Эссе филолога

Пинясова Елена Николаевна

 

«Язык, которым Российская держава великой частью света повелевает,

по его могуществу имеет природное изобилие, красоту и силу,

чем ни единому европейскому языку не уступает»

Михаил Ломоносов

За десять лет работы филологом у меня было много разных уроков: плодотворных, рабочих, эмоциональных, спокойных, впечатляющих, насыщенных и запоминающихся. Уроки бывают разные, но запоминаются на всю жизнь только самые особенные. Одним из таких, дорогих мне сердцу, уроков был урок русского языка в 11 классе по теме «Патриотизм: знак вопроса».

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_filologa.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе

«Моя методическая находка»

«Язык, которым Российская держава великой частью света повелевает, по его могуществу имеет природное изобилие, красоту и силу, чем ни единому европейскому языку не уступает»

Михаил Ломоносов

За десять лет работы филологом у меня было много разных уроков: плодотворных, рабочих, эмоциональных, спокойных, впечатляющих, насыщенных и запоминающихся. Уроки бывают разные, но запоминаются на всю жизнь только самые особенные. Одним из таких, дорогих мне сердцу, уроков был урок русского языка в 11 классе по теме «Патриотизм: знак вопроса».

        Это была дискуссия для старшеклассников, организованная с целью закрепления на практике правил устного выступления учащихся. В процессе дискуссии кроме образовательных и развивающих задач я старалась реализовать и воспитательные задачи, такие как, воспитание чувства патриотизма, умений применять изученный учебный материал в практических ситуациях, умений защищать свои убеждения, обеспечение гуманистического характера обучения и, конечно же, воспитание любви и уважения к родному языку и творчеству русских писателей и поэтов.

Опорными понятиями на уроке стали: дискуссия, оппонент, пропонент; Родина, патриотизм, национализм.

В ходе подготовки к дискуссии мною были составлены вопросы для обсуждения, проведено анкетирование учащихся, подобраны цитаты по теме. В день проведения урока я подготовила и кабинет: на доске прикрепила изображения символики России – герб, флаг, текст гимна, а также подобрала музыкальное сопровождение: гимн Российской Федерации и песню в исполнении Марка Бернеса «С чего начинается Родина». Для работы на уроке распечатала цитаты М. Ломоносова, В. Гюго, К. Паустовского и действующего в то время президента Российской Федерации Владимира Путина о патриотизме, Родине, родном языке.

Я с нетерпением ждала начала урока. И вот прозвенел звонок, и урок начался.

- Уважаемые старшеклассники! – обратилась я к классу. - Сегодня мы проводим дискуссию «Патриотизм: знак вопроса». Накануне вы участвовали в анкетировании, результаты которого мы сегодня узнаем. Нам также предстоит работа со словарями. Но главная цель нашего урока: закрепить на практике правила устного выступления.

Реализуя образовательную задачу, я задала учащимся два вопроса:

- Перечислите правила деловой дискуссии.

- Как называются участники дискуссии?

На эти вопросы одиннадцатиклассники ответили без затруднений.

 

Несколько секунд молчания. Звучит Гимн Российской Федерации. Мои девчонки и мальчишки встали из-за парт, и с торжественным видом выслушали гимн.

Выдержав паузу, я обратилась к классу:

- Вопрос не в том, нужен или не нужен нам патриотизм. Любая страна рассыплется в прах, если ее граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, желание сделать жизнь на этой земле лучше.

Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимает семья, работа, служение Отечеству. Родная мать, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги, природа – такие простые, теплые человеческие ценности становятся основой настоящей любви к Родине.

А вы помните песню «С чего начинается Родина?» в исполнении Марка Бернеса?      

- Конечно, помним! – ответили почти хором ученики.

Звучит известная всем с детства песня, и мы вместе с ребятами подпеваем прекрасному исполнителю.

- Обратимся к вопросам для обсуждения.

Как вы понимаете слова «родина», «патриотизм»?

При ответе на этот вопрос одиннадцатиклассники использовали словарные статьи толковых словарей Ожегова и  Даля, распространяя их своими суждениями.

На вопросы «Считаете ли вы себя патриотом? Почему? Какие поступки надо совершить, чтобы их назвали патриотическими?» развернулась дискуссия. Обсуждая ответы друг друга, комментируя свои доводы, между Аленой и Николаем возник спорный момент. Алена не согласилась с мнением одноклассника в том, что даже участие в спортивных соревнованиях есть признак патриотизма. На что Коля ответил: «А ты что, на лыжах за грамоту бежишь что ли? Ты за честь школы, поселка бежишь. А это наша малая Родина. Разве это не патриотизм?» Алена согласилась, немного покраснев. Я молча наблюдала за их общением и внутренне была очень довольна, что мне удалось спровоцировать их на открытый разговор.

Далее одна из учениц класса озвучила часть результатов анкетирования. И вот какими любопытными они оказались.

Абсолютно все учащиеся готовы посвятить свою жизнь процветанию Родины. А на вопрос «Хотели бы Вы уехать из России?» несколько человек ответили: «Если только в гости или отдохнуть, но ненадолго.»

Я продолжаю вести урок.

- В последнее время стало модным ругать прошлое нашей страны. Я считаю в некоторой степени это предательством. Я люблю свою страну такой, какая она есть, и горжусь своей Родиной, знаменитыми учеными, писателями, художниками, спортсменами. Хотелось бы узнать ваше мнение на этот счет.

- В какие именно моменты испытываете национальную гордость?

В ответах старшеклассников прозвучали имена классиков русской литературы, современных писателей и поэтов. Было приятно, что они не забыли своего земляка – Виктора Петровича Астафьева, который родился в д. Овсянка нашего края. И среди перечисляемых имен художников и спортсменов были названы имена наших соотечественников: В. И. Суриков и Иван Ярыгин.

- Устраивает ли вас гимн нашей страны, прозвучавший в начале урока? Какие эмоции он у вас вызывает?

- Я очень довольна гимном России и, слушая его, испытываю гордость и прилив сил, - ответил один из учеников.

Многие ребята в ответах были солидарны с ним.

Далее из результатов анкетирования мы узнали, что все учащиеся интересуются героическим прошлым нашей страны.  Но особенно нас поразил ответ одной ученицы, которая подробно рассказала историю своего дедушки-фронтовика.

Также стало известно, что каждый из присутствующих считает себя истинно русским человеком, несмотря на то, что у двух девчонок немецкие корни, а одна ученица правнучка казашки. Но девчата так отстаивали свои ответы, что, в конце концов, каждый из нас не сомневался в их истинно русском происхождении. На этом этапе дискуссии старшеклассники выяснили, что такое национализм.

- Еще в древних Афинах человек, не прошедший воинской службы, не мог стать равноправным гражданином.

В Советском Союзе служба в рядах нашей армии считалась почетной обязанностью каждого молодого человека.

Что вы знаете о российской армии?

Взоры женской половины класса обратились на парней. И не стало удивительным то, что каждый из них искренне заявил, что пойдет служить в армию, считая это своим гражданским долгом и, учитывая, изменения в современной армии в лучшую сторону.

Ученица озвучивает последние результаты анкетирования.

Большая часть класса считают, что стране нужны профессиональные военные. Остальные (это были девушки) воздержались. И в заключении все парни из класса назвали профессию офицера престижной.

В конце урока я обратилась к классу:

- Наша дискуссия подходит к концу, надеюсь, что она была полезной для всех нас, участников диалога. Прошу вас поделиться впечатлениями.

- Мне очень понравился этот урок, я рада, что приняла в нем участие, спасибо всем за этот важный урок. – Так высказалась Мария.

- А я не ожидал от себя таких ответов и до этого урока, если честно, не задумывался так серьезно о том, патриот я или нет, но теперь точно знаю, что «да»! – Эмоционально выступил Николай.

Ксения смущенно произнесла:

- Елена Николаевна, спасибо Вам за наше воспитание.

И большей награды не надо…