Индивидуальный подход, как система дидактических средств, в изучении английского языка

Николаева Елена Владимировна

Индивидуальный подход в изучении английского языка позволяет учащемуся максимально эффективно осваивать язык и достигать своих учебных целей. 

Мой опыт работы по применению индивидуального подхода при обучении английскому языку показывает, что он позволяет добиться положительных результатов при обучении, помогает снять психологический барьер у слабых учеников, способствует повышению активности на уроке. Данный подход позволяет варьировать работу на уроке в зависимости от подготовки и способностей детей, помогает слабым и средним развивать их мыслительную деятельность, а сильным даёт возможность совершенствоваться в изучении английского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальный подход,

как система дидактических средств, в изучении английского языка

СЛАЙД 1  Коллеги, поделюсь немного сегодня своим опытом по данному вопросу, не претендую на его новизну, и уж тем более, на какую-то особенность, но хочу представить то, что с удовольствием применяю сама на уроках, и что действительно нравится детям. И что самое главное, не трудоемко и не затратно по времени. Потому что все мы прекрасно осознаем, что индивидуальный подход заканчивается ровно там, где возрастает недельная нагрузка (иногда в разы).

Однако, каждый из нас понимает, что индивидуальный подход - один из ведущих принципов педагогической работы. Вопрос в том, как его практически реализовать в условиях 45 минут урока на 12-15 учащихся (и нам, учителям иностранного языка, в этом отношении еще повезло!) и жестких требований одинаковой для всех программы.

СЛАЙД 2 Индивидуальный подход в обучении - один из основных вопросов методики в школе. Вопрос не новый (как видно со слайда), но который никогда не перестает быть актуальным. И все потому, что он в многом может определять эффективность обучения, я буду говорить и понимать, эффективность обучения иностранному языку.

СЛАЙД 3 Главное условие для успешного индивидуального подхода – дифференциация. Существует много форм дифференцированного обучения. К ним можно отнести следующие: (представленные на слайде). В основном,  дифференцированное обучение строится на подборе индивидуальных заданий, в зависимости от подготовки учеников и уровня сформированности речевых навыков и умений, т.е. 4-х коммуникативных умений: умение слышать, читать, писать и самое главное говорить.   

СЛАЙД 4 В методике термин «индивидуальный подход» понимается как система дидактических средств организации учебного процесса по иностранному языку, включающая изменение цели, содержания, процесса и формы урока.

Индивидуальный подход появляется там, где существует разная степень подготовленности учеников. 

Способности к изучению иностранного языка не одинаковы: одним язык даётся легко, другим – с большим трудом, т.е. дети обладают разными стартовыми способностями. Кроме того, учебный материал на разных ступенях обучения может усваиваться учащимися одного и того же класса по-разному: одни легче усваивают лексику, в силу хорошо развитой механической памяти, у других более развито слуховое восприятие, поэтому они успешно справляются с заданиями по аудированию и т. д.  Кроме того, у всех детей разный склад мышления.

СЛАЙД 5 При выполнении заданий с одинаковой степенью сложности способный и менее способный ученики могут добиться одинакового результата только при разных затратах времени. А поскольку на уроке время ограничено, то продвижение ученика достигается путем использования разноуровневых заданий – так, чтобы сильным не было скучно, а слабым – слишком трудно.

Языковые способности учащихся проявляются не только в быстроте, легкости и прочности овладения учебным материалом, но и в предпочитаемых и наиболее успешно осуществляемых школьниками формах учебной деятельности. Так, учащиеся с низким уровнем обучаемости по иностранному языку предпочитают репродуктивные задания, например пересказ заранее выученного текста; средний уровень обучаемости позволяет ребятам сочетать заученное с элементами самостоятельного высказывания; достаточная обучаемость проявляется в том, что дети охотно выполняют задания, требующие самостоятельности; СЛАЙД 6 в случаях повышенного уровня обучаемости по иностранному языку учащиеся сопротивляются репродуктивным формам работы и предпочитают творческую самостоятельность (есть у меня и такие ученики, которые постоянно слушают новостные каналы, и рассказывают об этом в начале урока). На слайде представлены тексты, составленные учениками с включением новой изучаемой лексики в новый контекст на русском и английском языках.

СЛАЙД 7 Индивидуально подходить к обучению и при этом не затрачивать огромного количества временного ресурса мне помогают сайты. Самые любимые – два.  Здесь можно выбирать задание посильное по уровню, проверка – автоматическая – доказательство выполненной работы скриншот с экрана своего компьютера. СЛАЙД 8 При чем, когда ученик выбирает задание на определённую темы автоматически справа появляются варианты по той же теме, но с разным уровнем сложности.

СЛАЙД 9 Очень люблю сайт english-grammar.at! _4 CLICKа)

СЛАЙД 10 Использую сайты для олимпиадников – кстати здесь потрясающие игровые обучающие программы, в основном для 5-7-х классов!

Возможность использования цифровых технологий для осуществления индивидуального подхода в обучении иностранному языку позволяет более эффективно достигать учебных целей. Интерактивные упражнения помогают детям избежать неэффективной и нудной зубрежки и активизировать самостоятельную работу вне урока.

СЛАЙД 11 Бывает и так, что идея для использования индивидуальных творческих заданий приходит, что называется из масс, т.е. от самих учеников. Ученица с 8-го класса в качестве тренировочного материала для лучшего запоминания рисовала иллюстрации к фразовым глаголам. За 9-й класс накопился достаточный материал, опыт и были результаты – кому-то такой способ запоминания пришелся по душе, так что в 10-м классе – эта идея воплотилась в индивидуальный проект – само название говорит о данном подходе – смело могу сказать проект действительно был необычным, интересным и самое главное по-настоящему творческим! Все иллюстрации ученица рисовала самостоятельно, их общее количество 40. На городской НПК ученица получила диплом III степени.

СЛАЙД 12 Что примечательно, всегда есть последователи, и когда я предлагаю выполнение домашнее задание в такой форме – всегда есть желающие – и такая форма у нас получила название «иллюстрированная лексика» (идиомы, фр.глаголы – смотря, что иллюстрируем).

СЛАЙД 13 Ну у нас много одаренных детей, и работать с ними тоже надо индивидуально! Мой ученик в 8 классе не прошел муниципальный этап Всероссийской олимпиады – споткнулись на недостатке знаний по страноведению, культурологии, истории англоговорящих стран. Мы взяли книгу «История Британской монархии» и начали ее читать. СЛАЙД 14 В итоге это «история» стала сериалом на год –   было сделано около 80 слайдов, которые с подробными комментариями презентовались на уроках раз в неделю.  СЛАЙД 15 В конце года появился итоговый индивидуальный проект о периоде в истории Великобритании, который известен как «Война Белой и Красной розы».

Надо сказать, класс настолько привык к лекциям ученика, что мне даже не надо было ему напоминать о следующей – хороший язык, высокий интеллект – это очень мощная мотивация для других учеников. Следующая ступень была уже на порядок выше - СЛАЙД 16 – курс лекций «Этика Аристотеля».

СЛАЙД 17  В 11-м классе есть тема: закон, порядок, международное право и в том числе декларация независимости США и конституция страны, поэтому курс «Введение в конституцию» был выбран тоже не совсем случайно.

       В 11-м классе ученик стал призером заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку.

СЛАЙД 17 индивидуальная работа, начатая на уроке, должна обязательно находить свое продолжение в домашнем задании, и я также использую дополнительные задания для подготовки 11-классников к ЕГЭ.

Однако процесс обучения иностранному языку реализуется не только через традиционные: обучающую, воспитывающую и развивающую функции, но и коммуникативную. Следовательно, одной из ведущих форм обучения является (или, по крайней мере, должна быть) непосредственно коммуникация, общение.  Причем не только в режиме «ученик - ученик», но и в режиме «ученик - учитель». Самоочевидно, что для этого необходимо в первую очередь установление личностного контакта.

 Человеческие взаимоотношения, в том числе и в учебном процессе, должны строиться на основе общения обеих сторон как равноправных участников процесса общения. При соблюдении этого условия устанавливается не межролевой контакт «преподаватель - учащийся», а межличностный контакт, в результате которого и возникает диалог, а значит и наибольшая восприимчивость и открытость к диалогу.  Действительно, такой межличностный контакт, когда он состоялся, почти всесилен. Он разрушает невидимую баррикаду на месте учительского стола, превращая работу на уроке в совместную работу. СЛАЙД 18 Он делает сердце чутким к особенностям умственных, нравственных и душевных сил каждого и помогает подобрать систему упражнений так, чтобы даже самый слабый и незаинтересованный мог испытать чувство успеха.

На мой взгляд, первым шагом в этом направлении должна быть система индивидуальных заданий. Разработанные мною к каждому используемому УМК карточки могут применяться по-разному.

 Во-первых, в качестве дополнительных заданий на уроке для учащихся с высоким уровнем знаний и темпом усвоения материала, которым зачастую бывает скучно на занятии, предназначенном «средним» ребятам.

 Во-вторых, они могут быть предложены как замена общего задания учащимся с более низким уровнем знаний или замедленным темпом усвоения материала: с этим заданием ребенок может справиться, и получает столь необходимое чувство успешности в учебной работе.

 В-третьих, они могут послужить дополнительным домашним заданием. Кроме того, учащийся, пропустивший ту или иную тему по болезни, может после ее самостоятельного освоения или консультации с учителем выполнить ряд индивидуальных заданий по пропущенной теме в качестве закрепления и проверки знаний

Успешно осуществляется овладение грамматическим материалом с помощью раздаточного материала, карточек. Предлагаю задания трёх степеней сложности, в зависимости от уровня овладения учениками структурами Present Continuous:

     -  для обучающихся с высокой степенью подготовленности даётся задание описать картинку (подбирается картинка, на которой представлено достаточное количество действующих лиц; обучающийся показывает группе картинку и описывает её; одноклассники исправляют его ошибки и неточности);

      - менее подготовленные ученики получают задание посмотреть на картинку и ответить на вопросы;

      - ученики с низким уровнем обученности предлагаются карточки с глаголами в Present Continuous.

Такие индивидуальные задания позволяют слабым ученикам переходить к освоению данного материала на более высоком уровне. Наиболее сложным моментом изучения этой темы является умение студентов различать Present Continuous и Indefinite. Слабые обучающиеся успешнее преодолевают трудности в определении этих времён, если использовать в качестве опоры пару хорошо известных слов now и usually. Если у детей возникает затруднение, связанное с этими видовременными формами, эти слова помогают им быстро сориентироваться.  Отрабатывая таким образом подобные грамматические структуры, обучающиеся осваивают их на доступном уровне.

И в заключении, коллеги, два слова об отметке. Индивидуальный подход к обучению — это в том числе качественная обратная связь от учителя. Фидбэк наиболее ценен в тех случаях, когда он представлен честно, оперативно и своевременно и адаптирован к конкретному ребенку с  учетом его сильных и слабых сторон. Традиционные методы выставления оценок в этом смысле не очень хорошо работают.

В педагогической науке традиционно считается, что основная функция отметки — отражать уровень соответствия знаний ребёнка некоему объективно-абстрактному нормативу. А значит, основное требование к ней — «объективность» (называемая детьми «справедливостью»).

 Но попробуем посмотреть на дело с позиции доброжелательного внимания к каждому лично. Один ученик, с физическим недугом и в силу этого имеющий большие сложности в обучении, со слабой памятью и неустойчивым вниманием, никак не мог освоить новую тему, но к концу её изучения всё-таки разобрался и допустил в контрольной работе всего две ошибки. А другой — способный, с прекрасной памятью и высокой произвольностью внимания - легко воспринял материал, но по самоуверенности не повторил его перед контрольной, в силу чего допустил те же самые две ошибки. Допустимо ли, полезно ли для духовного становления обоим получить одинаковую отметку? Ведь для одного такой результат - максимум возможного, достигнутый с титаническим трудом, а для другого - следствие отсутствия прилежания.

 Вот почему я убеждена, что отметка должна быть справедливой в первую очередь с точки зрения трактовки философом Иваном Ильиным справедливости как «искусства неодинакового отношения к неодинаковым людям». Она должна отражать не столько соотношение реальных знаний с эталоном, сколько их динамику, так сказать «вектор движения». Тогда ребенок чувствует, что педагог видит и оценивает как минимальный шажок вперёд, так и минутную задержку - или, тем более, откат от процесса познания. Тогда отметка становится внутренне объективной.

Итак, на уроках иностранного языка и в процессе самостоятельной учебной работы имеются резервы для развития личностных свойств школьника.

Индивидуальный подход в изучении английского языка позволяет учащемуся максимально эффективно осваивать язык и достигать своих учебных целей. 

 СЛАЙД 18 Мой опыт работы по применению индивидуального подхода при обучении английскому языку показывает, что он позволяет добиться положительных результатов при обучении, помогает снять психологический барьер  у слабых учеников, способствует повышению активности на уроке. Данный подход позволяет варьировать работу на уроке в зависимости от подготовки и умственных способностей детей, помогает слабым и средним развивать их мыслительную деятельность, а сильным даёт возможность совершенствоваться в изучении английского языка.