те же, в которых преобладает синий цвет (синий, голубой, сиреневый), считаются холодными. Те цвета, которые содержат равное количество тёплого и холодного цвета (зелёный = жёлтый + синий, фиолетовый = синий + красный), обычно считаются вторичными цветами.                                                 Основные характеристики цвета в живописи:                                        Оттенок или цветовой тон. Определяет, какой именно цвет воспринимается (красный, синий, зелёный и т. д.).                                                 Насыщенность. Определяет, насколько цвет чистый или серый. При высокой насыщенности цвет выглядит ярким и интенсивным, при низкой насыщенности - более приглушённым и серым.                                                 Яркость (светлота) описывает тональность цвета, насколько он светлый или тёмный. 

Равномерное окрашивание -  цвет, который равномерно распределяется по всей поверхности

Живописный мазок- красочку смешиваем на палитре и наносим на бумагу отдельными мазочками.Каждый мазок занимает своё место.В результате чего, форма и объём в живописи получаются наложением множества мазков на работу.

Аllaprima - это с одной попытки, в один присест акварелью. Рисуем здесь сразу по мокрому, то есть, нам не нужно ждать, когда работа высохнет, а сразу наносим следующий слой. В данной технике не нужна тщательная проработка деталей. Здесь происходит смешивание красок сразу, одни цвета перетекают в другие.

Импасто- грубый мазок мастихином, вилкой, ложкой, создающий объём или рельеф, фактуру