Нравственные уроки повести В.П. Астафьева "Последний поклон"

Мочалина Светлана Леонидовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Statya.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственные уроки повести В.П. Астафьева «Последний поклон»

Материал к уроку литературы в 11 классе

Мочалина С.Л. МОУ «СОШ №162» г. Омск

Справка

В.П. Астафьев (1924-2001) – прозаик. Родился в селе Овсянка Красноярского края в  семье крестьян. С семилетнего возраста Виктор воспитывался дедом и бабушкой по материнской линии: отец попал в тюрьму, а мать утонула в реке. Весной 1942 г. добровольцем ушёл на фронт и до конца Великой Отечественной оставался рядовым. Участвовал в боях на Курской дуге, освобождал от фашистов Украину, в 1944 г. в Польше получил тяжёлое ранение. Награждён орденом Красной Звезды и медалью  «За отвагу».

После войны переехал в родной город жены Чусовой. Работал слесарем, подсобным рабочим, дежурным по вокзалу, кладовщиком. Одновременно посещал литературный кружок при газете «Чусовской рабочий», где в 1951 году был напечатан его первый рассказ «Гражданский человек». В 1958 году был принят в Союз писателей СССР.

 Автор многочисленных произведений: «Тают снега», «Кража», «Царь-рыба», «Затеси», «Прокляты и убиты», «Пастух и пастушка», «Печальный детектив», «Веселый солдат». В 1989 году удостоен звания Героя Социалистического труда. В 1991 году – лауреат Государственной премии СССР, Государственной премии РФ в 1995г.  

Двадцать лет работал В.Астафьев над своей автобиографической книгой «Последний поклон» (1958-19778).Вся она состоит из отдельных, в разное время написанных рассказов, героем которых становится он сам, Витя Потылицын (Астафьев изменяет свою фамилию на бабушкину).Написанная от первого лица, повесть превращается в честный и беспристрастный рассказ о трудном, голодном, но таком прекрасном деревенском детстве, о нелёгком становлении юной неопытной души, о людях, которые помогали этому становлению, воспитывая в мальчике правдивость, трудолюбие, любовь к родной своей земле. Книга эта- действительно поклон в далёкие и памятные годы детства, юности, благодарность самым разным людям, с которыми свела Витю суровая жизнь: сильным и слабым, добрым и злым, весёлым и угрюмым, искренним и равнодушным, честным и жуликоватым…Целая вереница судеб и характеров пройдёт перед глазами читателя, и все они запоминающиеся, яркие, даже если это судьбы несложившиеся, изломанные .Поражаешься, как трепетно хранит память автора подробности милой его сердцу деревенской жизни, картины сибирской природы. Всё это вместе: время, люди, природа - и создают образ родины. Тема родины объединяет все рассказы повести Астафьева.

Конечно, при современной нелюбви молодых людей к чтению серьёзной литературы, при ужасающей ограниченности в учебных часах по этому жизненно необходимому предмету я могу посоветовать коллегам остановиться лишь на некоторых рассказах глубокой книги В.П.Астафьева, но проанализировать их подробно, чтобы даже из такого краткого, увы, урезанного знакомства с прозой классика ребята вынесли несложные, но важные для думающего человека нравственные уроки.

Начнём с самого известного рассказа «Конь с розовой гривой»

Почему Астафьев начинает свою книгу с детства? Автор считал, что всё в человека закладывается именно с него, оттуда вся суть его натуры, её первооснова. К детству главного героя, мальчика-сироты Вити Потылицына, которого воспитывают бабушка Катерина Петровна и дед Илья  Ефграфович, неутомимые деревенские труженики, и обращает нас рассказ.

Витя не похож на остальных деревенских ребят. Как характеризуют его воспоминания о заветном  прянике конём? Для всех он вкусный и всё. Для Вити - живой, настоящее чудо. Мальчик даже чувствует, как конь лягает его копытами в живот под рубашкой. Конечно, Витя живёт бедно и трудно, пряник – предел заветных детских желаний, но фантазии ребёнка говорят о его развитом художественном воображении.

Какой предстаёт в рассказе жизнь семьи Левонтьевых?

Разные люди жили в сибирских деревнях в 20-30-е годы. Много было самоотверженных честных трудяг, но много и лодырей-захребетников, ждущих, что кто-то за них заработает им на кусок хлеба. Астафьев ничего не приукрашивает. К таким людям относится и бывший морской «скиталец» Левонтий, оправдывающий свою бесхозяйственность любовью к свободе. Отнюдь не благостное впечатление производит дом Левонтия и его жены: на всём печать неухоженности, разора. Нищая жизнь порождает озлобленность, грубость, пьянство. Свары и пьяные дебоши стали здесь нормой. Вечно голодные левонтьевские ребята предоставлены сами себе, слоняются без дела, безобразничают. Не приучены к труду взрослые - растут бездельниками и дети.

Какой видится их жизнь Вите?

Витя-ребёнок и не замечает мерзостных сторон жизни взрослых. Для него дядя Левонтий - необычный человек, который может превратить скучные будни в чудесный праздник. Это бывало в дни получки, когда Левонтий покупал на все деньги конфеты и пряники и заваливал ими стол к радости  голодных ребят. Обычный конец семейного «праздника» - крики, драка   и погром дома, из которого разбегаются во все стороны дети и жена Левонтия. Ужас этой полудикой, бездумной жизни одним днём  не может ещё осознать Витя, но её глубоко осуждает строгая бабушка, прозванная в деревне «генералом».

Бабушка Катерина Петровна отправляет Витю на увал за земляникой. Для Вити – это ответственное поручение: землянику можно продать в городе, купить чудесный пряник. Для левонтьевских – праздношатание.

Как ведёт себя левонтьевская «орда» по дороге на увал?

Дети ссорятся, орут, дерутся, бросают друг в друга посудой. Заскочили в чужой огород, надрали лук, пожевали, побросали – ни к чему не приученные, они ничей труд не уважают…

А как характеризует детей сбор ягод?

Левонтьевским не знакомы честность и трудолюбие, они хитры, легкомысленны, безответственны. Витя же приучен бабушкой к правдивости и ответственности, за что и становится объектом злых насмешек старшего сына Левонтия, Саньки. Почему же честный Витя  соглашается  вытряхнуть из туяска  собранные им ягоды и съесть их?

Конечно, мы понимаем, что мальчик попадает под дурное влияние наглого Саньки и не находит в себе силы противостоять ему. Но так ли легко было набить туясок травой? Хоть Витя и хорохорится, но в душе его идёт борьба. Ему нелегко отказаться от того, чему учила бабушка. Саньке всё равно, а Витя боится встречи с уехавшей в город Катериной Петровной. Ему не спится: мучают укоры совести, мальчику жалко бабушку. Он и сам не ожидал, что так легко окажется в мире обмана, эгоизма, в котором спокойно пребывает его дружок.

Ложь Вити раскрыта. Почему же бабушка всё-таки купила внуку пряник конём?

Это был небольшой урок, который мальчик запомнил.

Бабушка мудра и понимает, что Витя смалодушничал, но каждый имеет право на ошибку. Катерина Петровна верит, что внук исправится.

Рассказ «Пеструха»

Смогут ли ребята выразить впечатления от этой пронзительной главы «Последнего поклона»? Ведь им, городским детям, неведомы рождение телёнка у коровы, её дойка, рассветы над тихой деревенской рекой. Общее впечатление одно: будто мы там побывали, услышали звуки деревни, почувствовали запахи, насладились красками. Ребята должны понять, что в этом и есть сила настоящей литературы.

О чём рассказ?  О корове Пеструхе, которая всю себя честно отдала  людям. Разве можно так сказать о какой-то корове? Можно, если знать, что такое корова в большой крестьянской семье.

Это понимаешь уже из первых сцен рассказа Астафьева. Почему Катерина Петровна и Илья Ефграфович не спят всю ночь? Вот-вот должна отелиться Пеструха, и старики переживают за неё. Помрёт корова - обречена на голод и бескормицу вся семья. Из её молока «можно будет добыть масло, настоять сметану, сделать простоквашу, творог, мороженые кружки молока с лучинкой в накипелой сливками серёдке, продать в Красноярске городским людям за денежки, вырученные на рынке, купить материи на рубахи и на штаны, платки, полушалки, карандаши и тетрадки, пряник конём… »

 Корова - основа благосостояния крестьянской семьи, от неё весь круговорот деревенского хозяйства начинается, ею и цементируется. Вот почему к ней в доме такое благоговейное, почти любовное отношение.

Какие ещё эпизоды это иллюстрируют? Вспомните, как называют корову? «Матушка», «кормилица», «родная», «золотко», «доченька», как бы уравнивая её с собой в родственных кровных связях. Когда Пеструха сильно заболела, съев с травой осиное гнездо, бабушка молилась за неё перед иконостасом, прекрасно понимая, что надеяться в лихое время можно на Бога и корову, а уж никак не на деревенских «партейцев».

После рождения тёлочки дед и бабушка ведут детей проведать корову и полюбоваться на её «дитю», гладят её, жалеют, успокаивают - человеческие отношения переносятся на животное. В описании тёлочки автор намеренно использует метафоры, экспрессивно окрашенные слова, чтобы передать чувства любви и жалости к животному: «рыженькая головка», «ножки со светлыми, будто игрушечными копытцами», на лбу цветочек распустился. Притихли, любуясь коровьей дочкой, даже неугомонные Левонтьевские. Так с малых лет в детях воспитывалось сострадательное отношение к живому, ненавязчиво расставлялись нравственные приоритеты. Их никогда не пускали в то место, где животное забивали на мясо, оберегали от вида крови и мучений.

А с какой теплотой описывает автор пору деревенского предвечерья! Оно тоже связано с коровой. Повсеместно наступала благостная тишина: это хозяйки доили вернувшихся из стада коров. Молоко звенело о подойники, а рядом стояли голодные ребятишки в ожидании своей кружки. Какой важностью переполнялась бабушка, доящая Пеструху! Под её умелыми руками это превращалось в какое-то священнодействие.

Но в спокойный, гармоничный уклад деревенского мира насильственным образом вторгаются трагические социальные потрясения 20-30-х годов. Незатейливое крестьянское житьё-бытьё залихорадило. Как это отражается в рассказе?

Овсянские мужики «в разброде»:то на собраниях сидят, то на мельнице пьянствуют. Некоторые из них не вернулись после вызова в город, а оказались в тюрьме. Молох сталинских репрессий затронул и далёкое сибирское село, и  это только начало наглой, оголтелой расправы с крестьянством. Начинается коллективизация, силой обобществляется скотина. Из мяса бабушкиной любимой Пеструхи сварят щи и нажарят котлет для бесплатной школьной столовой…

Обобществлённых коров деревенские девки недодаивают, это чревато болезнями. Дома бы за такое родители «выдали им премию», а в колхозе корова не своя и молоко в ней чужое. Тогда зачем её и беречь?

Теперь понятна становится причина «бунта» деда Ильи. Проанализируем в классе этот эпизод.  Всегда трудолюбивый и старательный дед стал задумываться и однажды действительно взбунтовался: напился с Левонтием и не пошел открывать ворота вернувшимся из стада коровам. Те возмущенно и жалобно мычали, а молодая Пеструха взбрыкнула и убежала в лес. Только случайность спасла ее от нападения медведя. Вернувшаяся от соседей бабушка Катерина с плачем бросается на поиски коровы.

 Спросим у ребят: как можно объяснить такой поступок деда?

Ему жалко отдавать своих коров в колхоз, в чужие равнодушные руки. Это протест не против коров, а  против тех, кто ломает вековые традиции крестьянского уклада жизни: отучает выращивать урожай, разводить скот, ухаживать за землей, быть на ней разумным хозяином. Показательно, что в этой сцене всегда покладистый и трудолюбивый дед уподобляется деревенскому лоботрясу Левонтию.

Что же, по мысли Астафьева, примиряет человека с такой нелегкой жизнью вразброд?

Это, конечно, природа, к которой так внимателен и чуток Витя. Она смягчает остроту социальных противоречий и не только в этом рассказе. Наедине с ней мальчик успокаивается, в душе его воцаряется гармония: «… никогда-никогда более я не был так близок к небесам, к богу, как тогда, в те минуты соприкосновения двух светлых половинок дня, и никакая тайна не вселяла в меня столь устойчивого успокоения». Это ещё один важный нравственный урок рассказа.

Рассказ «Бурундук на кресте»

В нём мы видим главного героя  уже подростком. Нелегко складывается его жизнь, когда вернувшийся из тюрьмы отец решает забрать Витю от бабушки.

Исторические события вмешиваются в человеческие судьбы и отношения. В этом рассказе уже нет авторской иронии, с болью душевной  пишет Астафьев о том, как погублена оказалась большая и трудолюбивая крестьянская семья.

Новая власть, перемены, от которых жить труженикам стало хуже, а лодырям – лучше, тяжкие испытания  не обошли стороной и Витину семью. Пусть ребята расскажут о судьбе его деда по линии отца.

В любой частной истории нужно видеть масштаб.

Витин прадед Яков Максимович и дед Павел Яковлевич держали в Овсянках мельницу. Деревенская голыдьба распустила слух о том, что в брёвнах своего лиственничного дома они прятали золото. Деда с прадедом тут же раскулачили, сослали на север, в Игарку, где помешавшийся от горя прадед умер. Добротный дом раскатали по бревну, разорили, но  золота так и не нашли.

Витин отец Пётр Павлович попросил сельсовет, чтобы ему отдали хотя бы кухню от дома. В этом отказали, решено было дом отстроить заново и отдать его под колхозное правление.

Мельницу отобрали тоже, и зерно молоть стало негде. Его запаривали в горшках, у детей болели животы.

Попросим  оценить все эти «преобразования» новой советской деревни и объяснить отношение к ним автора.

Горечь, издёвка, обличение – вот его отношение к происходящему в родном селе. Всё это спрятано за такой, казалось бы, беспристрастной и сухой манерой повествования. Тогда, незрелым  подростком, он мало что понимал. Учащиеся, конечно, скажут, что всё происшедшее трудно даже назвать бесхозяйственностью. На глазах у всех нарушаются все человеческие права, выбивается почва из-под ног рачительных хозяев, жизнь их ничего не стоит. К власти пришли горлопаны и лодыри, умеющие только орать речи на собраниях, бить себя кулаком в грудь и одним росчерком пера вершить чужие судьбы. Такой  показана  сноха бабушки, тётка Татьяна. Пока полуграмотная колхозная активистка митинговала на собраниях («Сольем наш ентузиазм с волнующимся акияном мирового пролетариата!»), её дети бегали по деревне голодными, бабушка жалела ребятишек и подкармливала их.

Так как все эти бездельники никогда своего хозяйства не держали, то и с колхозным управляться они не могли: не знали, как и чем кормить обобществленную скотину, какие земли использовать под пашни. Советы разумных людей никто не слушал, и скоро все в деревне «пошло на растапур». Пашни зарастали бурьяном, скотина голодала, а ретивые «партейцы», отправив в ссылки кулаков, бросились раскурочивать их сеялки и косилки. Классовая ненависть заглушала последние доводы здравого рассудка.

Что же случилось с мельницей?  Её решили запустить, но вскоре она превратилась в злачное место для овсянкинских мужиков. Они приезжали сюда напиться, потом дрались, тягались на опоясках, давили крыс и до смерти загоняли не своих уже лошадей.

 Кончилось тем, что перепившийся мельник, отец Вити, мельницу сломал. Это расценили как вредительство и дали ему пять лет лагерей на Беломорканале.

 Почему люди так дико вели себя? При ответе на этот вопрос ребята свяжут его с политикой новой власти, безжалостно рвущей вековые связи крестьянина с землей, с хозяйством, отучающей человека созидать. Выбитые из привычной колеи, люди деградировали, теряли облик человеческий, не видели никакого смысла в своей жизни.

Конечно, писателю интересно изучать человеческие характеры, которые порождало это драматичное для России время. Какие человеческие типы воплощены в характерах Витиных родителей?

Рано угасшая мать Вити – это тип человека - праведника, труженика. Тихая, робкая, добрая, безответная, она работала в доме свекра, как поденщица, слыша в ответ лишь грязную брань. Но зла мать не помнила. Когда свекра сослали на север, она ходила вокруг пустого дома и молилась, чтобы Бог вернул её родных из далекой земли.  

Когда мать поехала в тюрьму на свидание с мужем, лодка, в которой она сидела, перевернулась и несчастная утонула в реке, оставив Витю сиротой. Мельничное веселье безалаберного Витиного родителя косвенно погубило бедную женщину. Если бы люди думали над последствиями своих поступков…

Отец, Петр Павлович, полная противоположность матери. Плясун, красавчик, разбитной гуляка, он никогда не любил работать, поэтому всю жизнь искал «руководящие должности». С Беломорканала он вернулся, будто герой с войны. Гордый, веселый, праздничный, с набором тюремных изречений. Вскоре он вновь женился. Мачеха была молодая, дурная нравом, истеричная. Она невзлюбила Витю, наговаривала на него отцу. Прослышав об огромных заработках на севере, отец со своим семейством, забрав и Витю, двинул туда. Работу нашел по себе: заделался продавцом в овощной ларек. Казалось, в характере разухабистого Петра Павловича  дан тип человека вольного, свободного, легкого на подъем. Согласятся ли с такой характеристикой ребята?

Нельзя быть свободным от всего. Легкомыслие и беспечность отца становятся синонимами равнодушия к человеческому существованию вообще. Особенно ярко это проявляется в отношении к сыну. На севере Витя жил с дедом Павлом, который учил его подледной рыбалке. Однажды суровый дед сжалился над порядком обносившимся внуком и отправил его в киоск к отцу в надежде на его помощь. Отец дал Вите… рубль на конфеты и услал от себя. Таким, как он, не интересна размеренная трудовая жизнь, его постоянно тянет на авантюры, но он не понимает, что от его неуемного желания найти себя в этой жизни погибла жена, страдает родной сын.

Как изменяется в этой главе Витина бабушка?

Из грозного «генерала» Катерина Петровна превратилась в несчастную согбенную старуху. Умирает дед, ненавистный зять отнимает последнее что дорого – внука. Бабушка на коленях умоляет Витиного отца не увозить мальчика, но её прогоняют прочь, не сказав доброго слова. Вите очень жалко бедную бабушку, но он ничего не в состоянии изменить. Вот так опять с кажущейся бесстрастностью показывает нам писатель удивительное человеческое бессердечие, чтобы мы, его читатели, извлекли из прочитанного верные уроки.

Перед отъездом тайком от отца Витя идёт на могилу мамы, где встречает бабушку. Катерина Петровна замечает на могильном кресте дочери бурундука. По каким- то своим приметам она решает, что это недобрый знак, будто интуитивно предчувствуя печальную участь любимого внука. Её опасения оправдались: очень непросто жилось Вите в его новой семье, где он никому не был нужен, немало тяжких испытаний пришлось ему вынести.

Книга В.П.Астафьева мудра, необыкновенно глубока и поучительна, её нравственные уроки очень пригодятся в жизни любому. Спросим учащихся, что же они из неё извлекли, чему она научила?

У каждого в жизни один путь: трудиться, наполнять себя знаниями, отвечать за свои поступки и любить своих ближних. Кажется, всё просто, но пройти этот путь достойно не так и легко, множество испытаний приходится преодолеть человеку, но выносить их нужно не теряя человеческого лица. Немало хлебнул на своём веку герой Астафьева, но не озлобился на людей, не стал эгоистом, наплевательски прожигающим жизнь. Он горячо любит деда, бабушку, воспитавших в нём  нравственно здорового, цельного человека, но по - своему любит и непутёвого отца, и недоброго Павла Яковлевича, ведь благодаря этим далёким от нежности и сентиментов людям он, подросток, узнал жизнь, научился за себя бороться, приобрёл трудовой опыт. Нужно уметь быть благодарным,  не следует ожесточать душу, в каждом, с кем свела жизнь, нужно отыскать хорошее.